Архив   Авторы  
По мнению собеседника «Итогов», россияне не должны импортировать готовую продукцию — пластмассу или качественную автомобильную сталь. Ее следует делать самим

Иностранный компонент
Дело

«В России история с автопромом получилась более удачная, чем в США», — считает новый председатель совета директоров корпорации «Русские машины» Зигфрид Вольф



 

Российский автопром, как и американский, также проходит через непростой период посткризисных реформ. О том, как выглядела глазами иностранца российская автоиндустрия в 90-е и сейчас, как решить в нашей стране проблему дорог, и о том, как договориться с Олегом Дерипаской, в интервью «Итогам» рассказал бывший сопредседатель правления концерна Magna, а ныне председатель совета директоров корпорации «Русские машины» Зигфрид Вольф.

— Господин Вольф, как вы оказались на руководящем посту в российском автопроме?

— Последние 16 лет я руководил канадской компанией Magna вместе с Дональдом Уокером. Когда мы начинали развивать бизнес Magna в Европе, в штате числилось порядка 800 человек, а к тому моменту, как я принял предложение поработать в «Базовом Элементе», число сотрудников возросло почти до 35 тысяч. Magna присутствует почти во всех сферах автоиндустрии — от производства отдельных деталей до полноценной сборки автомобилей, в том числе и в России. Теперь я возглавляю советы директоров нескольких компаний «Базового Элемента»: «Русские машины», «Группа ГАЗ» и «Главстрой».

— С переходом в «Базовый Элемент» вы сохраните за собой пост соруководителя Magna?

— Нет. С учетом всех юридических аспектов я окончательно распрощался с Magna 15 ноября. Дело в том, что в англо-саксонской корпоративной культуре генеральный директор вдобавок еще входит и в совет директоров. Поэтому процесс перехода на другое место работы занимает довольно долгое время. Но с середины ноября я уже формально не связан с Magna.

— Ну и какие у вас цели и задачи в российской компании?

— Я думаю, что моя роль в «Базовом Элементе» будет сфокусирована на активном тренинге, внедрении новых современных принципов управления. Владелец корпорации Олег Дерипаска как раз из тех людей, которые видят в этом необходимость. Кроме того, мне нужно будет сформировать команду, искать новые таланты и сводить их вместе ради процветания компании. В этом плане у России есть хороший интеллектуальный потенциал. Я командный игрок, и здесь, на новом месте работы, открывается возможность завоевать доверие людей.

— В 2009 году было много сообщений о том, что Magna, «ГАЗ» и GM собираются создавать в России производство автокомпонентов. На какой стадии этот проект?

— Когда я работал в Magna, перед нами стояло две цели: модернизация системы поставок автокомпонентов и их производство. А с GM мы работали над проектом создания массового автомобиля стоимостью меньше 10 тысяч долларов, который бы удовлетворял основным потребностям автомобилистов и был бы создан из местных компонентов. Я никогда не видел машину в пассажирском сегменте, которая бы подходила одновременно всем странам. Всегда приходится учитывать локальный фактор, потребности местного рынка, климат и, конечно, состояние дорог. Это означает, что в России, например, необходима более «крепкая» машина, чем, скажем, автомобилистам Австрии или Франции.

Что касается отношений с «ГАЗом», то у Magna было совместное предприятие по производству бамперов, автомобильных окон и т. д. В конце концов нам пришлось решать, что лучше: развивать собственный автомобильный бренд или сконцентрироваться на контрактном производстве? Продвигать собственный бренд стоит много денег и усилий. В итоге мы решили продолжить отношение с «ГАЗом».

— В России есть такая шутка: у нас в стране всего две проблемы — дураки и дороги. Как быть с последними?

— Отвечу так: не стоит давать людям рыбу, но стоит научить их рыболовству. И тогда любые, даже хронические проблемы эффективно решаются.

— Какие впечатления у вас оставил завод «ГАЗ»?

— Уровень сборки автомобилей на «ГАЗе» соответствует мировым стандартам. Да и Magna привнесла в процесс автопроизводства компании много современных технологий, особенно в производство «Газелей».

— В чем, на ваш взгляд, разница между западной моделью управления компанией и российской?

— С Magna я построил 19 заводов в Китае и могу сказать, что Россия в плане культуры управления больше похожа на Европу. У вас есть все необходимые задатки: хорошая система начального и высшего образования. Вопрос в том, как это соотносится с индустриальным опытом.

— Американский автогигант GM в разгар кризиса объявил о банкротстве, однако при помощи государства поправил состояние дел и недавно успешно провел IPO. В России государство не позволило «АВТОВАЗу» обанкротиться. Какая модель, на ваш взгляд, более эффективна?

— Здесь стоит различать системы функционирования предприятий. Абсолютно свободная публичная компания — американский путь, а поддерживаемая или даже контролируемая государством — европейский и в будущем российский. Проблема «АВТОВАЗа» заключалась в рабочей силе. Когда у тебя работают более 100 тысяч человек и еще миллион в смежных бизнесах, ты не можешь рубить с плеча. Вдобавок ко всему российская автоиндустрия сейчас находится под тяжелым долговым бременем. И в этом плане помощь правительства оказалась кстати. Но при этом главное — обеспечить равные условия ведения бизнеса, равные правила для всех участников рынка.

Ну а если сравнить с General Motors... Американское правительство перед банкротством компании вложило в нее около 60 миллиардов долларов, и сейчас, когда автоконцерн вышел на биржу, власти надеются в конечном итоге вернуть порядка 40 миллиардов. Но когда ты вместо 60 миллиардов инвестированных средств возвращаешь только 40, разве это хороший бизнес?

— Вообще-то не очень.

— Вот об этом я и хочу сказать. В России история с автопромом получилась более удачная, чем в США, но еще многое предстоит сделать. И очень важно не нарушить тот позитивный тренд, который сейчас наметился.

— Как вы считаете, что нужно сделать, чтобы модернизировать нашу экономику?

— Приведу пример. Magna открыла в России завод по производству стальной штамповки. Ему нужно в год около 40 тысяч тонн стали. Но из-за проблем с качеством металла порядка 85 процентов его приходится импортировать, и лишь 15 процентов остается на долю местных производителей. Или другой пример. Россия является одним из крупнейших экспортеров нефтепродуктов. Однако вам приходится импортировать пластмассы. Почему продается только исходный материал? В этом направлении я вижу развитие. Не должно быть такого, что, например, Россия осуществляет запуски на Луну и при этом имеет проблемы с производством автомобильной стали. Все должно развиваться в комплексе.

— Ваши впечатления от России в первый свой визит? Когда это было?

— В конце 90-х Magna поглотила австрийскую компанию Steyr, которая тогда работала с «ГАЗом». Когда я впервые приехал на российский завод (кажется, это было в 1998 году), я увидел линейку по производству «Газелей». Поскольку машины оснащались дизельным двигателем Steyr, я должен был проверить качество конечного продукта, и оно оказалось не на самом высоком уровне. Через несколько лет я снова посетил завод, меня водил по нему Олег Дерипаска. В тот день я как-будто оказался на другом предприятии. За несколько лет все изменилось кардинально — «ГАЗ» одним из первых в России внедрил систему «бережливого производства», значительно повысил эффективность, стал внедрять новые технологии. Тогда я подумал, что в России лучше развивать бизнес не одному, а в партнерстве. Я сказал, что мне было бы интересно поработать с Олегом и совместить производство автокомпонентов с местными мощностями. В тот день мы договорились совместно построить завод по производству автокомплектующих.

— Это означает, что вы верите в Россию?

— Когда мы запускали вместе с «ГАЗом» линейку по производству легкового автомобиля Siber, я увидел 40—50 молодых русских инженеров, которые могли запрограммировать и наладить сборочные роботы самостоятельно (учитывая, что оборудование было американское), и у меня отпали все сомнения насчет того, стоит ли инвестировать в Россию. С тех пор Magna вложила в вашу страну 250 миллионов евро. Если не видишь пользы, не инвестируй — этим принципом я и руководствуюсь.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера