Архив   Авторы  
Главный удар кризиса пришелся как раз по европейским туристическим меккам. Пальма первенства здесь, конечно, у Греции

Турдом
Дело

Сделает ли кризис европейские курорты доступнее и дешевле?


 

Дождались. Замок на границе с Евросоюзом издал первый обнадеживающий щелчок. В начале недели на саммите в Ростове-на-Дону лидеры России и ЕС решили наконец вплотную заняться вопросами отмены визового режима. По словам главы МИДа Сергея Лаврова, Москва готова перейти на безвизовый хоть завтра. Колебалась Европа. Но теперь и у нее нет резона долго тянуть. Новая волна кризиса не пощадила туристический бизнес - один из главных кормильцев евробюджета. Своими силами гражданам Старого Света "турдом" на плаву не удержать. А лучший способ заманить туда иностранцев - пошире распахнуть двери. Опыт Израиля и Турции - лучшее тому подтверждение.

Скорее мертв, чем жив

Сильнее других открытию еврограниц сопротивлялась Германия. Теперь и она согласилась на передачу Москве "дорожной карты" - перечня мероприятий, которые страна должна осуществить, дабы претендовать на безвизовый режим с ЕС. Но все это дело небыстрое. Тут и поголовное введение биометрических паспортов, и принятие законов о защите данных, и совершенствование охраны границ... Наконец, сама по себе передача "дорожной карты" не накладывает на ЕС обязательств отменить визы к определенному сроку. Но и игнорировать ее исполнение Евросоюз не имеет права. Да и зачем?

Кризис наступает на Европу. Растут безработица и цены, в том числе на горючее, транспорт и продукты питания. Старый Свет, похоже, прощается с устоявшейся привычкой, когда верной спутницей финансовых катаклизмов становится дефляция (падение цен). Теперь все иначе. В Германии, к примеру, к грядущему фестивалю пива гостям готовят циничный сюрприз - подорожание этого культового для немцев напитка.

По иронии судьбы главный удар пришелся как раз по европейским туристическим меккам. В конце прошлой недели программу по затягиванию поясов провозгласил Сильвио Берлускони. К вальяжному времяпрепровождению на еврокурортах сограждан она явно не располагает: сокращение числа госслужащих (в ближайшие годы вместо пяти уволившихся бюджетников на работу будут принимать только одного), замораживание (а у министров и высокопоставленных чиновников - сокращение) зарплат, введение новых налогов и повышение пенсионного возраста. А что поделаешь - долги у страны, и внутренние, и внешние. Италия, напомним, по этой части лидер континента: в 2009 году ее госдолг составил 116 процентов ВВП страны! Не отстают и другие средиземноморские здравницы - Греция и Испания, ранее уже огласившие примерно аналогичные программы.

В Испании, еще не оправившейся от "американского" кризиса, к тому же существенно сокращаются госинвестиции и финансирование регионов. По признанию очевидцев, даже в престижной Марбелье идет вал банкротств частных магазинчиков и ресторанов. За элементарным провиантом приходится совершать получасовые автопробеги.

Вторая волна кризиса пришла неожиданно и расползается молниеносно. Помимо начавшегося в этом году финансового обвала ситуацию усугубил исландский вулкан, поломав все оптимистические прогнозы тураналитиков. Закрытие всего на несколько дней воздушного пространства над Европой обернулось для авиакомпаний чистыми убытками порядка 2 миллиардов долларов. А тут еще издержки от охвативших средиземноморские страны разного рода забастовок, начиная от работников транспорта и заканчивая... Впрочем, как показывают волнения в Греции, "нет у революции конца": приспичит, так бастуют все! Недавно к этому движению присоединились British Airways.

Приговор суров. "В будущем европейцы будут отдыхать реже. При этом привычные сегодня двухнедельные поездки заменят более короткими, - сказала "Итогам" Катрин Симон из Office de Tourisme в Бордо. - И вообще, если власти единой Европы не предпримут в ближайшее время эффективных мер по укреплению позиций туристической отрасли, безработица в этой сфере может достичь критических размеров". Туризм, напомним, прямо или косвенно обеспечивает более 10 процентов ВВП и гарантирует примерно 12 процентов рабочих мест в ЕС.

Скажете, ну и что, это их, европейцев, проблемы? Не совсем так. Все это касается примерно пяти процентов россиян - именно столько соотечественников планирует выехать на отдых за границу, плюс еще 29 процентов тех, кто об этом (судя по опросам) мечтает. Чем такая ситуация грозит, к примеру, предпочитающим летом средиземноморскую экзотику? Туристический рынок начнет разваливаться, отели станут разоряться, инфраструктура обветшает...

"Движущей силой восстановления туристической сферы являются главным образом страны с формирующейся рыночной экономикой", - говорит Талеб Рифаи, генсек Всемирной организации туризма. Это надо понимать так, что без наших "пяти процентов" осуществить в рамках ЕС операцию "SOS: туризм" будет сложно.

Только вот сподвигнутся ли на такой подвиг наши соотечественники? Начало переговоров о безвизовом режиме - это, конечно, хорошо, но хотелось бы и "синицу в руки". В виде качественных туристических услуг и некусачих цен. Бонус, одним словом. Ведь помимо спасения Европы у нас у самих проблем хватает.

Спасая Европу

Для начала - о проблемах. Летом 2010 года, по опросу ВЦИОМ, большинство (55 процентов) соотечественников проведут отпуска дома - на заграницу денег нет! Еще 19 процентов отсидятся на даче. Каждый десятый махнет "на юга" - на Черноморское побережье России, а 9 процентов - в другие живописные места страны. Сухой "заграничный" остаток, как уже было сказано, - пять процентов. Сорить деньгами, как в былые годы, -соотечественники при этом не расположены.

Еще одно новое веяние. Как и европейцы, наши люди теперь стараются по минимуму пользоваться услугами туроператоров. Объем платных услуг, оказанных турагентствами, сократился в прошлом году на 7,5 процента: в 2008 году эта сумма оценивалась в 73 миллиарда рублей, а в 2009-м она упала до 70,9 миллиарда. В Европе, кстати, эта тенденция развивается очень активно и весьма способствует, с одной стороны, экономии личных средств, а с другой - больно бьет по посредникам-турагентствам и отельерам (многие предпочитают отелям недорогие, доступные через Сеть частные апартаменты). "В этом -году россияне настроены по-деловому: кризис вынудил отдыхающих быть экономными", - сетует "Итогам" менеджер крупного московского тур-агентства.

Так или иначе, из всех видов туризма на российском рынке пляжный остается самым востребованным. Подвигнет ли на отпуск в Европе нынешнее падение евро?

Одна из европейских турассоциаций в преддверии летнего сезона сделала обзор наиболее "бюджетных" стран. Из Европы в рейтинг попали Хорватия и Болгария. Причем первая - с пояснением, что ехать туда нужно сейчас, так как в июле - августе цены существенно вырастут.

Что касается наших туроператоров, то опрошенные эксперты отметили две особенности. Вкратце их можно сформулировать так.

Первое: дешевых туров, несмотря ни на какой финансовый кризис, не ждите.

И второе: увидели тур "по дешевке" - не покупайтесь, в итоге заплатите больше.

По словам пресс-секретаря Российского союза туриндустрии Ирины Тюриной, "евро, конечно, подешевел по отношению к рублю. Но снижение, точнее, неповышение цен на туруслуги нивелируется увеличением стоимости авиаперевозок и топливными сборами. И эта тенденция будет только нарастать".

В Греции, правда, как заверил премьер Георгиос Папандреу, на время турсезона будут отменены аэропортовые сборы. Везде - за исключением столичного Элефтериос Венизелос. Но, во-первых, наши туроператоры этого пока "не заметили", а во-вторых, отмена сборов компенсируется периодическими забастовками транспортников.

Особого ажиотажа на евронаправлениях так или иначе не ожидают. Чартерные программы в Москве и регионах, по словам Ирины Тюриной, расширены, "но с таким расчетом, чтобы можно было их скорректировать - снять незагруженные рейсы или поставить менее вместительный самолет в случае недостаточного спроса". Главные же заграничные направления будут в этом сезоне такими же, как в прошлом: Турция, Болгария, Кипр, Тунис, Черногория, Хорватия.

Но внимание: в сезон - а он начинается с 1 июня - туроператоры все как один обещают повышение цен на путевки. Это коснется практически всех "пляжных" направлений. Так, впрочем, происходит каждый год, и этот, несмотря на падение евро, не иск-лючение.

Некоторые туркомпании обещают спецпредложения, в частности по проблемной Испании. Но скидки вряд ли ожидаются на хорошие отели - они коснутся гостиниц ниже четырех звезд.

Как объяснили нам в одной турфирме, дешевизна многих спецпредложений - это скорее всего подвох. Например, если вам предлагают тур за 981 евро на две недели, то поищите, чему равен курс такого евро: наверняка мелкими буквами будут написаны очень неожиданные цифры. Словом, хотите хорошо отдохнуть, не покупайтесь на упавшие цены. Никаких реальных антикризисных бонусов на европейских направлениях не предвидится.

Как обычно, сэкономить можно на горящих путевках и на раннем бронировании. В анонсах можно увидеть сообщения о скидках "от 10 до 50 процентов". На деле по максимуму не получите нигде, а в хорошие отели на островах можете не получить и по минимуму.

Да, и специально по поводу Греции. Несмотря на волнения и забастовки, цены на туры в Элладу также не снижаются. Аргумент такой: все неприятности случаются в Афинах, а мы вам предлагаем райские острова!

Ну так как - будем спасать Европу? Или проголосуем европейским "рублем" и подождем, пока хотя бы границы откроют? Беда в том, что такой патриотизм вряд ли сподвигнет к совершенствованию и творческой фантазии нашу отечественную туриндустрию. А жаль!.. Чем соблазняют измученных или просто напуганных кризисом туристов настоящие профессионалы? Не экономией единой. Бизнес этот настолько специфический, что порой за счет мелких деталей, продуманных удобств можно добиться отнюдь не маленьких прибылей. Не время дремать и привлекать отдыхающих единственным, по сути, ноу-хау в виде all inclusive.

Вот, к примеру, японцы из авиакомпании All Nippon Airways (ANA) решили увеличить женскую часть своей клиентуры за счет создания на бортах международных лайнеров специально оборудованных дамских туалетов. С 1 марта этого года такие клозеты установлены ANA в салонах всех категорий, включая экономкласс. Положительные результаты, видимо, не заставили себя ждать: на днях в полет отправился первый Boeing той же самой ANA с washlet - электрически подогреваемым и оснащенным всевозможными гаджетами унитазом-биде. И впрямь: неисповедимы пути к сердцу туриста! Или - не только к сердцу...

Кризис

Ни сна, ни отдыха

Как свидетельствуют итоги опроса международной маркетинговой компании Ipsos, проведенного в странах Евросоюза, титул самых легких на подъем по праву достается британцам: более 70 процентов из них едут на летние каникулы. На втором месте австрийцы, далее следуют итальянцы (68), испанцы и французы (по 65), бельгийцы и немцы (60). У большинст-ва европейцев летний отдых длится не более двух недель, только избалованные долгими отпусками немцы, французы и бельгийцы позволяют себе расслабиться подольше. Как европейцы выбирают, где и каким образом отдыхать? Семь из десяти опрошенных долго размышляют, прежде чем принять решение. При этом 29 процентов реагируют буквально в последнюю минуту, соблазнившись горящими путевками. Собираясь в отпуск в 2010 году, средний итальянец планирует потратить 499 евро, испанец - 451. Кстати, поляки считаются самыми, скажем дипломатически, бережливыми. Самые же щедрые, о чем говорит опыт прежних лет, - скандинавы: датчане, например, в день расходовали 115, а шведы - 83 евро.

80 процентов опрошенных Ipsos ответили, что предпочитают провести вакации во Франции, Италии и Испании, то есть недалеко от дома, а значит, и подешевле. Спасут ли они ситуацию на европейском туррынке? Увы, нет.


Кирилл Привалов

В россии

Недешево и сердито

Несмотря на то что в прошлом году общее количество гостиниц в России увеличилось на 117 единиц и составило 11,4 тысячи, доля въездного туризма в ВВП страны всего 2,5 процента. И еще одна цифра: в отечественной туриндустрии сейчас работает чуть более миллиона человек, что составляет 2,3 процента всего занятого населения. Ничтожно мало по сравнению с другими странами. Впрочем, ничего удивительного, если учесть, что номерной фонд всех отелей и аналогичных средств размещения в России насчитывает немногим более миллиона койко-мест. Меньше, чем в одной крупной европейской столице. Да и цены у нас кусаются. По данным Минспорттуризма, средняя стоимость гостиничного номера по стране составляет 1800 рублей в сутки. Что дорого, учитывая невысокий уровень отельного сервиса, особенно в регионах. Если приплюсовать к этому заоблачные цены на переезды по стране (к примеру, перелет из Москвы в санаторий Кавминвод обходится порядка 10 тысяч рублей в оба конца), то можно себе представить: отдых в наших пенатах - удовольствие из дорогих не только для россиян, но и для европейцев.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера