Архив   Авторы  
Корпорация GM провела крупнейшее IPO в истории

Иногда они возвращаются
Дело

Реанимация «динозавров» американского автопрома обошлась в 62 миллиарда долларов. Стоит ли Детройт мессы?



 

Слухи о кончине американского автопрома оказались преувеличенными. Так можно интерпретировать выступления Барака Обамы сначала на заводе автогиганта General Motors в Хамтрамке, а потом и на предприятии другого представителя «детройтской тройки» — Chrysler — в Кокомо. Президент США не жалел слов ни для производителей, ни для потребителей, все больше отдающих предпочтение американским авто. Конечно, у Обамы была и своя задача: оправдать президентскую щедрость — гигантскую помощь, оказанную автогигантам из федеральной казны. А это ведь почти 62 миллиарда долларов! «Инъекция», надо признать, помогла. Вопрос в другом: готовы ли автогиганты жить с ампутированными конечностями? Ведь компании продолжат жизнь совсем в другом обличье — они стали меньше, потеряв заводы, бренды, дилерские центры и десятки тысяч рабочих мест. На выходе же только одно: автопром вернул себе конкурентоспособность.

Чужие деньги

Ford, например, заработал в этом году 6,3 миллиарда — больше, чем за предыдущие пять лет, вместе взятые. Chrysler, о котором все говорили, что ему-то уж точно рецессию не пережить, активно нанимает новых рабочих. General Motors три квартала подряд показывает прибыль, позволившую компании провести размещение на бирже своих акций на сумму 23,1 миллиарда долларов — самое крупное в истории.

А ведь всего год-полтора назад казалось, что крах знаменитой «детройтской тройки» неминуем. В июне прошлого года GM имела 172,8 миллиарда долларов долгов при активах на 82,3 миллиарда. Не менее сложным было положение Ford и еще хуже — у Chrysler. Логичным шагом в такой ситуации для первого стала «реструктуризация». Двух других участников «тройки» «упорядоченно» обанкротили.

Если Ford, который не брал денег у правительства, оставил для решения этих задач прежнего руководителя — Алана Мулалли, то GM и Chrysler вынуждены были со своим руководством распрощаться. Причем уход Рика Вагонера, главы GM, был категоричным требованием администрации Обамы. Компании возглавили люди, далекие от отрасли.

Новый руководитель GM Эдвард Уитакер в прошлом возглавлял коммуникационную компанию AT&T и честно говорил в интервью: «Я ничего не понимаю в машинах». Видимо, в автомобилях как таковых не больше разбирается и пришедший ему на смену Дэн Акерсон из инвестиционного конгломерата Carlyle Group. Но, как считает эксперт Эндрю Соркин, «для некоторых компаний при некоторых особых обстоятельствах есть необходимость в приходе человека с одним главным опытом — финансового инжениринга». Ситуация, хорошо описанная в голливудском фильме «Чужие деньги», где инвестор с Уолл-стрит в исполнении Денни де Вито говорит, что ему наплевать на сантименты и воспоминания о славном прошлом, если они несут убытки.

Кризисные менеджеры со своей задачей справились, применив крайне жесткие меры. Например, в случае с GM на втором этапе реструктуризации произошло отделение корпоративных зерен от плевел. Все, что работает, перешло новой компании с косметическим изменением в названии (General Motors Corporation превратилась в General Motors Company). Что не работает — к специально созданным подразделениям по избавлению от побочных активов. Ford, в частности, распрощался с пятью корпоративными самолетами. Но главным в деле экономии было закрытие неэффективных предприятий, пунктов продаж и обслуживания автомашин. GM только в США сократила около 20 тысяч служащих и еще 8300 человек в Европе. Эта же компания объявила о закрытии 2600 дилерских центров. Chrysler закрыл 5 предприятий, где работали 4800 человек, и на четверть сократил число дилеров. Ford увольнения произвел еще раньше и теперь ограничился сокращением фирменных автосалонов.

Вдобавок «детройтская тройка» уменьшила число моделей машин, предлагаемых на рынке. GM, скажем, отказалась от производства или продала такие бренды, как Pontiac, Hummer, Saturn и Saab. В 2009 году предполагалась также продажа еще одной убыточной компании в рамках GM — Opel, претендентом на покупку которой выступал международный консорциум в составе Magna International и российского Сбербанка. Но через несколько месяцев GM от этой идеи отказалась, мотивируя свое решение наметившимся выходом из кризиса.

Сейчас GM сконцентрировалась на выпуске в Америке машин всего четырех марок — Chevrolet, Buick, Cadillac и GMC. Ford расстался с такими дорогими игрушками, как Aston Martin, Jaguar, Land Rover и Volvo, и продал свою 20-процентную долю в японской Mazda. Рекламное подразделение GM подсчитало, что одно только избавление от необходимости продвигать на рынке «лишние» бренды дает экономию около миллиарда долларов в год.

Лучше меньше, да лучше

Еще более существенную экономию дает перезаключение новых коллективных договоров с оставшимися работниками. «Детройтская тройка» во время своего расцвета взяла на себя необыкновенно щедрые обязательства по заработной плате, пенсиям, страховкам и т. д. Их выполнение стало одним из факторов проигрыша в конкурентной борьбе иностранным компаниям. По подсчетам Дэна Айкенсона из вашингтонского Института Катона, в GM полная компенсация за один рабочий час составляет примерно 73 доллара, в то время как на американских предприятиях Toyota эта цифра не превышает 48 долларов. И хотя эксперты спорят о точности конкретных цифр, то, что преимущество у пришельцев, никто не оспаривает. Результатом такой разницы является то, что аналогичная во всех смыслах модель автомобиля «тройки» в среднем на 2—3 тысячи долларов дороже, чем японская или южнокорейская. Мощный профсоюз работников автопромышленности США, после реорганизации ставший владельцем значительных долей в GM и Chrysler (соответственно 18 и 67 процентов), вынужден был смириться с изменившимися реалиями. Новым рабочим, приходящим на заводы «тройки», уже предлагают зарплату и прочие блага на уровне, сопоставимом с конкурентами. Считается, что эта мера облегчит финансовое бремя американского автопрома на 15—20 миллиардов долларов в ближайшие год-два.

Амбициозные планы имеет «тройка», и в особенности GM, в отношении своих зарубежных предприятий. В отличие от североамериканского рынка они дают устойчивую и постоянно растущую прибыль. В первой половине текущего года продажа автомобилей GM в Китае выросла по сравнению с таким же периодом прошлого года на 48,5 процента и впервые превзошла объем продаж в самой Америке. В одном Шанхае уже имеется 27 точек, торгующих «бьюиками». В первом квартале GM заработала не менее 400 миллионов долларов в Китае. «В процессе банкротства, — говорит аналитик из исследовательской фирмы IHS Automotive Майкл Робине, — GM-China была лучом света для всей корпорации и останется важнейшим элементом, который будет двигать всю корпоративную машину вперед». Растет интерес GM и к соседу Китая Индии. Там автогигант уже к концу следующего года намерен увеличить число своих дилеров с 211 до 240 и внедрить на местный рынок шесть новых марок автомобилей. Для этого GM-India предполагает сделать не менее 300 миллионов долларов новых инвестиций.

Крутой Детройт

Но все эти и множество других мер по спасению американского автопрома вряд ли дали бы желаемый эффект без главного — без предложения реально качественного и привлекательного продукта — новых моделей автомобилей. Оказывается, в глубине лабораторий эти продукты уже были в стадии разработки, их продвижению на рынок мешали только ошибочные решения боссов. Присутствовала тут и доля везения. «Десять лет назад молодых покупателей, ценящих технические достоинства автомобилей, интересовали главным образом японские и немецкие машины», — говорит президент фирмы CNW Research из Орегона Арт Спинелла. — Это меняется, и меняется очень быстро. Детройт внезапно выглядит свежее в этом соревновании». На автомобильной ярмарке в начале ноября в Лас-Вегасе все три главных приза достались американским машинам — Chevrolet Camaro (как «самой крутой»), Ford F-Series («самый крутой грузовик») и Jeep Wrangler («самый крутой внедорожник»).

По надежности в настоящее время лидерство перешло к Ford. Во всяком случае исследовательский цетнр J.D.Power, уже 24 года подряд проводящий и собирающий статистику по этой теме, констатирует, что обновленный Ford превзошел по этому показателю прежний эталон — Toyota. Особенно бойко в Америке раскупают Ford с мультимедийной системой Sync.

GM много надежд связывает с собственной электронной системой OnStar, которая предоставляет много информационных и развлекательных возможностей, например, получить доступ к Facebook, не отрывая рук от руля. Два ударных продукта от GM — малолитражка Chevrolet Cruze и гибрид Сhevrolet Volt. Cruze поступит в массовую продажу с января будущего года по цене примерно 16 тысяч долларов. Гибриду Volt пророчат чуть ли не статус автомобиля будущего с его возможностью двигаться 70 километров на электричестве, а потом еще почти 500 километров на обычном топливе. «Это привлекательная покупка»,— считает Джон Линков, редактор отдела автомобилей специализированного издания Consumer Reports. Во всяком случае корпорация General Electric заявила, что намерена до 2015 года закупить не менее 25 тысяч гибридных автомобилей, в том числе 12 тысяч Volt. Эту новость глава GM Акерсон немедленно назвал «вотумом доверия» новой машине. Цена Volt объявлена в 41 тысячу долларов, но с учетом бонусов от дилеров реально покупателю в США она обойдется примерно в 32 тысячи.

Chrysler очень рассчитывает на свой усовершенствованный Jeep Grand Cherokee. Кроме того, компания надеется, что ее новый партнер — итальянский Fiat, к которому в результате кризиса перешло 20 процентов акций Chrysler, внесет свой вклад в продвижение на американском рынке небольших экономичных автомобилей. В общем, как говорит Арт Спинелла: «Детройт строит свое возрождение в старомодной манере — предлагая более конкурентный продукт».

Конечно, еще рано трубить в фанфары и называть американский автопром птицей Феникс. Его окончательный выход из кризиса будет зависеть от того, насколько хорошо будут продаваться новые модели, произойдет ли дальнейшее улучшение экономики в целом, снизится ли безработица и вернутся ли американцы в своей массе к старой привычке менять машину каждые два-три года. Пока же можно констатировать, что правительственные деньги не выброшены коту под хвост. Помощь государства в сочетании с предприимчивостью и изобретательностью частного бизнеса ведут автоиндустрию в правильном направлении.

«Мы еще не вышли из леса,— говорил Барак Обама в Кокомо, — но мы уже на верном пути». Глядя на положение дел со стороны, с этим промежуточным выводом, пожалуй, можно согласиться.

Вашингтон

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера