Архив   Авторы  

Шить-пошивать
Дело

«Мы на всех парусах мчимся к тому, чтобы на наших товарах было написано Made in Russia», — уверяет замглавы Минпромторга Виктор Евтухов




 

Когда наконец гордая надпись «Сделано в России» вытеснит непатриотичную этикетку Made in China с наших товаров? О российской олимпийской гордости, ситцевом патриотизме и настоящем русском хлопке «Итоги» расспросили заместителя министра промышленности и торговли РФ Виктора Евтухова.

— Виктор Леонидович, Олимпиада не за горами. Скажите, экипировка наших спортсменов опять будет с биркой Made in China?

— Это смотря что вы имеете в виду. Если чисто спортивную одежду, то она все-таки импортного производства. Причем не обязательно китайского. А вот что касается одежды с олимпийской символикой, то тут наши производители завоевали право ее выпускать. Получить права на использование этой символики, как известно, могут только партнеры МОК и компании, получившие лицензию. С 2008 года суммарно должно быть выпущено пять тысяч наименований продукции с уникальной символикой и брендом. И уже в 2009 году в страну пошел контрафакт с символикой. Причем лидирует среди таких товаров именно одежда — шорты, футболки, кепки. С этим борются правоохранительные органы. Что же касается оригинальной продукции, то на прилавках она есть в больших количествах и активно покупается. Это для нашего министерства является хорошим знаком.

Но и спортивную одежду производить мы сможем, если не сейчас, то в ближайшем будущем. К чемпионату мира по футболу-2018, например.

— К Олимпиаде не успели?

— Идея, что к российским знаковым событиям мы могли бы делать товары своими силами, поддерживается всеми. И Олимпиада стала отправной точкой для принципиальных перемен в структуре нашей легкой промышленности. Дело в том, что мы пока далеки от массового производства спортивной одежды из-за того, что наша промышленность не выпускает нужного количества искусственных синтетических тканей. Сейчас большинство видов полиэфирных волокон и нитей, из которых как раз и производится профессиональная спортивная одежда, импортируется, а отечественные аналоги практически отсутствуют. За несколько лет до Игр мы активизировали работу в этом направлении, и уже сейчас наше собственное производство способно обеспечить порядка 46 процентов спроса. Пока есть проблемы и с ассортиментом... Так что спортивная форма, произведенная на Западе, все же лучше. Мы находимся в самом начале пути, а Олимпиада не за горами. Но чемпионат мира пройдет в 2018 году, и к тому моменту мы, что называется, нарастим мышцы. Важно то, что российский легпром ожил, стал работать и конкурировать. Наши компании вполне успешны в нише мужских костюмов, постельного белья, домашнего текстиля, обуви и ряда других позиций. У нас есть дизайнерские работы, мы представлены нашими российскими именами и в haute couture. А что касается Made in China... Вспомним, что на этапе экономических трансформаций в России легкая промышленность осталась без надлежащего государственного внимания. Не успев возродиться после 90-х с их массовым наплывом импорта, отечественный легпром в начале 2000-х был вынужден конкурировать с дешевой рабочей силой из Китая, куда мировые компании начали переводить свое производство. Соперничать было невозможно: к 2004 году произведенная в России продукция оставалась низкомаржинальной: не более 5 процентов в текстиле и 7—8 процентов в обуви — это очень мало, невыгодно производителям. Тем не менее отрасль сохранилась благодаря профессионалам и производственным традициям.

— Многие страны сегодня возвращают производство из Азии домой. Ей-богу, стыдно, когда на русской матрешке написано: «Сделано в Китае».

— На многих вещах уже написано: «Сделано в России». Например, дизайнер Кира Пластинина уже перенесла часть производства одежды под своим брендом из Поднебесной в Московскую область, возродив в городе Озеры фабрику, существовавшую с 1827 года. А Алена Ахмадуллина открыла предприятие в Санкт-Петербурге. Сейчас у нас есть серьезный шанс в корне изменить ситуацию на мировом текстильном рынке. Вы правы, начался массовый исход мирового производства из Китая, и для развития отечественного легпрома наступил удобный момент. Знаменитая дешевая рабочая сила в Поднебесной становится все дороже, и производство начинают переводить в другие страны, в том числе в Восточную Европу. Надо воспользоваться этой ситуацией и поддержать наших производителей: помочь с получением льготных кредитов, ввести стимулирующие бизнес-программы, ужесточить борьбу с контрафактом, предоставить налоговые преференции. Важно, чтобы проекты стали реальностью.

— Минпромторг предложил запретить госструктурам закупать товары, произведенные из импортных материалов. Звучит несколько популистски, не находите?

— Это один из важнейших механизмов господдержки — ограничение закупок импортных товаров легкой промышленности для обеспечения государственных нужд. Что мы и будем делать. Мы можем сами производить ткани, текстиль в нужном количестве и хорошем качестве. Вся военная экипировка — бушлаты, куртки, плащ-палатки, носки, ботинки — станет отшиваться из своего сырья. Кроме того, с 1 января 2014 года вступит в силу закон о федеральной контрактной системе, который даст правительству возможность устанавливать запреты или ограничения для закупок у иностранных предприятий товаров для госнужд. К слову, Минпромторг уже подготовил проект постановления правительства, предполагающий запретить госзакупки одежды, обуви и другого вещевого имущества, изготовленного за рубежом или из иностранных материалов. Запрет может коснуться федеральных и муниципальных органов власти, заказчиков, поставщиков, исполнителей госзаказов для нужд обороны страны.

— Хватит ли отечественного сырья для всех государственных нужд? Ведь тонны узбекского хлопка остались в советском прошлом...

— Хлопок у нас сегодня и в самом деле золотой — он полностью ввозится из-за рубежа. Как и натуральный шелк. Мы надеемся, что и проблему с хлопком вскоре решим: наши ученые вывели скороспелый сорт хлопка АС-1, который способен пережить даже жесткую засуху. Они выделили гормон роста, позволивший получать не хилые росточки, а хлопковые кусты, соответствующие всем стандартам. В прошлом году этими семенами засеяли экспериментальное поле в Астраханской области, собрали первый урожай. Он пошел на семенной фонд и на изготовление ткани.

Результаты хорошие, но это не значит, что мы уже готовы засеять сотни тысяч гектар. Однако бизнес заинтересовался и хочет участвовать в этом проекте, который, безусловно, потребует господдержки.

— А с шерстью как? Вспоминается фраза президента: «У нас баранов много, а шерсти мало...»

— Это было сказано на одном из совещаний в Вологде. И справедливо — с шерстью у нас и впрямь не очень... Чтобы получать тонкорунную шерсть, из которой можно делать материал на костюмы и пальто, надо разводить особые породы овец. Над этим мы тоже работаем. Если продолжить, то придется признать, что нет у нас и достаточного объема производства льна — мы можем покрыть процентов 60 спроса. Но мы сейчас плотно занимаемся сырьевой темой: разработано два проекта создания заводов по производству синтетического волокна мощностью 150 тысяч тонн в Ивановской области и 486 тысяч тонн в год в Северо-Кавказском федеральном округе. В  Карачаево-Черкесии  будет построена фабрика по переработке шерсти и производству пряжи с объемом финансирования 1,32 миллиарда рублей...

— Разрабатывается дизайн российского знака качества. Знак советского образца уже не устраивает?

— Мы решили попробовать создать знак другого поколения. Конкурс стартовал 11 ноября 2013 года, а 8 декабря завершился прием работ — меньше чем за месяц было получено 484 предложения. Участвовали и студенты, и профессиональные дизайнеры. Я видел эти работы, там есть интересные идеи. Например, многие обыгрывают букву «К» (качество) или Q (quality). Некоторые номинанты предложили логотип, напоминающий знак качества СССР. Не обошлось, конечно, и без изображения медведя. Но все работы очень творческие и профессионально выполненные. Сейчас начнется интернет-голосование, которое будет учитываться оргкомитетом при вынесении решения. А победитель получит денежный приз в 200 тысяч рублей.

Не исключено, что результат  открытого голосования в сети Интернет может совпасть с мнением оргкомитета, который возглавляет министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, Но в любом случае  правила конкурса предусматривают дополнительную номинацию конкурса «Лучший знак качества — выбор общественности».

— Не получится ли так, что знак появится, а качество — нет?

— Конечно, истинная цель не просто в создании некоего символа качества. Знак будет инструментом продвижения качественной отечественной продукции. Фактически в нашей новейшей истории мы впервые начали говорить о качестве как о национальной стратегии. Экономика должна строиться не на примитивном принципе «купи — продай», а на суверенитете отечественного производства, когда товары производятся на территории России российскими гражданами из отечественного сырья. У нас есть огромная группа товаров, которая может сама популяризировать знак качества, например продукция оборонного производства, востребованная на Западе.

Не могу отвечать за всех, но большинство, с кем мне приходилось общаться, относятся к этой идее хорошо. Более того, ассоциации производителей сами вышли с инициативой создания знака качества. Комиссия по присуждению знака — коллективный орган, состоящий из представителей бизнеса, потребительских сообществ и общественных организаций. А продукцию с отметкой высокого качества мы сможем увидеть уже в следующем году.

— Потеснит ли новый знак качества ГОСТ и ТУ? Или они будут существовать параллельно?

— Сейчас у нас обязательны для выполнения только технические регламенты Таможенного союза, которые определяют требования к безопасности продукции. ГОСТы и ТУ носят рекомендательный характер. Знак качества не должен заменять существующую систему стандартизации, а напротив, он станет инструментом ее развития. Планируется, что в рамках системы подтверждения качества российской продукции будет сформирован перечень документов по стандартизации. Так вот там для маркировки национальным знаком качества будут прописаны требования к продукции по каждому ее виду. И, уверяю вас, эти требования будут высокими.

— Как все это соотносится с нашим членством в ВТО?

— Все в законных рамках. Все переживали, что вступление в ВТО плохо отразится на легпроме в первую очередь. Но на сегодняшний день таможенные пошлины на многие виды товаров легкой промышленности сохранились на прежнем уровне, понижения следует ожидать только через два-три года. Нас пугали ВТО, но некоторые производства показали рост. Это не случайно. Был разработан комплекс мер поддержки, который содержится в плане действий правительства РФ, направленных на адаптацию отраслей экономики к условиям ВТО. Эти меры включают в себя в том числе сохранение субсидирования процентных ставок по кредитам, модернизацию правил госзакупок и проведение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных расследований, которые направлены на ограничение недобросовестной конкуренции со стороны зарубежных производителей. Кроме того, в 2014 году будут введены новые правила предоставления субсидий на компенсацию части затрат при реализации инвестпроектов. Легкая промышленность давно не проходила комплексную модернизацию, поэтому мы обнулили ставки таможенных пошлин и НДС для ввоза оборудования, которое не производится в нашей стране. Думаю, что инвесторы оценят наши усилия и придут в отрасль, ведь очевидно, что точек роста в легкой промышленности очень много.

— Есть ли новые отечественные бренды, хорошо узнаваемые за пределами России?

— Это ведь как посмотреть... Производитель танков и вагонов «Уралвагонзавод» — один из самых раскрученных в последнее время брендов. Но он делает не только танки. Не так давно предприятие заявило о желании выпускать одежду, обувь и аксессуары под своей торговой маркой. Другой пример — двое братьев-предпринимателей наладили производство и продажу оригинальных свитеров. Сначала они находили у разных производителей — преимущественно отечественных — просто интересные и качественные свитеры, покупали их оптом и продавали через Интернет в пределах России. А сейчас их продукцию делают на трех отечественных заводах. Пряжу покупают в Костромской области. И все это региональные предприятия, работавшие еще в СССР, многие из них выжили и развиваются.

Мы решили, что надо пользоваться известностью существующих брендов — российских, советских. Можно восстановить и уже забытые, но когда-то гремевшие на весь мир, создавать новые кластеры и индустриальные парки легкой промышленности... Думаю, что в результате появятся новые русские бренды мирового уровня.

— И что будет с нашим текстилем? Могу только представить, что из него начнут строчить глупые кофточки...

— Ну почему же глупые? У наших дизайнеров, которые часто известны в Париже и Лондоне больше, чем дома, есть огромный интерес к тому, чтобы создавать промышленные коллекции из наших материалов. И покрывать таким образом нишу массмаркета. Более того, наши дизайнеры на последней Неделе моды показали хорошие капсульные коллекции. Когда и дизайнер может сделать что-то для себя, и производство получить заказы. Я еще раз повторю то, с чего мы начали: у нас есть шанс побороться за перевод производства из Китая в Россию. У нас все хорошо и с идеями, и с дизайнерами. Наш легпром на всех парусах мчится к тому, чтобы на отечественных товарах было написано Made in Russia. Посмотрите этикетки на вещах с олимпийской символикой — на многих из них вы это уже прочтете.

А что касается ситцевого патриотизма, то я не вижу ничего плохого даже в квасном патриотизме на фоне засилья известных импортных напитков. И вполне согласен с известным автором, который «в березовые ситцы нарядил бы белый свет». Но это поэзия. Я же сегодня представляю суровую сферу производства и потому еще замечу, что ситец — весьма полезная ткань, как, впрочем, и все натуральные продукты, которыми так богата Россия.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера