Архив   Авторы  

Победоноситель
Hi-techБизнес

Не окажется ли победа формата Blu-ray пирровой?

 

Уже сегодня можно сказать, что одним из важных событий 2008 года стало завершение «войны» форматов HD DVD и Blu-ray. Заметим, что объективно больше шансов на успех было у формата HD DVD. Эта технология была лучше адаптирована к производству, для переналадки конвейера не требовались большие вложения, плееры и диски стоили дешевле, к тому же можно было совмещать форматы HD DVD и DVD на одном диске... Но победил Blu-ray. Почему?

Есть все основания говорить о том, что в данном случае мы имеем дело не с торжеством технологий, а с победой корпораций. Все уже привыкли к тому, что появление любого нового формата, способного стать индустриальным стандартом, становится причиной противостояния крупных производителей. Вспомнить хотя бы историю DVD. В 1980 году Sony и Philips совместно разработали аудиодиск. Потом этот носитель решено было модернизировать, с тем чтобы хранить не только аудиоданные, но и видео. В 1994 году Sony и Philips представили свой вариант DVD-диска (он назывался MMCD). Но конкуренты под предводительством Toshiba предложили альтернативный формат с большей емкостью диска - SD DVD. Войны тогда чудом удалось избежать, компании договорились о едином стандарте DVD. Но когда пришло время переводить DVD на новый уровень, война все-таки вспыхнула.

Идея о новом носителе информации возникла по двум причинам. Во-первых, получило развитие видео высокой четкости, для хранения которого нужно больше места. И во-вторых, киностудии устали от пиратов - нужно было усовершенствовать защиту. И в 2002 году сразу два альянса компаний предложили очень похожие разработки. Toshiba со товарищи продемонстрировала HD DVD (15 Гб на одном слое), который являлся скорее эволюционным развитием DVD, а вторая команда, капитаном в которой была Sony, выкатила Blu-ray (25 Гб на одном слое) - технологически более сложный и дорогой в производстве. Договориться о едином стандарте не удалось, и началась долгая изнурительная борьба, участие в которой приняли и производители контента, включая и голливудские кинокомпании. Ведь в конечном итоге все зависело от того, что записывается и продается на новых «болванках». С тех пор главными «военными сводками» были результаты продаж Blu-ray и HD DVD-дисков в Европе и США, а голливудские компании рапортовали о переиздании своих фильмов на дисках высокой плотности разных форматов.

Постепенно наметился перевес «голубых»: продажи плееров и дисков неуклонно росли, а Sony разыграла свой главный козырь - приставку PlayStation 3. Японцы пожертвовали первым местом на рынке игровых консолей, пропустив вперед Microsoft с Xbox и отложив запуск долгожданной PS3 именно из-за того, чтобы дождаться Blu-ray-привода и выйти на рынок уже с его поддержкой. Получилось, что вместе с игровой консолью нового поколения потребитель получал и самый дешевый Blu-ray-плеер: 10 миллионов проданных приставок - это уже серьезно. А Microsoft, являющаяся одним из ключевых партнеров Toshiba, так и не решилась встраивать в свою консоль Xbox поддержку HD DVD по умолчанию, привод предлагалось докупать отдельно, и его цена не легла в стоимость приставки, так что продажи приводов были умеренными. Окончательно все стало ясно 4 января, когда кинокомпания Warner Brothers, ранее поддерживавшая HD DVD, заявила, что переходит на Blu-ray. А ведь это был самый сильный партнер Toshiba, производящий более 70 процентов всей голливудской продукции и являющийся самым крупным поставщиком DVD-дисков из всех голливудских киностудий. Чем же было вызвано судьбоносное решение Warner? Может, на него повлияли результаты рождественских продаж 2007 года, когда продажи «голубых» дисков в США существенно опередили HD DVD? Или же в дело вмешались какие-то другие факторы? Переход самого верного союзника во вражеский стан оказался для Toshiba полной неожиданностью: компания даже отменила запланированную пресс-конференцию, посвященную HD DVD, которая должна была пройти в Лас-Вегасе. Вскоре после решения Warner от поддержки формата отказались крупнейшие американские сети домашнего проката кино, онлайн-магазин Netflix, а также национальные розничные сети Wal-Mart и Best Buy. В лагере HD DVD пытались как-то выправить ситуацию, существенно «уронив» цены на плееры, но было уже поздно. На надгробии HD DVD высечена дата - 19 февраля 2008 года: именно в этот день главный идеолог и продвиженец HD DVD - компания Toshiba заявила об отказе от поддержки HD DVD и прекращении производства проигрывателей этого формата. Надо отдать должное Toshiba: в компании довольно быстро приняли тяжелое для себя решение выйти из этого бизнеса, ведь вялотекущее противостояние могло длиться еще годы. Сейчас Toshiba видит будущее носителей контента высокой четкости за флэш-технологиями и начала строительство сразу двух заводов в Японии по производству флэш-памяти, которые будут работать уже в следующем году.

Что же досталось победителям? По данным исследований компании Digital Entertainment Group Europe, в 2007 году диски формата высокой четкости разошлись в Европе в количестве 2,5 миллиона штук. Если сравнивать подобные показатели с показателями продаж DVD-дисков в первый год, то оказывается, что в 1998-м их продажи составили всего 1,48 миллиона единиц. Это говорит о быстрой адаптации HD-технологий, а если добавить тот факт, что до недавнего времени большинство пользователей, готовых приобрести технику высокой четкости, из-за войны форматов занимали выжидательную позицию, то у Blu-ray могут быть радужные перспективы. Но не все так просто: за время шестилетней войны ситуация на рынке контента сильно изменилась, и многие сомневаются в том, что Blu-ray станет новым стандартом, а не превратится в нишевый продукт, повторив судьбу аудионосителей Super Audio CD и DVD-Audio.

В своем нынешнем виде Blu-ray-диск неконкурентоспособен: он стоит на 5-10 долларов дороже DVD, стоимость Blu-ray-плеера в 10-15 раз больше цены обычного DVD-проигрывателя (цены на простой DVD-плеер начинаются от 1000 руб.). А чтобы ощутить все прелести HD-видео, нужен новый дорогой телевизор с большой диагональю. Готов ли потребитель заплатить такую цену за билет в разрекламированный мир высокой четкости? К тому же меняется схема потребления контента, стремительно растут сервисы по доставке видео через Интернет, причем отрабатываются передачи и высокого разрешения. Пусть массовое распространение контента через Интернет связано с целым рядом проблем в авторском законодательстве, но они рано или поздно будут решены. В то время как у формата Blu-ray хватает и собственных проблем: он пока сыроват, ведь приводы не совместимы не только с обычными DVD-дисками (в отличие от плееров HD DVD), но и даже со старыми версиями собственного формата. Существует несколько модификаций Blu-ray-дисков (они называются профилями): профиль 2.0 имеет функцию «картинка в картинке» и может подгружать контент из Сети, чего нет в профиле 1.0. А Blu-ray-приводы, выпущенные ранее, новые функции не поддерживают. И никуда не делась главная проблема - на Blu-ray просто нечего смотреть, ведь число опубликованных фильмов мизерно и растет очень медленно по сравнению с тем, с какой скоростью появляются киноновинки. Если процесс «конверсии» фильмов затянется, потребитель может этого просто не дождаться.

ЧТО ДЛЯ ВАС ОЗНАЧАЕТ ПОБЕДА BLU-RAY ?

Мы не делаем трагедии из того, что формат HD DVD не станет стандартом, хотя он и удобнее для конечного пользователя. Конечно, мы понесли какие-то финансовые потери, но это краткосрочные убытки, и в долгосрочной перспективе на общий бизнес компании они не повлияют. Оптические диски высокой плотности были лишь одним из 44 стратегических направлений компаний, так что остались еще сорок три. Что касается носителей контента, то сейчас мы активно развиваем производство флэш-памяти.

Олег Корчагин

спе­ци­алист по мар­ке­тин­гу и PR мос­ков­ско­го пред­ста­ви­тель­ства ком­па­нии Toshiba

Отказ Toshiba от развития стандарта HD DVD, безусловно, делает технологию Blu-ray лидером рынка оптических носителей информации. Это закономерно: BD-диски обладают большей емкостью и целым рядом дополнительных функций. Но для пользователей преимущество Blu-ray перед DVD еще предстоит доказать, это не быстрый процесс, связанный с информированием населения. На руку производителям играет процесс замены телевизоров плоскими Full HD-устройствами, на которых видны все преимущества HD-видео.

Инесса Галактионова

ди­рек­тор по мар­ке­тин­гу ком­па­нии Philips в Рос­сии

Победа Blu-ray была для меня очевидной из-за маркетинговой мощи союза Sony - Philips. Особенно после анонсирования приставки Sony PS3 со встроенным приводом Blu-ray по демократичной цене. Но победа эта пиррова: за время битвы мир сдвинулся в сторону Сети. Так, все мои знакомые смотрят скачанные HD-фильмы через компьютерные приставки типа Apple TV. Да и порноиндустрия сделала выбор в пользу Video-On-Demand. Видимо, Blu-ray останется последним форматом оптических видеодисков в истории человечества.

Александр Грек

глав­ный ре­дак­тор жур­на­ла «Попу­ляр­ная ме­ха­ни­ка»

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера