Архив   Авторы  
По мнению специалистов, нынешний вариант освещения столицы не имеет единой концепции. Город нуждается в разработке нового светового сценария

Вышли в свет
Дело

Сегодня все крупные города мира увлечены созданием собственного светового сценария, который решал бы три проблемы — эстетическую, экологическую и экономическую. Москва не исключение

 

Создание качественной световой среды в городе — задача не только художественная. Это проблема высокотехнологичная: именно ее решение позволяет спасти город от так называемого светового загрязнения и экономить электроэнергию в ощутимых масштабах. Сегодня все крупные города мира озабочены созданием собственного светового сценария, который решал бы все три проблемы — эстетическую, экологическую и экономическую. О том, как это сделать, специалисты говорили на форуме «Город для жизни», который прошел в подмосковном Сколкове. Какой план светового развития подошел бы Москве? Об этом «Итогам» рассказал вице-президент и главный дизайнер Philips «Световые решения» Рохир ван дер Хейде.

— Дизайнеры часто пользуются словосочетанием «визуальная культура», когда говорят об освещении различных городов. Существует ли такая культура в России и что можно сказать в этом плане о Москве?

— Визуальная культура России, и в частности Москвы, не очень скоординирована и не очень организована. Впрочем, это беда многих городов. Например, Барселоны, где совсем недавно решили прекратить то безумие, которое творилось из-за многообразия рекламной подсветки. Свет нельзя выпускать из-под контроля хотя бы потому, что в темное время суток он не должен мешать человеку отдыхать, например попадая в окна домов. Задача света — помогать, делая ночной город не просто красивым, но и безопасным. Слишком многим компаниям, размещавшим рекламу на улицах Барселоны, хотелось выделиться, привлечь внимание к своим вывескам и зданиям с помощью ночной подсветки, в результате освещение все-таки сделали более спокойным. Пример такого спокойного освещения можно увидеть и в Копенгагене. Но два этих города настолько малы по сравнению с Москвой! В российской столице совершенно другая игра света. Когда я еду в такси по Москве, то вижу много проявлений индивидуализма: каждое здание выделяется, и это стало характерной чертой визуальной культуры. В идеале должно быть так, чтобы одно световое решение перетекало в другое, все строения на одной улице были подсвечены гармонично, в едином духе и стиле. И я уверен: это возможно сделать в России. Сегодня Москва находится в процессе перехода в более зрелую фазу, я бы сказал — фазу оркестровки, координации действий.

— В чем это выражается?

— Например, в Москве есть ведомство, которое отвечает за подсветку наружной рекламы, а это значит, что существует единая политика в этой области. Мне нравится заниматься сложными проектами, создавать решения, учитывающие не только потребности людей, но и особенности архитектуры, организации дорожного движения. Когда приехал из аэропорта на Белорусский вокзал, то подумал: «Вот с чем бы я хотел поработать!» Это сравнительно небольшое пространство имеет высокий уровень сложности. Здесь метро, железнодорожный вокзал, большое скопление людей, пересечение нескольких автомобильных потоков. Свет мог бы помочь организовать пространство, решив немалое количество логистических вопросов. Например, освещением можно отделить паркинг от временной парковки. Кроме того, за всей этой суетой теряется великолепие здания вокзала. Его тоже важно подчеркнуть.

— С чего бы вы начали?

— С самого простого, поскольку невозможно добиться всего и сразу. Сперва давайте сделаем свет в городе белым, а не желтым, уберем световое загрязнение, выстроим единое пространство.

— Вы думаете, это возможно в городе с населением порядка 12 миллионов?

— Это непросто, действительно. Ведь важно учесть потребности большого количества заинтересованных сторон — горожан и коммерческого сектора, добиться слияния публичной и частной инициатив. Например, если говорить о привокзальной площади, то я бы сделал там умеренное акцентное освещение. Но если рядом расположится коммерческое здание, фасад которого будет «кричать», то моя работа окажется пустой тратой времени. Необходимо действовать согласованно, и для этого нужна поддержка государства в области световых решений.

— С точки зрения освещения Москва — «грязный» город?

— У Москвы ровно такие же проблемы, как и у многих других городов, где используются старые технологии. Зарево над Москвой видно за много километров от города. Потому что свет направляется в те места, где он не нужен, а попросту в небо. С появлением новых поколений светильников и видов оптики мы можем фокусировать свет на объектах. К тому же новые решения энергоэффективны, что открывает большие возможности в области экономии электроэнергии.

— Светодиодные решения стоят дороже аналоговых. Именно этот фактор сдерживает их распространение. Каковы прогнозы Philips: что-то изменится в этой области?

— Мы стремимся сделать наши технологии максимально доступными. Например, у нас есть решения на основе светодиодов для подсветки фасадов, срок службы которых 25 лет. Когда мы создавали эти решения, сделали линейку продуктов разной ценовой категории с дополнительными функциональными возможностями. Но, как оказалось, для 80 процентов наших заказчиков дополнительные функции просто не требуются. Так появилось световое оборудование, которое стоит на 40 процентов дешевле. К тому же всегда надо учитывать, что пользователь светового оборудования должен смотреть не на начальные инвестиции, а на расходы, которые он несет в течение всего срока службы. В случае со светодиодами экономия очень существенная.

— Вы работали в разных странах. Приходится ли вам при проектировании учитывать менталитет местных жителей, обращать внимание на исторический аспект?

— Как дизайнер я всегда пытаюсь не просто понять своего заказчика, но и посмотреть на мир его глазами. Например, сейчас я консультирую Сочи по вопросам оформления городского пространства. Это город красивый и своеобразный, со своей атмосферой и настроением. И в то же время с точки зрения поиска дизайнерских и технических решений город непрост. Он вытянут вдоль моря, зажат между морем и горами — это его особенности, которые надо учитывать. Скоро Сочи предстоит встретить много гостей Олимпиады. И к этому моменту город должен предстать в лучшем свете.

У России очень богатая история. И об этом важно помнить, создавая что-то сегодня. Например, когда я выхожу из своего дома в Амстердаме, то попадаю в XVIII столетие. С помощью света можно добиться чего-то подобного и в Москве. В этом городе много красивых исторических элементов, которые плохо показаны. Москва очень суетлива. Может, в ней интересно жить, но нет ощущения какой-то устойчивой атмосферы. Как дизайнер я бы попробовал создать в Москве световое окружение, которое расскажет историю города, выделяя характерные его черты.

— Вы считаете, что будущее все-таки за светодиодами?

— В 2015 году доля решений на основе светодиодов должна достичь 50 процентов. Приведу такой факт: Philips ежегодно подает заявки более чем на 2000 патентов в области световых решений. Есть много светотехнических компаний, которые используют наши исследования, технологии и изобретения. Светодиоды — наиболее перспективное направление. Они потрясают воображение и переворачивают все существующие представления! Они снимают барьеры, которые сдерживали творчество какими-то техническими либо энергоэкономичными параметрами. На первый план выходит творческая мысль дизайнера, ведь благодаря свойствам светодиодов возможна реализация самых невероятных проектов.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера