Архив   Авторы  
Работа Дэмиена Херста из серии «Бабочки» была продана аукционным домом Christie‘s за 3,4 миллиона долларов

С миру по лоту
Искусство и культураExclusive

Рынок современного искусства оправился от кризиса. Вот только русским духом там уже не пахнет...




 

В докризисные годы современное искусство было принято считать наиболее быстрорастущим сегментом мирового арт-рынка. И одновременно наиболее спекулятивным: цены, которые выкладывали за contemporary art, были искусственно завышены, и на самом деле реализовать те же вещи по тем же ценам на вторичном рынке было просто невозможно. Но это было выгодно и автору, и дилеру, работающему с ним. Самый характерный пример — работа Дэмиена Херста «За любовь Господа» (For the Love of God). Человеческий череп из платины, с настоящими зубами, инкрустированный 8601 бриллиантом общим весом 1106,18 карата, художник продал за 100 миллионов долларов консорциуму инвесторов, в который сам же и вошел. Эта работа до сих пор остается самой дорогой в сегменте современного искусства.

Естественно, кризис по арт-пузырю ударил наотмашь. Продажи, подобные картине Люсьена Фрейда «Спящая соцработница» (куплена в мае 2008-го за 33,6 миллиона долларов, вероятнее всего, Романом Абрамовичем), мы увидим нескоро. Но рынок contemporary восстановился на удивление быстро и уже скоро вернется на докризисные позиции, считают эксперты. Вот только, отмечают они, в этой новой жизни современного искусства пока слишком слабо пахнет русским духом. Почему?

Как денди лондонский

Отвечать на этот вопрос уместнее всего в столице мирового арт-рынка Лондоне, где в октябре прошла «неделя современного искусства». Восемь аукционов провели друг за другом все три безусловных лидера — Phillips de Pury & Co, Christie's и Sotheby's. Заметим, что каждый Дом устраивал наиболее престижный вид торгов — так называемые вечерние торги (Evening Sales). Они всегда проводятся после окончания рабочего дня, что является, видимо, особым проявлением уважения к покупателям. Выносится на вечерние аукционы ограниченное число самых отборных лотов — обычно их не больше пятидесяти. Причем лишь считаное число сегментов арт-рынка удостаивается такой чести.

Надо сказать, что атмосфера тут по-настоящему пафосная. Во время аналогичных «недель русского искусства», где мне приходилось бывать неоднократно, нет ни такого строгого фейсконтроля (на входе в Дом Christie's меня с милыми улыбками, но впервые столь настойчиво расспрашивали, кто я и с какими целями), ни такого числа одетых по-вечернему леди и джентльменов. Создавалось впечатление, что для британцев это прежде всего светский раут.

И, конечно, антихудожнических выступлений, подобных тем, что прошли во время вечернего аукциона все того же Дома Christie's, раньше видывать не приходилось. Прямо перед входом стояли пять человек, кто-то из них в карнавальных масках обезьян и чудовищ держал в руках листовки с портретами главного героя нынешней арт-сцены Дэмиена Херста, обвиняя его в плагиате. По словам Чарлза Томсона, сооснователя движения Stuckism, еще в 94-м году американская художница Лори Прешез придумала использовать бабочек для создания эффекта калейдоскопа. А именно такое полотно и выставлялось в день протеста на аукцион. Это была огромная картина (более 5 метров в длину) с названием «Я стал смертью, разрушителем миров» из знаменитой серии «Бабочки». «Херст завоевал свои позиции, — утверждают «стакисты», — используя деньги, силу, арт-истеблишмент. Сам он говорит о себе: «Мы поколение, не испытывающее никакого стыда относительно кражи идей других». Мы же считаем, что идеи красть нельзя. Если это незаконно по отношению к движимому имуществу, это должно быть так же незаконно в отношении искусства». Акция противников лидера мировых рейтингов не помогла: работа Херста ушла с молотка за 3,4 миллиона долларов. «Это дешевле, чем мы ожидали, — признался «Итогам» Дмитрий Ханкин, совладелец галереи «Триумф», — но это настоящая нынешняя цена работы». Тем не менее именно эта сделка стала самым эффектным событием аукционной части недели. По подсчетам британской прессы, всего на восьми торгах было продано предметов искусства на 148,7 миллиона долларов.

Но все же главным лондонским событием стала, несомненно, ярмарка Frieze... Торжественное ее открытие требует отдельного описания. Мы в России вроде бы привыкли ко многому, и шиком нас не удивишь. Хотя на последних по времени крупных арт-событиях — на недавней ярмарке современного искусства «Арт Москва» или на только что прошедшем торжище старинщиков, Российском антикварном салоне, — ВИП-открытия были одинаково скромны и скучны. Зато в Лондоне… такое ощущение, что это не британскому, а отечественному художественному рынку несколько сотен лет, поэтому нам все уже надоело, а для них, наоборот, все впервой.

Согласно страховщику произведений искусства Hiscox Ltd, общая стоимость представленных на Frieze работ составляет 375 миллионов долларов. В рейтинге крупнейших и наиболее влиятельных смотров этот теперь ставят на второе место, сразу вслед за Art Basel: все-таки 300 галерей побывало нынешним летом в Швейцарии против 173-х в Англии. Но это только внешние отличия, а есть и внутренние, содержательные. Считается, что и Art Basel, и парижская ярмарка FIAC тяготеют к живописи, предпочитают станковые образы, к тому же делают ставку на признанных классиков современного искусства. А вот лондонская Frieze допускает значительно больше экспериментов с формой. Поэтому, например, владелица галереи XL — одной из двух русских участников лондонской ярмарки — Елена Селина говорит: «Frieze — это абсолютно наше место во всех смыслах». Даже не важны частности, которые здесь показывают. Важна очень близкая мне генеральная линия». Напомним, что галерея XL известна любовью к необычным по размерам и конфигурациям видеоинсталляциям, композициям с использованием света и высоких технологий.

Кстати, XL участвует подряд уже в 7-й Frieze, с самой первой ярмарки, которую придумали еще в 2003 году издатели одноименного художественного журнала. В третий раз участником стала московская галерея «Риджина», которая к тому же весной нынешнего года открыла лондонский филиал. Больше ни одной отечественной галереи в Лондоне замечено не было. Неужели русское искусство наших дней не выдерживает конкуренции с современниками?

Нарисуем — будем жить

Обидно осознавать, что с точки зрения западного потребителя большинство наших современных художников — даже те, кого мы привыкли считать признанными величинами, — пока неконкурентоспособны. Давайте представим, что мы имеем на сегодняшний день. Покупатели? Всегда — Даша Жукова (в одиночестве или со своим спутником) и почти всегда «почти наш» Виктор Пинчук — украинский миллиардер. Галеристы? XL и «Риджина». На других ярмарках более или менее регулярно бывают только Марат Гельман и Айдан Салахова. Авторы-художники? Думаю, их можно пересчитать на пальцах. Возьмем нынешнюю Frieze: «Электробутик» и «Синий суп», Аристарх Чернышев, Павел Пепперштейн, Сергей Братков... Еще на стендах иностранцев встречаются Юрий Лейдерман (галерея Gregor Podnar), Анна Паркина (Wilkinson), Илья Кабаков (Thaddaeus Ropac). И все! Ну, может, еще огромное полотно живого классика немецкого неоэкспрессионизма, родившегося в ГДР, Георга Базелица «Сталин и Ворошилов мочатся с Кремлевской стены».

«Я считаю, что все проблемы современного русского искусства идут из прошлого, — говорит заместитель председателя правления «Sotheby`s Европа» лорд Марк Полтимор. — Оно было слишком «секретным», слишком андеграундным, и никто в те времена советского режима его не видел. В то же время главной идеей большинства русских «неофициальных» художников всегда была «оглядка на Запад». Оттого, увы, они были неоригинальны. Думаю, сейчас ситуация меняется. Новые художники — они начинают со своими, более оригинальными идеями. Мир будет вынужден принять их».

Собственно, к этому и стремятся те наши немногие галеристы, которые сумели зарекомендовать себя на международной арене. Хозяин галереи «Риджина» Владимир Овчаренко признался: «Для нас крайне важно участвовать в крупных мировых смотрах. Это возможность познакомиться с новыми коллекционерами. С музейными кураторами. Ну и продать все-таки, в конце концов, и каким-то образом помочь своим художникам».

Главная проблема в том — хотя эти слова могут показаться крамольными для почитателей современного российского искусства и просто ура-патриотов, — что мегазвезд в нашем внутреннем арт-пространстве фактически не существует. Оттого и особого спроса на современное русское искусство в мире нет и быть не может. Его еще только предстоит сделать модным. Это большая сложная системная работа, которая связана не просто с конкретными персонами.

«Например, китайцы, — размышляет Дмитрий Ханкин. — Их взяли с нуля и сделали мегамодными. Через пять-шесть лет начнется реституция современного китайского искусства. Из Европы, Америки, Канады, Европы — обратно в Китай. То же самое должно произойти и с русским искусством. Кстати, с классическим искусством это уже произошло. Наши внутренние цены на классику стали выше мировых площадок. Всему свое время, давайте ждать».

За последние два года в Лондоне появилось сразу несколько художественных пространств, так сказать, русского происхождения. Из вновь возникших упомяну галерею Calvert 22. Открылась совершенно новая ACTIS-gallery; новое пространство обрела галерея White space; провела ребрендинг мультинациональная галерея Orel Art UK — теперь она называется Art Sensus. То есть возникло сразу несколько как некоммерческих, так и чисто торговых точек, которые активно занимаются русским современным искусством конца XX — начала нынешнего века.

На что рассчитывают эти институции да и в какой-то степени и аукционные дома? Конечно, на бренды. У нас есть Кабаков, Дубосарский — Виноградов, Булатов, Файбисович. Появляются благодаря ярмаркам новые имена. Есть более или менее востребованное фотоискусство. В этом году, к примеру, Tate приобрела серию работ Бориса Михайлова. Это серьезное поступление, учитывая, что до сих пор в коллекции крупнейшей лондонской галереи имелись «из наших» только Кабаков и видео Алимпиева.

Владелица русской галереи White Space Анна Стоунлейк уверяет, что все не так плохо, а «русский бум» в Британии только начинается. Сегодня в столице Великобритании очень много россиян, причем с разнообразным достатком. Все они активно строятся, и им приятно видеть на стенах своих новых жилищ или преподносить в подарок друзьям вещи и произведения, наводящие на всякие приятные ассоциации и воспоминания. Вполне возможно, что именно так наше искусство скорее проникнет в западный контекст.

Ждем

Налетай — подорожало

Следующая серия аукционов послевоенного и современного искусства пройдет в Нью-Йорке. Топ-лоты, которые будут представлены 9—11 ноября
 

Вечерние торги «Современное искусство» Sotheby's, Нью-Йорк, 9 ноября 2010

Марк Ротко «Без названия». 1955. Эстимейт 20—30 миллионов долларов

Энди Уорхол «Большая кока-кола». 1962. 20—25 миллионов долларов

Рой Лихтенштейн Ice Cream Soda. 1962. 12—18 миллионов долларов

Фрэнсис Бэкон «Фигура в движении». 1985. 7—10 миллионов долларов

Герхард Рихтер «Матросы». 1966. 6—8 миллионов долларов



Вечерние торги «Послевоенное и современное искусство» Christie's, Нью-Йорк, 10 ноября 2010

Энди Уорхол «Большая банка овощного супа Campbell's и консервный нож». 1962. Эстимейт 30—50 миллионов долларов

Рой Лихтенштейн «Ох… Хорошо…». 1964. Эстимейт по запросу

Джефф Кунс «Воздушный шар-цветок (голубой)». 1995—2000». 12—16 миллионов долларов

Герхард Рихтер «Две свечи (499-2)». 1982. 12—16 миллионов долларов

Джаспер Джонс «От 0 через 9». 1961. 9—12 миллионов долларов

Марк Ротко «№18 (Коричневый и черный на бордовом фоне)». 1958.9—12 миллионов долларов

Путеводитель

Налетай не скупись

Календарь крупнейших ежегодных ярмарок современного искусства 2010—2011 годов
 

Art Basel Miami Beach (США, 2—5 декабря 2010 года). Если швейцарская ярмарка Art Basel проводится с начала 1970-х годов, то ее «молочный брат» в Америке — лишь с начала 2000-х. В этом году на выставке будут представлены 250 ведущих мировых галерей, а также экспозиции из частных коллекций и, как обычно, множество спецпоказов и светских мероприятий на берегу Атлантического океана. На время проведения ярмарки Майами становится центром огромной тусовки. И даже само мероприятие с легкой руки кураторов и критиков получило название «ярмарки танцующей». Здесь в 2008 году был показан большой некоммерческий русский проект Russian Dreams..., в котором приняли участие многие наши арт-звезды: группа AES+F, Александр Пономарев, Юрий Аввакумов, Хаим Сокол и др.

ARCOmadrid (Испания, 16—20 февраля 2011 года). Эта ярмарка возникла еще в 80-е годы ХХ века, но лишь недавно вошла в список крупнейших в мире. Она, пожалуй, может похвастаться самым крупным показателем по посещаемости — примерно 200 тысяч человек ежегодно. Кроме того, это одна из самых масштабных ярмарок в мире, предлагающая разные варианты весьма нестандартных экспозиционных решений. Каждый год ARCOmadrid приглашает к участию в выставке страну — почетного гостя. В 2011 году эта честь выпала нашей стране. В программе FOCUS RUSIA приглашенный куратор российской галерейной программы искусствовед Дарья Пыркина собирает галереи «Риджина», GMG, «Айдан», «М&Ю Гельман», Paperworks, XL (все  — Москва), Anna Nova (Санкт-Петербург), «Арка» (Владивосток).

Armory Show (Нью-Йорк, США, 3—6 марта 2011 года). Родившаяся в 1999‑м, ярмарка восходит к легендарному Армори-шоу XX века, когда в 1913 году в Америке был представлен на суд зрителей европейский модернизм. Среди русских участников в 2009—2010 годах отметились галереи «Айдан» и «Риджина».

Art Dubai (ОАЭ, 16—19 марта 2011 года). Самая крупная и в то же время очень молодая ярмарка современного искусства на Ближнем Востоке проводится под патронатом его высочества шейха Мухаммеда бен Рашида Аль Мактума. В 2010 году ярмарка прошла всего в четвертый раз, собрала 70 галерей и 18 тысяч посетителей. Любопытно, что интерес к ярмарке изрядно подогрет огромной премией (так называемый фонд Abraaj Capital Art Prize), объявленной Art Dubai. Миллион долларов получают ежегодно три финалиста, выбранные из почти сотни кураторских заявок. Здесь уже неоднократно участвовала московская Айдан-галерея. В 2009-м были замечены галереи «Триумф» и Diehl+Gallery One.

Аrt Сologne (Кельн, Германия, 13—17 апреля 2011 года). Проводится с 1967 года. Здесь чуть ли не на каждом стенде можно встретить работу кого-нибудь из русских. А скорее — художника русского происхождения. В первую очередь это Кандинский и Явленский, которых немцы считают «своими», а еще в чести русский парижанин Серж Поляков. В 2009-м в пространстве ярмарки был организован «Русский салон», который поддержали галерея Марата Гельмана и питерская Anna Nova, а отдельную выставку устроил художник Анатолий Журавлев. Вероятно, результаты разочаровали. И пока туда больше никто из «наших» не собирается.

Art Basel (Базель, Швейцария, 15—19 июня 2011 года). Самая престижная в мире ярмарка современного искусства в была основана в 1960-е годы. В этом году она сконцентрировала 300 галерей из 37 стран на площади в 37 тысяч квадратных километров! Около 300 галерей будут отобраны более чем из тысячи заявок. Здесь в разные годы участвовала галерея «Айдан», и среди постоянных участников  — галерея XL.

FIAC (Париж, Франция, 20 —23 октября 2011 года). Существует с 1974 года, проводится в Лувре, в Grand Palais. В 2010 году тут присутствовал только один российский участник — галерея Марата Гельмана. Ранее приезжала российская Крокин-галерея.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера