Архив   Авторы  
Коммерциализация космоса привела к экономии на создании новой техники. Основная часть запусков осуществляется с помощью ракет-носителей «Союз» и «Протон», разработанных еще в 60-е годы. Ракета-носитель «Союз-2»

Улет нормальный
Дело

Зацветут ли на Марсе российские яблони




 

Июльская авария ракеты-носителя «Протон-М» с тремя аппаратами «Глонасс-М» на борту истощила терпение власти. Вице-премьер Дмитрий Рогозин запретил пуски «Протонов» до окончания расследования, а премьер Дмитрий Медведев потребовал от самого вице-премьера список виновных.

На кону стратегический вопрос: есть ли у России шансы остаться мировой космической державой? Ответ, который получили «Итоги» от ведущих экспертов отрасли, оказался в прямом смысле фантастическим.

Доломать поломанное

За последний год это был уже пятый неудачный российский запуск: в августе 2012 года «Протон-М» не смог вывести на орбиту спутники связи «Экспресс-МД2» и «Телком-3». И это притом что «Протоны», по оценкам специалистов, считаются надежными почти на 90 процентов. Да и с их неполадками все быстро проясняется. Вот и теперь оперативно установили: неверно подключены датчики угловой скорости. В переводе на общедоступный язык причиной неудачи стал человеческий фактор. Для того-то глава Роскосмоса Владимир Поповкин и вернул так называемую приемку — проверку специальной комиссией готовности космических изделий, чтобы свести на нет именно субъективный фактор. Как-никак в советские времена неудачи преследовали отечественную космонавтику куда реже. Вот наверху и посчитали, что все дело в контроле за производителем.

Впрочем, как рассказывают специалисты, проверок перед стартом и сейчас проходит как минимум две: «сухая» — при сборке в монтажно-испытательном корпусе на Байконуре, и на пусковой установке. Так что неудача серийного запуска означает, что сбой в самой системе. На любом из ее этапов — контроле, обработке, проверках. Или на всех сразу.

Экс-глава той, советской, военной приемки Вячеслав Челищев беседу с «Итогами» начал с невеселой ноты: мол, приемка приемке рознь. Когда производитель инспектирует сам себя — это одно, когда кто-то сторонний — другое. Только во втором случае можно отыскать то, чего никто не заметил. Например, ветошь на соплах двигателей или забытый инструмент. А однажды, по воспоминаниям Челищева, нашли отрезанные при пайке концы проводов. Но это уже после аварии, к которой привело замыкание этих посторонних предметов со штатной электросистемой.

По словам бывшего проверяющего, пока «Протон» доводили до ума, ракету-носитель трясли как грушу: изучали не только приборы, но и не осталось ли на них чего лишнего. Модернизированный вариант принимали уже не так дотошно — другое время наступило. В любом случае разница между той приемкой и нынешней, по словам Челищева, как между небом и землей: «Мы были независимые, подчинялись Минобороны. Сейчас же контроль в системе Роскосмоса, то есть внутри системы». Это одна проблема.

Вторая — в нехватке специалистов: их остались единицы не только среди проверяющих, но и среди производителей. По словам Челищева, молодежь в слесари и инженеры не идет — не те деньги и престиж не тот, а оставшимся в отрасли профессионалам высочайшего уровня, как правило, хорошо за 60 лет. Их неизбежный уход еще скажется не самым лучшим образом.

Словом, все так, как и предупреждал сподвижник Сергея Королева академик РАН Борис Черток: «Российская промышленность лишилась тысяч квалифицированных рабочих и инженерных кадров, зато мы обогатили ими США и Европу».

Допродать непроданное

Коммерциализация космоса привела к тому, что большинство предприятий отрасли, стремясь удержаться на плаву, максимально использовали советский задел, экономя на разработке чего-то принципиально нового. Основная часть космических запусков и сегодня идет с помощью ракет-носителей «Союз» и «Протон», созданных еще в 60-е годы. Надежных, но устаревших. Сегодня мировой рынок тех же коммерческих запусков, долю на котором Россия так стремится расширить, нуждается в чем-то новом — столь же надежном, но более мощном и менее токсичном. И не стоит забывать, что на этом рынке появляются все новые игроки: например, китайцы, которые не прочь подемпинговать. Противопоставить такой политике можно разве что качество.

На смену «Протону», «Рокоту» и «Днепру» давно обещана «Ангара». Ее разработкой «ГКНПЦ им. М. В. Хруничева» занимается аж с 1992 года. И все никак не доведет до ума, что уже вызвало нарекания со стороны Счетной палаты.

Как пояснили «Итогам» источники в ОАО «НПО Энергомаш», двигатели для «Ангары» были готовы еще два года назад. Стало быть, проблема в самой ракете-носителе. На Западе иной подход: там совершенствуют как раз ракеты, а двигатели закупают в России. Так в американском Atlas V (2002 года) стоит российский РД-180, а в Antares (2013 года) — НК-33. Даже южнокорейская KSLV-1 уже слетала с первой ступенью «Ангары».

Россия пока впереди планеты всей в области двигателестроения. Но долго ли это продлится? Задел ОАО «НПО Энергомаш» тоже относится к эпохе 70-х. Он позволял предприятию оставаться на плаву даже в отсутствие федеральной поддержки, продавая свои изделия и на Запад (преимущественно США), и в бывшие советские республики (на Украину для программы «Морской старт»). США и сегодня предпочитают закупать у того же «Энергомаша» РД-180 для своих боевых ракет, хотя еще в 90-е им была передана технология их изготовления. Американцы попробовали, подсчитали и... свернули программу.

Тем временем в Роскосмосе сделали ставку на образование вертикальных холдингов и росчерком пера переподчинили «НПО Энергомаш» РКК «Энергия». Казалось бы, логично: все производство ракеты-носителя в одном флаконе. Но, как уверяют специалисты, на деле это ведет к тому, что создатели двигателей отныне будут работать по заказу одной, пусть и крупной корпорации строго под ее нужды. Тогда как раньше «НПО Энергомаш» обслуживало несколько производителей, что не только позволяло создавать линейку двигателей, но и подвигало к новациям. А ведь двигатели — основа основ отрасли, любят повторять в «Энергомаше»: в споре с Сергеем Королевым гениальный конструктор Валентин Глушко, чье имя носит НПО, утверждал, что «к двигателю хоть забор привяжи, он все равно в космос улетит». И крайне важно иметь их много и разных.

Одной из причин переподчинения «НПО Энергомаш» были названы долги предприятия. Они действительно были — в основном по причине роста цен на комплектующие и задержек с оплатой со стороны Киева. Но и с долгами НПО считалось лакомым куском в отрасли. РКК «Энергия», заполучив его, снизила цену на ракету-носитель «Зенит» — основу проекта. И сразу получила головную боль: «Зенит» — более сложная конструкция, чем РД-180, так что возник скандал с американцами, до того согласившимися на повышение цены на последнюю.

Специалисты утверждают: за последние 20 лет Россия серьезно растеряла потенциал большинства институтов, КБ и предприятий. Проблема в отсутствии не только слесарей, инженеров или научных сотрудников, но и руководителей, и конструкторов. Имен, сравнимых с Королевым, Глушко, Тихонравовым, Келдышем, давно не появлялось.

Вместо этого возникают скандалы и заводятся уголовные дела. Например, ЦНИИ машиностроения, который некогда возглавлял Владимир Уткин — создатель наводившей страх на американцев «Сатаны» (СС-18), — сейчас является фигурантом дела СКР, заведенного по фактам проверки ФСБ. Последняя выявила нарушения при использовании бюджетных средств, предназначенных для развития программы ГЛОНАСС. А проще говоря, воровство на 107 миллионов рублей.

Кстати, ГЛОНАСС уже не первый раз в эпицентре скандала. Как правило, по фактам растрат бюджетных средств. И не только: по официальным данным, сейчас спутниковая группировка насчитывает 29 аппаратов, 9 из которых придется менять в ближайшие год-два. Три из них только что сгорели вместе с «Протоном», так что сроки опять придется подвинуть.

Кстати, согласно выводам Счетной палаты дела с производством отечественных спутников обстоят хуже, чем с двигателями и ракетами: почти полностью утрачена способность проектировать и изготавливать значительную часть приборов и узлов современного спутника. Подавляющее большинство схем и плат закупается за рубежом. Неудивительно, что в России до сих пор нет, например, национальной системы космических метеонаблюдений. Хотя такой заказ от власти давно был, но на орбите по-прежнему пара-тройка единичных спутников. А авиакомпании недавно получили возможность использовать для получения прогноза погоды… Интернет.

Достать недостающее

Что же спасет отечественный космос? Эксперты единодушны — только суперидея и суперамбициозный проект. Только он, по словам одного из ведущих экспертов отрасли Юрия Караша, способен подвигнуть государство на решение двух задач: стимулировать развитие науки и техники и повышать свой собственный престиж. «Хватит затирать до дыр околоземные орбиты, тратя на это огромные средства», — возмущается он. Со времен хрущевской «дипломатии спутника», когда об СССР и его техническом уровне говорила вся планета, а сам Никита Сергеевич обещал американцам забросить этот спутник в форточку, прошло уже полвека. И за это время человечество забыло многое, но не запуск самого спутника, первый полет человека в космос и его высадку на Луну.

Вот как раз о Луне как об амбициозном проекте и заговорили в Роскосмосе.

По словам Поповкина, в 2015—2016 годах планируется запустить космический аппарат «Луна-Глоб» и отработать посадку на полюс земной спутницы. А потом реализовать и программу «Луна-Грунт» — исследования с орбиты, взятие грунта...

Специалисты усмехаются: «Вперед, в прошлое!» Эти планы совпадут с почти 50-летием высадки на Луну Нила Армстронга. Можно, конечно, поискать там его следы или переплюнуть Штаты, привезя на Землю больше 382 килограммов грунта, добытого американцами. Но толку чуть. «Луна для развития отрасли немногим более привлекательна, чем постройка большой космической станции, — не требуется прорывных технологий и решения сверхзадач в науке, — поясняет Караш. — Лед вообще можно добыть ближе — на земных полюсах его тоже полно».

Единственный выход, по мнению экспертов, — включиться в гонку с американцами и европейцами по освоению Марса. Почему именно его? Марс ближе остальных, за исключением разве что Венеры, да и климат там куда приветливее, есть минимальная атмосфера. Планету проще, дешевле и быстрее терроформировать, то есть создать условия, похожие или близкие к земным. И основать колонии. Фантастика? Да, слыша такое, сразу вспоминаешь кадры из знаменитого фильма со Шварценеггером. Но ведь и при полете Гагарина никто не мог поручиться, что он не сойдет с ума, как только заглянет за пределы стратосферы, напоминают наши собеседники.

Недаром США и Евросоюз вовсю готовятся к написанию «марсианских хроник». По первоначальным расчетам к 2024 году на Луне должна появиться американская база, которая займется подготовкой полета на Марс. Возможное путешествие к Красной плане планировалось на 2037 год. Но финансовый кризис программу похоронил. Точнее, лунную часть упразднили, а на Марс решено лететь в январе 2018 года. 501 день на все про все — меньше, чем у Жюля Верна.

Создание и разработка всего, что потребуется при такой экспедиции, идет полным ходом. НАСА выделило уже 100 тысяч долларов только на подготовку меню для астронавтов. Группа спецов из университета Северной Дакоты разрабатывает скафандр с системой жизнеобеспечения NDX-1. Снаряжение произведено из 350 материалов, включая углепластики и кевлар. Вот и прорывные технологии.

Одновременно запущен еще один проект — «Столетний космический корабль» — безвозвратного направления людей на Марс с целью колонизации планеты. Он разрабатывается с 2010 года Исследовательским центром имени Эймса. Первых «марсиан» земного происхождения планируется отправить уже в 2030 году. Астронавты, доставленные на Марс вместе с высокотехнологичной аппаратурой и небольшим ядерным реактором, смогут производить кислород, воду и пищу.

А что Россия? Оказалось, что и у нас есть план пилотируемого полета к Марсу! Туда собирались еще со времен СССР. Космический корабль намеревались собирать на орбите, как сегодня МКС. Но в те годы активно осуществлялась американская программа шаттл, начатая США в разгар космической гонки и при ощущении, что полеты в космос скоро станут таким же обыденным и дешевым перелетом, как самолет. Реальность оказалась суровее, и Барак Обама окончательно закрыл эту страницу американской астронавтики. СССР поставил точку еще раньше — запуск многоразового корабля «Буран» был единственным.

Кстати, сроки советской марсианской одиссеи исчислялись 2,5 года. Немало, если сравнить с американским 501 днем. Неудивительно, что позднее возникло два более дешевых и менее длительных варианта, предполагавших сборку корабля на Земле.

В 2010 году генеральный конструктор РКК «Энергия» Виталий Лопота заявил о начале разработки ядерной энергодвигательной установки мегаваттного класса для будущего поколения ракетной техники. К 2012 году планировалось разработать эскизный проект и провести компьютерное моделирование, к 2015 году — создать саму установку, а к 2018 году — транспортный модуль. Весь проект тогда оценивали в 17 миллиардов долларов, а марсианский беспосадочный пилотируемый вояж — в 30 миллиардов. Для сравнения: Олимпиада в Сочи на круг обойдется дороже. А вот последствия этих событий совсем разные. Появление человека на Марсе произведет тот же эффект, что в свое время вызвал старт Гагарина 12 апреля 1961 года.

За подтверждением серьезности намерений России далеко ходить не надо. На прошлой неделе глава полета российского сегмента МКС Владимир Соловьев заявил, что Россия намерена создать на орбите базу для тестирования и дозаправки кораблей, следующих к Марсу или Луне. Проектом уже занимаются сотрудники РКК «Энергия». Готовится и выпуск нового поколения скафандров «Орлан-МКС»...

Правда, как заметил в беседе с «Итогами» один тертый космический эксперт, предварить все эти галактические прожекты должен пусть и более скромный, но успех. Ну хотя бы чтобы ракеты не падали и спутники не терялись. Здесь, на земных орбитах. И прямо сейчас, а не в далеком марсианском будущем.

Иначе страна не поймет.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера