Архив   Авторы  

Игра на миллиарды
Политика и экономикаExclusive

Проблемы, с которыми столкнулся Пекин накануне Олимпиады-2008, меркнут на фоне гигантских расходов на ее проведение


 

С первого дня избрания Пекина столицей XXIX летних Олимпийских игр, которые в Китае уже окрестили Олимпиадой тысячелетия, руководство страны неизменно повторяло одно и то же: соревнования пройдут на самом высоком уровне, спортивные объекты будут сданы в срок. И уж тем более власти КНР обещали сделать все, чтобы не омрачать предстоящий праздник политическими потрясениями. Но олимпийское обещание дается непросто. Тибетские сепаратисты попытались устроить восстание, явно приуроченное к августовским Играм. Жесткий ответ Пекина - более десятка убитых в ходе подавления беспорядков в столице Тибета Лхасе и сотни арестованных - вряд ли добавит очков в копилку олимпийского имиджа. Западные политики и звезды шоу-бизнеса открыто призывают к бойкоту Олимпиады.

Впрочем, есть уверенность, что Пекин со всеми этими вызовами справится. В самом главном - в том, как финансируется главное мировое спортивное событие, - китайские власти упрекнуть нельзя. По информации «Итогов», КНР поставит абсолютный рекорд, который вряд ли будет побит даже в относительно отдаленном будущем. Пекинская Олимпиада обойдется втрое, а то и вчетверо дороже предыдущих Игр!

Цена престижа

«Не больше, чем в Афинах» - именно так обозначил общие затраты на подготовку и проведение крупнейшего спортивного мероприятия четырехлетия зампредседателя Оргкомитета Олимпиады-2008 Цзян Сяоюй. Посчитаем. По официальным данным, греческим властям пришлось потратить непосредственно на подготовку спортивных объектов и проведение соревнований почти 2 миллиарда евро, что по курсу того времени составляло почти 2,5 миллиарда долларов США. Впрочем, эта цифра не отражает реального положения вещей: только на обеспечение безопасности и предотвращение потенциальных терактов было израсходовало около 4 миллиардов долларов, а итоговая цена афинской Олимпиады превысила 12 миллиардов.

При этом не стоит забывать, что в Афинах по большей части все спортивные сооружения уже были построены. В Китае же в рамках проведения соревнований только в Пекине будет задействован 31 стадион, 12 из которых были построены с нуля, в том числе и арена, на которой пройдет церемония открытия, 11 объектов были реконструированы. Кроме того, в Пекине построены 8 так называемых временных стадионов, которые будут разобраны после окончания Игр. В этих условиях слова второго человека в Оргкомитете Игр выглядят далекими от действительности. Попробуем разобраться, сколько на самом деле планировал и еще собирается потратить Пекин на Олимпиаду тысячелетия.

Мой китайский знакомый из агентства Синьхуа, ссылаясь на свои источники во властных структурах, сообщил: власти отдают себе отчет в том, что все затраченные средства окупить не удастся. На проведение Игр-2008, а также шанхайской ЭКСПО и Азиатских игр 2010 года Китаю придется потратить потрясающую воображение сумму - более 50 миллиардов долларов (и это при их-то дешевой рабочей силе!). И, дабы показать, что китайский путь гармоничного развития лучше западной модели, руководство компартии точно не поскупится.

Только для того, чтобы обеспечить подъезды к Олимпийской деревне в Пекине, где располагаются основные спортивные сооружения, в том числе и главный стадион «Птичье гнездо», уже израсходовано около 8 миллиардов долларов. На связанное с Олимпиадой развитие городов-спутников столицы - еще 5 миллиардов. И это не считая денег, выделенных региональным властям на проведение регаты в Циндао, состязаний по конным видам спорта в Гонконге, а также футбольного первенства в Шанхае, Тяньцзине и Шэньяне. Прибавьте к этому затраты на обеспечение безопасности: по официальным данным, в дополнение к отобранным 100 тысячам волонтеров и полицейских в Поднебесной будет мобилизовано столько военных, сколько не было задействовано ни в одной стране мира, когда-либо принимавшей Олимпиаду. Кроме того, за порядком и передвижением спортсменов и гостей будет следить специально запущенный спутник - словом, по плану ни один волос не должен упасть с туристов, не говоря уже об участниках соревнований. За ценой китайские власти, естественно, тоже не постоят.

Спонсорский резерв

Зная характер китайцев, вряд ли партия дала бы добро на в общем-то достаточно авантюрный проект (учитывая не совсем стабильную ситуацию в мировой экономике, в том числе и на азиатских рынках), не рассчитывая получить хоть какие-то дивиденды.

Доходы от пекинской Олимпиады, по некоторым оценкам, тоже станут рекордными (просто они меркнут на фоне расходов). Как и на афинской Олимпиаде, приличную выручку уже принесла продажа телевизионных прав. Американский канал NBC перечислил в кассу Оргкомитета Игр 894 миллиона долларов, а европейский EBU - 443 миллиона. Правда, представители Северной Америки за столь внушительную сумму потребовали перенести наиболее интересные финалы по легкой атлетике и плаванию на первую половину дня, чтобы они попали в прямой американский эфир. Кто платит, тот и заказывает время суток, и китайцы не решились отказать, рискуя потерять столь выгодный контракт. Пострадают европейские и российские телезрители, которые смогут следить за перипетиями борьбы глубокой ночью. К слову, продавать эфирное время в ходе трансляции крупных спортивных состязаний через аукцион - не новинка. Первопроходцами выступили американцы. Но китайский размах не снился даже им.

Прибавьте к этому средства от многочисленных спонсоров, и получится весьма значительная сумма. На сегодня, по информации главы маркетинговой комиссии МОКа Герхарда Хайберга, у китайской Олимпиады их 55 - на 17 больше, чем у греков четыре года назад, причем некоторые компании готовы платить, кажется, любые суммы, только бы их продукцию показали по телевизору. Государственная китайская телекомпания CCTV провела серию аукционов, лотами в которых являлось рекламное время пекинских Игр. Китайская молочная компания «Или» выложила более двух миллионов долларов всего за четыре 15-секундные рекламные паузы во время церемоний открытия и закрытия. Американская Nike заплатила 9 миллионов за размещение роликов в ходе прямых трансляций различных видов спорта. Самый дорогой лот (22 миллиона долларов) приобрел австрийский производитель энергетических напитков Red Bull - за рекламу в ночных эфирах. Такие цены, правда, привлекают не всех. Большинство компаний отказалось от услуг центрального телевидения Китая, предпочтя более дешевые кабельные каналы. Но и без них на счета Оргкомитета поступили и продолжают поступать астрономические деньги. Ведь только само право получить статус официального спонсора стоит 80 миллионов «зеленых». В числе спонсоров имеются производитель автомобилей Volkswagen, Банк Китая и главный мобильный оператор Игр «Чайна Мобайл» - вместе они выложили почти 600 миллионов долларов за право разместить пять колец на своей продукции и в рекламных буклетах.

Зарабатывают все

Буквально весь Китай живет сегодня Олимпиадой и пытается на этом заработать. Стоит подъехать к еще недостроенной Олимпийской деревне, вход в которую строго охраняет полиция, пропуская лишь работников со специальными бэйджами, как к тебе, особенно если ты иностранец, подходит человек и предлагает за несколько долларов купить майку, брелок или чайный набор с пятью талисманами соревнований. По всему Китаю уже открыты 10 тысяч сувенирных магазинов, только на центральной улице столицы их три, но цена в несколько раз выше, чем у лоточников.

Изображение олимпийской символики при входе в ресторан или сувенирную лавку принесет десяток-другой долларов. Но оригинальнее и прозорливее поступил уроженец Поднебесной Чжан Цзиньюнь, продавший номер мобильного телефона с цифрами 139 (код оператора) и 20080808 - дата начала Игр. Все родственники и знакомые сочли его сумасшедшим, когда Чжан на следующий день после окончания 112-й сессии МОКа отправился в центральный офис одной из мобильных компаний и купил олимпийский номер за 20 тысяч юаней (2800 долларов). Вскоре крупные компании предлагали ему сумму гораздо большую, но он решил выставить свою сим-карту на аукцион со стартовой ценой в 200 тысяч юаней. К слову, таких «олимпийских номеров» в Китае осталось еще восемь. Они отличаются лишь по первым трем цифрам, обозначающим код региона или мобильного оператора, и, по словам Чжана, ему удалось отыскать еще четверых соотечественников - обладателей заветных номеров, которые готовы выставить номера на аукцион.

Не останутся внакладе и китайские спортсмены. Четыре года назад в Афинах, после того как представителям Поднебесной удалось впервые в истории завоевать 32 золотые медали, китайские власти не скупились на поощрения. Главное управление по делам спорта при Госсовете КНР выплатило золотым медалистам по 200 тысяч юаней (около 28 тысяч долларов), занявшим второе и третье места - по 120 и 80 тысяч юаней соответственно. Свою лепту внесли тогда и провинциальные власти - обладателям высшей награды, проживающим в Шанхае, а также Фуцзянь и Шэньси, было заплачено еще по 500 тысяч юаней (почти 70 тысяч долларов), причем все полученные средства поступили напрямую спортсменам и не облагались налогом. Значительные вознаграждения выплатили и фирмы - спонсоры национальной сборной, чьи логотипы красовались на майках и инвентаре спортсменов во время Игр-2004. Например, двукратная чемпионка по прыжкам в воду Го Цзинцзин получила в виде сувенира шикарную виллу в пригороде своего родного города в провинции Хэбэй.

Безусловно, итоговая сумма премиальных на пекинской Олимпиаде будет определена уже по окончании соревнований - вряд ли власти простят спортсменам неудачное выступление на родине. Пока же олимпионикам гарантировано по сто тысяч долларов. Для сравнения: российским олимпийцам за победу заплатят вдвое меньше.

Правда, и кастинг в сборную Поднебесной жесткий: спортсмен должен не только показать выдающийся результат, но и безупречно выглядеть вне соревнований. Так, в январе этого года одного из нападающих сборной по футболу исключили из состава команды за то, что он сначала всю ночь играл на компьютере, а неделю спустя попал в аварию, возвращаясь из ночного клуба.

Город без контрастов

Китайские власти в отличие от устроителей всех последних Олимпиад не скрывают, что рассматривают это мероприятие исключительно как имиджевое и даже политическое. Коммерция - дело десятое. Задача заработать в принципе не ставится. Пожалуй, больше всего убытков принесут Игры владельцам многочисленных баров и ресторанов, ведь пекинские власти на время Олимпиады обязали их уйти в принудительный отпуск - в основном это касается территории «Рабочего стадиона», расположенного в престижном районе столицы Чаоян, где находится немало мест для развлечений. При этом никакой компенсации выплачено не будет: возможны лишь некоторые льготы уже после завершения всех спортивных мероприятий, что вряд ли удовлетворит бизнесменов, надеявшихся подзаработать. Впрочем, до 8 августа что-нибудь еще может измениться: так, например, ради успешного проведения финала Лиги чемпионов по футболу в Москве, возможно, будет снят запрет на рекламу пива.

Стоит отметить, что и простым пекинцам меры, предпринимаемые властями, не всегда по душе. Из разговора с одним из местных жителей корреспонденту «Итогов» удалось узнать, что постоянные программы на центральных телеканалах, посвященные предстоящим Играм, рекламные щиты спонсоров уже настолько надоели, что пекинцы только и ждут, когда Олимпиада наконец закончится. Облик столицы радикально поменялся: практически исчезли традиционные китайские хутуны (трущобы) - им на смену пришли крупные торговые центры и супермаркеты, которые не всегда по карману местному населению. А с 8 по 24 августа пекинцам вряд ли позволят свободно передвигаться. В частности, «Итогам» стало известно, что глава Оргкомитета Лю Ци приказал начать «социальную чистку» с целью избавить город от попрошаек, уличных торговцев и проституток. По мысли властей, их сначала поселят в специально созданные центры, а затем отправят по месту прописки. Вполне возможно, что похожая судьба будет ождать и просто «не любящих Олимпиаду» - то есть тех, кто выражает недовольство теми или иными аспектами подготовки к Играм.

Не всех, к примеру, устраивает главный проект олимпийской стройки - национальный стадион «Птичье гнездо». Критики считают, что в последнее время в Пекине появилось слишком много построек зарубежных архитекторов, а столица Поднебесной - не полигон для экспериментов.

Не повторит ли Китай судьбу Португалии, где после завершения чемпионата Европы-2004 по футболу так и не смогли решить, что делать с огромными по тамошним меркам стадионами. Китайцы все заранее обдумали. Например, «Водный куб» переоборудуют в центр водных развлечений, универсальный спортивный дворец «Укэсун» («Пять сосен»), где пройдет турнир по баскетболу, будет принимать масштабные выставки, а Олимпийская деревня поступит в открытую продажу на рынке жилья.

Ну а то, что пекинская Олимпиада окажется сверхубыточной, в масштабах поставленных задач не столь важно. Престиж - дороже.

ОППОНЕНТЫ

«Крыша» поехала

Первые недоброжелательные «предолимпийские» сигналы Пекин должен был уловить еще в начале этого года, когда оскароносец Стивен Спилберг объявил, что решил бойкотировать Игры-2008 (он должен был выполнять роль консультанта по постановочной части) из-за того, что Китай поддержал обвиняемый в геноциде суданский режим. Но власти КНР лишь подогрели ситуацию, заявив, что в конце апреля на высочайшую вершину мира в Тибете будет совершено восхождение с зажжением олимпийского огня и водружением китайского флага. Многими тибетцами такое намерение было воспринято как рецидив «китайской агрессии» образца 1959 года. А то, что сейчас власти КНР создали вокруг и без того изолированного от внешнего мира горного края информационную блокаду (в частности, заблокирован доступ к веб-сайту YouTube.com), лишь ухудшает имидж Пекина, доселе пытавшегося представить коммунистическую Поднебесную свободной и братской семьей народов.

Впрочем, на официальном уровне, включая и заявление духовного лидера тибетских буддистов далай-ламы, призывы к бойкоту напрочь отвергаются. К примеру, по мнению президента МОК Жака Рогга, подобные действия ни к чему не приведут. Не звучат и аналогии с бойкотом московской Олимпиады: мол, тогда была холодная война и СССР вмешался в дела суверенного Афганистана. Событиям же, связанным с китайской агрессией в Тибете, уже почти полвека.

Есть тем не менее основания полагать, что китайское руководство и МОК играют в одни «коммерческие» ворота. Американские и европейские компании рассматривают Пекин-2008 как возможность еще прочнее закрепиться на китайском рынке. А китайские фирмы мечтают продемонстрировать себя на Западе.

Желание тибетских монахов изменить эту ситуацию вряд ли осуществимо. Хотя дергать «китайского тигра» за усы, чтобы он поморщился, они, конечно же, будут.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера