Архив   Авторы  
Премьеры России и Японии Владимир Путин и Таро Асо готовы к сотрудничеству двух экономик

С дальним прицелом
Политика и экономикаExclusive

Компромисс между протекционизмом и открытой экономикой Владимир Путин искал на Дальнем Востоке




 

Маршрут ­дальневосточного турне премьер-­министра Владимира Путина можно назвать символичным. И дело не только в том, что отдаленный за тысячи километров от Москвы регион оказался одним из наиболее пострадавших в результате экономического кризиса. Именно здесь проявилась вся противоречивость экономической политики Москвы. С одной стороны, жители Дальнего Востока выступают резко против протекционистского решения правительства повысить пошлины на ввоз подержанных иномарок. С другой - здесь существуют свои отрасли и предприятия, требующие, причем в прямом смысле слова, протекционистских мер. Лучшего места для поиска баланса между защитой собственного производителя в условиях кризиса и необходимостью более глубокой интеграции в мировую экономику не найти.

В этой запутанной истории есть и третья сторона. Без крупнейшего иностранного инвестора в экономику российского Дальнего Востока - Японии - вытащить его из экономической ямы не получится. За тем, как премьер пытался найти компромисс, наблюдал обозреватель "Итогов".

Экономика без границ

Пожалуй, лучше всего суть происходящего в отношениях между Россией и Страной восходящего солнца Владимир Путин сформулировал на итоговой пресс-конференции, состоявшейся в резиденции японского премьера Таро Асо. "Мы ведем переговоры по заключению мирного договора, - заметил российский премьер, - не для того, чтобы создавать условия для экономического сотрудничества. Мы развиваем экономическое сотрудничество для того, чтобы создать условия для подписания мирного договора". Эта фраза прозвучала в ответе на вопрос японского журналиста, в котором тот высказывал опасения, что чем теснее экономическое сотрудничество двух стран, тем в более долгий ящик откладывается решение болезненного для японской внутренней политики "территориального вопроса". Еще более конкретно свою мысль по поводу мирного соглашения с Японией премьер выразил на следующий день в Монголии, отвечая на вопрос уже представителя российского СМИ: "Мы считаем, что развитие торгово-экономических, культурных, гуманитарных связей будет той базой, на которой можно будет подступиться к решению вопросов о заключении мирного договора".

Одна из опор этой базы - соглашения в сфере атомной энергетики. По существующим международным правилам торговля ядерными материалами может осуществляться только с ведома правительств государств. И отсутствие такого документа мешало "Росатому" не только поставлять на японский рынок обогащенный уран, но и привлекать японские технологии для разведки и добычи этого энергетического материала. Теперь "Рос­атом" планирует построить на Японских островах специальное хранилище урана, чтобы его поставки были бесперебойными. А это миллиарды долларов.

Очевидной демонстрацией открытости отечественной экономики стало приглашение японских инвесторов к освоению Эльгинского угольного месторождения, к участию в проекте "Сахалин-3", к строительству нефтяной трубы "Восточная Сибирь - Тихий океан". Проблема только в том, что Япония, испытывающая сейчас не меньшие проблемы, чем Россия, смотрит на российский рынок с некоторым опасением. Слишком уж противоречивы и непредсказуемы на нем правила игры.

Оборона Дальнего Востока

На соседнем японцам российском Дальнем Востоке эта непредсказуемость видна особенно отчетливо. Правительство, похоже, до сих пор не определилось с приоритетами антикризисного плана - то ли национализация вкупе с протекционизмом, то ли опора на частные, и прежде всего иностранные, инвестиции.

"Если правительство нам не поможет, мы окончательно перестанем верить в наше государство", - эти слова один из менеджеров Амурского судостроительного завода (АСЗ) произнес в разговоре с обозревателем "Итогов". Предприятие оказалось в тяжелом положении не столько благодаря финансовому кризису, сколько из-за неграмотных действий частных акционеров, в руках которых еще две недели назад был контрольный пакет. Они выиграли конкурс на производство кораблей для Минобороны, но при этом не учли отсутствия у предприятия достаточных оборотных средств и начали привлекать банковские кредиты. Только вот компенсировать проценты по ним государство не обязывалось. И началось...

"Заберите нас. Хотим быть государственным предприятием", - попросил Владимира Путина один из рабочих, ожидавший его в цеху, где на стапелях больше 20 лет стоит и ждет достройки подводная лодка. Словом, Амурский судостроительный вошел в историю: он стал первым промышленным предприятием, подвергшимся антикризисной национализации. Причем выкуплен АСЗ у собственника за символическую сумму, которая, по словам первого вице-премьера Сергея Иванова, в четыре раза меньше, чем стоимость билета на самолет до ­Москвы.

Схема национализации оказалась также символической. Кредитор предприятия - Сбербанк - обратил в свою собственность находившиеся у него в залоге акции завода и передал их Объединенной судостроительной корпорации. Произошло это, кстати, еще накануне приезда на предприятие главы правительства.

Уже на этой неделе Минобороны в рамках госзаказа направит заводу 200 миллионов рублей, еще 380 миллионов должны поступить до июня. Сбербанк согласился предоставить на оздоровление верфи еще один кредит в 435 миллионов долларов. Наконец, 1,9 миллиарда рублей будет выделено на достройку и ходовые испытания атомной подлодки "Нерпа". Так что национализация оказалась для бюджета не такой уж и дешевой, как говорил Сергей Иванов...

"У нас нет целей деприватизации, но там, где собственник является неэффективным, мы, конечно, должны думать, что сделать, чтобы ситуацию изменить", - заявил Владимир Путин. И премьер не лукавил. В том же Комсомольске-на-Амуре есть другое крупное частное предприятие - ОАО "Амурметалл", производящее сталь листового и профильного проката, спрос на который резко упал. Но в этом случае о национализации речи не идет в прин­ципе.

Сокращение спроса - главная проблема, которую предстоит решать правительству. "Ну, перешли мы в собственность государства, а дальше что? Мощности загружены не более чем на 10 процентов. Заказов нет", - сетовал в разговоре с обозревателем "Итогов" один из инженеров Амурского судостроительного завода. Тут даже самый эффективный собственник может оказаться у разбитого корыта.

Выход правительство нащупало пока что один - протекционизм. "Считаю недопустимым размещение заказов на зарубежных верфях при возможности строительства аналогичной морской техники в России", - заявил Владимир Путин.

В условиях кризиса, как считают специалисты, протекционистские решения кажутся эффективными уже в силу их простоты. Но слишком простые решения, как показывает опыт, не всегда приводят к нужному результату.

Например, глава Росрыболовства Андрей Крайний считает, что закупка траулеров только российского производства делает наши предприятия менее конкурентоспособными, даже несмотря на то, что отечественные суда дешевле. Их экономическая эффективность в процессе эксплуатации ниже, чем у норвежских или корейских аналогов. Руководитель "Совкомфлота" Сергей Франк приводит другой пример. Срок строительства танкера в России сегодня составляет 16 месяцев. В Южной Корее - 9 месяцев. А значит, протекционизм в пользу одной отрасли ведет к дополнительным проблемам в другой. И найти необходимый баланс здесь очень сложно.

"У нас принято считать, что защита со стороны государства требуется против импорта тех товаров, производить которые мы можем и сами. Но вот можем ли, серьезный философский вопрос", - считает президент РСПП Александр Шохин. Помочь здесь могло бы обнуление ставок на импорт судового оборудования. Только вот в этом случае уже могут оказаться недовольными его отечественные производители. И так по кругу. Наконец, протекционизм может привести к серьезному сокращению торговли с другими странами. А для России, чей бюджет существенно зависит от таможенных сборов, это может оказаться серьезным ударом.

Подобные метания - от национализации и протекционистских мер до все большей открытости миру - приводят к тому, что антикризисные меры, утвержденные российским правительством, постоянно подвергаются пересмотру. Кстати, пока Владимир Путин был на Дальнем Востоке, в Москве совещание по экономическим вопросам провел президент Дмитрий Медведев. В ходе дискуссии выяснилось, что, например, пакет господдержки так называемых системообразующих предприятий не работает. Ни рубля из 300-миллиардного фонда кредитных гарантий так и не выделено. В результате после президентской критики правительство делает разворот на 180 градусов и, по сути, принимает решение о выкупе у банков "токсичных" активов (то есть просроченных долгов предприятий), от чего ранее наотрез отказывалось.

Такая же картина наблюдается по большинству пунктов антикризисного плана. Гибкость, демонстрируемая российским правительством, в условиях небывалого, как уверяют, экономического кризиса - вещь, конечно, необходимая. Но Владимир Путин в ходе своего дальневосточного турне оценил деятельность возглавляемого им кабинета министров не на отлично, а на хорошо. И уточнил: "Мы должны будем посмотреть окончательно и давать оценку, наверное, после того, как основная часть работы по преодолению кризисных явлений будет завершена". Причем давать эту оценку, по его мнению, должно не само правительство, а "другие люди".

Видимо, этими людьми прежде всего должны стать инвесторы. В том числе и японские, которые в конкретных суммах выставят оценку антикризисным усилиям российских властей.

Комсомольск-на-Амуре - Токио - Улан-Батор - Москва

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера