Архив   Авторы  

Сеть платежами красна
Hi-techБизнес

Уже скоро платежи через Сеть войдут в России в привычку

 

Одной из тем, вызвавших оживленную дискуссию на недавнем РИФе, стали платежи в Интернете. Сильно разошлись мнения экспертов о ближайших перспективах данного сегмента рынка. Так, представители компании ChronoPay уверены, что Россия находится в начале периода быстрого роста онлайн-платежей: если весь оборот российской электронной коммерции за 2007 год, по разным оценкам, составлял около 2 миллиардов долларов, то уже в нынешнем году объем интернет-платежей только в туристическом секторе Рунета может достичь миллиарда долларов. Причем наиболее интенсивный рост в ближайшие 2-3 года покажет сегмент интернет-платежей с помощью пластиковых карт. Оснований для таких предположений несколько. В частности, банковские пластиковые карты стали в России массовым явлением. По оценке аналитиков J'son & Partners, к 2009 году количество эмитированных карт достигнет 120 миллионов, то есть примерно по две штуки на каждого работающего жителя.

Карточек действительно много, соглашаются пессимисты. Но стиль потребления «пластиковых» денег у нас сильно отличается от западного. В России, по оценкам экспертов, 82 процента владельцев карт (в массе своей зарплатных) снимают все деньги, как только они поступают на счет, и распоряжаются ими в виде привычных наличных. А Интернет для осуществления платежей используют мало. Согласно данным той же ChronoPay, за услуги ЖКХ, несмотря на очевидное удобство, по Интернету расплачивается менее одного процента пользователей! А вот терминалы экспресс-оплаты население осваивает гораздо быстрее, и этот вид бизнеса свои позиции Интернету просто так не уступит .

Драйвером роста интернет-платежей в ближайшие годы станет туристическая отрасль, утверждают оптимисты. На Западе на нее приходится более 40 процентов интернет-платежей! У нас существенным толчком к развитию может послужить обязательный ввод с 1 июня электронных билетов. Большие суммы таких транзакций способны резко повысить долю интернет-расчетов в денежном выражении.

Связь здесь не прямая, возражают пессимисты. Наличие электронного билета говорит только о том, что этого документа нет в бумажном виде, но совсем не означает, что платить за него надо через Интернет. «Кроме того, инфраструктура аэропортов сегодня такова, что пока нельзя говорить о полном отказе авиаотрасли от безбумажных билетов», - говорит Андрей Полозов-Яблонский, руководитель проекта интернет-продаж компании «Аэрофлот». Впрочем, он ожидает, что в 2008 году веб-продажи в компании значительно подрастут - до 200 миллионов долларов.

Увеличению объемов интернет-платежей будет способствовать рост числа интернет-пользователей, настаивают оптимисты. На количественные характеристики Рунета влияют в том числе национальные программы типа интернетизации школ.

На это пессимисты отвечают: да, сегодня, по оценкам экспертов РОЦИТ, уровень проникновения Интернета в Москве и Центральном ФО приближается к нижней планке стран Евросоюза. Но в регионах России дальнейший рост проникновения Рунета затруднен. Причина - высокие цены на услуги доступа (в пять и более раз по сравнению с Центром) и ограниченный платежеспособный спрос населения этих регионов. Есть проблемы и в законодательной сфере. В частности, остается в силе 54-й федеральный закон, предписывающий выпускать фискальный чек в момент продажи при оплате пластиковыми картами, не исключая интернет-транзакций. Но откуда взяться поправкам, если в российском нормотворческом лексиконе нет даже самих понятий «электронные деньги», «эмиссия электронных денег»? Пора назвать вещи своими именами, глядишь, и люди к интернет-платежам быстрее потянутся.

КОГДА НАЧНЕТСЯ БУРНЫЙ РОСТ ПЛАТЕЖЕЙ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ ?

Это вопрос лет трех-четырех. Хотя с технологической точки зрения никаких препятствий нет, остается человеческая инерция, недоверие к новым инструментам. Кроме того, настоящий взрывной рост начнется только тогда, когда, скажем, в московские магазины придут региональные покупатели, а это произойдет только после серьезного снижения цен на интернет-доступ в регионах.


Олег Покровский

ди­рек­тор по раз­ви­тию, Roboxchange

Главное, что ограничивает рост таких платежей, - это недоверие граждан к средствам платежей в Интернете. Да, систем интернет-платежей много, и защищенность у них разная. Есть проблема легитимности интернет-платежей. Не все виды транзакций и платежные системы нашли отражение в действующем законодательстве. Не все финансовые услуги там прописаны - они не отрицаются, но и не имеют четкого правового статуса.


Тимур Аитов

ви­це-пре­зи­дент Наци­ональ­но­го пла­теж­но­го со­ве­та

Уже скоро, ведь процессы подталкиваются на уровне государства. Страна уходит от зарплат в конвертах. Когда они исчезнут, деньги станут «безналичными», а люди привыкнут платить через Интернет за товары и услуги. Важен интерес крупнейших банков страны к интернет-эквайрингу, а также внимание государства к тематике социальных карт, ЭЦП. Но единой нормативной базы электронных платежей нет.


Павел Врублевский

ге­не­раль­ный ди­рек­тор ком­па­нии ChronoPay

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера