Архив   Авторы  
Суровая правда: в прошлом году одна IBM запатентовала в несколько раз больше изобретений, чем два десятка российских госкорпораций вместе взятых

Ни ноу, ни хау
Дело

Куда идут бюджетные средства, выделенные на модернизацию

 

Осенью прошлого года на сайте госзакупок появился необычный заказ. Одно из министерств объявило о намерении разработать социальную сеть для своих сотрудников. Был объявлен открытый конкурс. Но пользователей Интернета, равно как и экспертов, смутило два обстоятельства: на исполнение заказа отводилось всего 16 дней, а начальная цена контракта составляла аж 55 миллионов рублей. «Деньги хотят распилить, или попросту украсть», — зашумела блогосфера. Дело вызвало такой резонанс, что чиновникам пришлось дезавуировать контракт. Однако эксперты уверяют, что подобные «инновационные разработки» не исключение, а как раз правило. Государству, стремящемуся запустить процесс модернизации, пока удается лишь наращивать расходы на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). На выходе — результат минимальный.

Почем плагиат

«Интеллектуальная и материальная продукция, услуги по исследованиям и разработкам, нефинансовые нематериальные активы в области естественных и технических наук». В этой бюрократической формулировке зашифрован госзаказ на НИОКР. Проще говоря, чиновников обязали посредством бюджетных инъекций увеличить спрос на инновации. На это выделяются миллиарды рублей. Как осваиваются эти средства — большой вопрос.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора недавно опубликовала сенсационный отчет о проверке контрактов на НИОКР, заключенных в 2009 году госведомствами, министерствами и некоторыми государственными вузами. Росфиннадзор исследовал 1586 госконтрактов на сумму 6,2 миллиарда рублей. На выходе обнаружилось две компьютерные программы стоимостью 30 миллионов рублей, которые не были даже запатентованы! Кроме того, с нарушениями было потрачено почти 500 миллионов рублей. На что пошли остальные более 5,5 миллиарда? Формально все в ажуре. Контракты исполнены в срок, перерасхода нет. Правда, результат нулевой. Итоги проведенных разработок, по оценке Росфиннадзора, это либо продукт, не имеющий практической ценности, либо плагиат. Некоторые выполненные и оплаченные из бюджета работы более чем на половину (до 58 процентов) состояли из развернутых цитат из российского законодательства.

У независимых экспертов взгляд на положение дел еще более пессимистический.

«По нашим оценкам, до 75—80 процентов выделяемых средств на госконтракты в сфере НИОКР расходуются неэффективно. Причем далеко не всегда мы имеем дело с прямой коррупцией. Зачастую причиной становится обычная некомпетентность и непрофессионализм чиновников — когда заказывается система, изначально не способная обеспечить реальные потребности ведомства и потому в дальнейшем не используемая, несмотря на потраченные на нее десятки миллионов рублей», — говорит Ольга Ускова, президент Национальной ассоциации инноваций и развития информтехнологий. Халатность со стороны заказчика — немаловажная причина неэффективных трат, порой госведомство просто не потрудилось потребовать от исполнителя качественного результата, соглашается Роман Серажетдинов, руководитель центра юридического сопровождения и консалтинга Института управления закупками и продажами НИУ — ВШЭ.

Вот другой пример. Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной и специальной техники и материальных средств (Рособоронпоставка) заказало программный комплекс, призванный автоматизировать сам процесс госзаказа. Начальная цена контракта составила 25 миллионов рублей при сроках изготовления не более 14 дней. Вскоре после того, как информация об этом конкурсе появилась на знаменитом сайте Алексея Навального, организаторы его отозвали.

Инновация в конверте

Непосредственные участники конкурсов на НИОКР признаются: когда стоимость контракта исчисляется семи, а то и восьмизначными цифрами, о халатности заказчиков и исполнителей говорить не приходится. Тут люди договариваются, заносят конверты в нужные кабинеты. Схемы такого частно-государственного партнерства выглядят удивительно просто.

Незадолго до конкурса создается компания без опыта работы в данной сфере, но косвенно связанная с организаторами. Фирма-пустышка нанимает сотрудников профильных институтов для проведения субподрядных работ на очень скромные деньги. На конкурсе же заявляется сумма на порядок большая. Весь излишек средств пилится. «При этом действуют серые схемы: можно списать круглую сумму на перевод технической документации или проведение маркетинговых исследований. Главное — не забыть вручить конверты соответствующим людям со стороны заказчика», — говорит сотрудник одного столичного вуза, осваивающего бюджетные деньги на НИОКР. Другой рассказывает о том, что его учебное заведение закупило новые суперкомпьютеры. На самом деле оборудование было подержанное. Долгое время покупка пылилась даже нераспакованная. Как только стало известно о грядущей проверке, компы тотчас подключили.

Не стоит думать, что таким «инновационным» подходом грешат лишь госведомства. По словам главы Минэкономразвития Эльвиры Набиуллиной, в 2010 году 22 ведущие российские компании оформили всего лишь около тысячи патентов. При этом одна только американская корпорация IBM в прошлом году запатентовала 5 тысяч изобретений, Microsoft — более 3 тысяч, Siemens — 873.

С качеством инноваций также проблемы. К примеру, осенью прошлого года глава «Ростехнологий» презентовал президенту выставочный экземпляр первого отечественного мобильника. Трагизм и одновременно комизм ситуации заключается в том, что телефон при этом не работал, а собирать гаджеты, кстати, заметно технологически отстающие от западных образцов, предполагают на Тайване.

«Я пока не видел ничего из того, что работало бы», — признался Дмитрий Медведев телеканалу Bloomberg TV, когда его спросили о российских проектах в этой области. Может быть, у нас разучились изобретать? Нет, говорят эксперты. Все дело в непрозрачной структуре спроса на инновации со стороны государства, госкорпораций и тесно связанных с властью крупных частных компаний.

Под аббревиатуру НИОКР можно загнать все, что угодно. Возьмем, например, контракт департамента управления делами губернатора Самарской области и правительства этой же области на проведение «социологического исследования оценки удовлетворенности населения деятельностью органов местного самоуправления в муниципальных образованиях» с начальной ценой в четыре миллиона рублей. Во-первых, на муниципальном уровне в отличие от губернаторского у нас пока еще существуют выборы. А значит, уровень удовлетворенности периодически можно узнавать без всяких соцопросов. Во-вторых, профессиональных социологов смущает сумма контракта. По словам заместителя директора Левада-Центра Алексея Гражданкина, «если заказчику нужно опросить лишь тысячу человек по репрезентативной выборке во всей области, то цена оказывается завышенной, а если 20 тысяч человек — денег не хватит». Возможно, за указанную сумму и удастся провести опрос, но будет ли его качество соответствовать реальным потребностям областных властей?

Вторая проблема — законодательная. Порядок проведения конкурсов на заключение госконтрактов регулируется Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ, согласно которому условия тендера на поставку, скажем, автомашин, равно как и на проведение серьезного научного исследования, абсолютно одинаковы. Главный критерий здесь — цена: по закону выигрывает конкурс не тот, кто выполнит работу профессионально, а кто скостит больше других. То есть работает принцип «дешево и сердито», а не «адекватно и качественно».

Эксперты предлагают изменить условия госзаказа на инновации. «Главными инструментами здесь может стать четкая процедура контроля за проведением и приемом работ, в соответствии с которой госзаказ может считаться выполненным только после полноценного ввода системы в эксплуатацию или оказания полного комплекса услуг. Если ввести подобную процедуру, уровень злоупотреблений будет намного ниже», — считает Ольга Ускова. Или можно использовать зарубежный опыт, внедряя систему оценок эффективности качества предлагаемых научных проектов, добавляет другой эксперт. А до тех пор то тут, то там результатом инновационных конкурсов будет плагиат, выдаваемый за ноу-хау.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера