Архив   Авторы  
"Современность ставит нас всех в позицию скалолаза. Либо мы идем вверх, либо катимся вниз. Третьего не дано", - считает Леонид Меламед

Системный подход
Дело

Президент АФК "Система" Леонид Меламед: "Рынок заставляет крутиться. Но если какая-то компания оказывается вне конкуренции, то заставить ее заниматься инновациями очень трудно"



 

К марту, как ожидается, акционерная финансовая корпорация "Система" и государство должны завершить процесс обмена блок-пакета "Связьинвеста" на акции МГТС. Если договориться удастся, это станет крупнейшей сделкой по обмену активами между бизнесом и властью. Причем в высокотехнологичной отрасли. О порожденных мировым кризисом проблемах телекоммуникационного сектора, а также о перспективах модернизации отечественной экономики в интервью "Итогам" рассказывает президент АФК "Система" Леонид Меламед.

- Леонид Адольфович, многие экономисты причиной нынешнего кризиса называют не только проблемы в секторе финансовых услуг. Говорят еще и о "пузыре" в сфере телекоммуникаций. Они правы?

- Я согласен с теми, кто говорит, что это кризис перепроизводства. Не думаю, что оно наблюдается именно в сфере финансовых услуг. Ведь они только обеспечивали продажи других товаров. В частности, в США кризис перепроизводства мы наблюдаем конкретно на рынке недвижимости. При этом я также полагаю, что и не телекомы были источником перепроизводства. Во всяком случае в России. Доказательством тому тот факт, что падения спроса на услуги телекоммуникационных компаний в нашей стране вообще не происходит. Если рассматривать рублевую выручку, то даже наблюдается рост. А значит, лишних услуг компании такого рода не производят.

- Хотите сказать, что у компаний, входящих в АФК "Система", проблем, связанных с кризисом, нет?

- Я должен признать, что у всех компаний "Системы" наблюдаются сложности, связанные с поведением внешней среды. Для большинства из них объемы продаж в иностранной валюте сократились. Самая неприятная ситуация складывается в сфере производства товаров и услуг, которые приобретаются потребителями нерегулярно. Допустим, туристические услуги. Люди могут себе позволить, например, не купить путевки в этом году, подождать.

Вторая группа факторов, которая негативно влияет на условия бизнеса, связана с изменением цены привлекаемых финансовых ресурсов. Одно время финансовые рынки вообще были закрыты, и получить кредиты было невозможно практически ни по каким ставкам. Сейчас, слава богу, рынки открылись. Но цена заимствований значительно выше, чем она была еще полтора года назад. Это, безусловно, сказывается на нашем бизнесе. Долговая нагрузка на него "поддавливает" прибыль и делает многие проекты менее доходными.

При этом цель нашего холдинга остается неизменной. Она заключается в том, чтобы в течение пяти лет поднять показатель окупаемости инвестиций до 25 процентов. И ни снег, ни град, ни прочие изменения погоды, в том числе экономической, повлиять на это не должны. Акционеры компании, вложившие в нее деньги, обязаны получить соответствующий результат.

- Предприятия, которыми владеет АФК "Система", можно назвать одними из самых инновационных. Кризис подтолкнул нашу отрасль к модернизации?

- Я не думаю, что именно кризис открыл глаза на то, что в современном мире нужны постоянные изменения. Современность ставит нас всех в позицию скалолаза. Либо мы идем вверх, либо катимся вниз. Третьего не дано. С философской точки зрения смена этапов развития человечества сильно ускорилась. Поэтому на осмысление и реализацию того, на что раньше уходило десять лет, теперь нужна неделя. В дальнейшем темпы будут только увеличиваться. И России, конечно, скорость изменений надо бы поднять. Об этом говорят сегодня вполне справедливо. Изменения требуются буквально во всех аспектах нашей жизни.

При этом, учтите, инновации - это не только развитие хай-тек-индустрии. Они касаются отношений людей между собой, между государством и бизнесом. Кризис просто обострил внимание к этим задачам. Но не более того. Мы и раньше достаточно много говорили о необходимости модернизации и развития. А развитие возможно только через инновации.

- Одно дело - слова, а другое - дела…

- За последние два десятилетия я не припомню ни одного года, чтобы в России не происходили бы какие-то инновации. Все компании каждый день занимаются этим. Потому что для того, чтобы обыграть конкурента, нужно иметь лучшую систему корпоративного управления, линейку продуктов, ценообразование, способы мотивации персонала... Нет ни одной области, в которых инновации не были бы нужны. В условиях рыночной экономики ты никуда не денешься. Сам рынок заставляет крутиться. Однако если какая-то компания оказывается вне конкуренции, то заставить ее заниматься инновациями очень трудно. Тогда, кроме красивых слов, мотивации не остается.

- Какие стимулы в такой ситуации может создать государство?

- Я не чувствую себя в положении, в котором мог бы давать какие-то советы правительству. Но констатирую, что конкуренция в этом смысле супердейственна. Если создать соответствующую экономическую среду, которая позволит участникам рынка быть конкурентными и реализовать свой потенциал, то скорость инновационного развития сильно увеличится.

- Пока у нас с конкуренцией не все в порядке. "АВТОВАЗ", к примеру, производит инжекторы исключительно для "Жигулей", на сторону их не продает и у других производителей не закупает. Не настала ли пора для вертикальной дезинтеграции российских корпораций?

- Хороший пример. Степень конкуренции во многих отраслях в России должна быть выше. И без роли государства здесь не обойтись. Однако требования антимонопольных служб, чтобы инжекторы продавались на свободном рынке, мало. Должно быть больше автомобильных заводов. Должен быть открыт международный рынок. Государство может создать систему образования, которая подготовит инженеров такого уровня, которые разработают инжектор, привлекательный даже для BMW.

- Но ваша-то компания как раз скупает самые разнообразные активы, стремясь производить все внутри холдинга.

- Мы занимаемся вертикальной интеграцией только в рамках целесообразности. Все, что мы можем купить на конкурентном рынке, мы будем покупать, а не производить. Надо каждый раз решать, что выгоднее - покупать продукцию на свободном рынке или у своей компании. Лично я предпочел бы у рынка покупать. Это дает большую гибкость и рациональность цены.

- АФК "Система" очень активно сотрудничает с государством, например в создании системы ГЛОНАСС. Насколько эффективно государственно-частное партнерство?

- Я бы не преувеличивал его роль, например в деятельности нашей компании. Для нас это такое же партнерство, как и с другими инвесторами. В общем масштабе нашего бизнеса совместный проект с РОСНАНО по производству микрочипов размером 90 нанометров и упомянутый вами ГЛОНАСС играют не очень большую роль. Может быть, подобных примеров в будущем станет больше. Такая форма интересна тогда, когда те или иные проекты с точки зрения рисков и окупаемости для частного инвестора трудны. Для государст-ва же важны прежде всего новые технологии и новые рабочие места.

- А не получится так, что частная компания - партнер государства - получит неоправданное преимущество перед конкурентами?

- Такое, безусловно, возможно. Избежать этого можно, если государство будет организовывать такие партнерства только в областях, где конкуренции пока что нет. Например, в создании принципиально новых продуктов для мирового рынка. Так, наночипы, о которых я говорил, у нас в стране никто не производит. Нет желающих. Если бы они были, они стали бы нашими партнерами. Но никто, кроме государства, в создании этой новой индустрии участвовать не захотел.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера