Архив   Авторы  

Бизнес без разрывов
Hi-techБизнес

Как не допустить остановки работы фирмы из-за технологических сбоев

 

По данным экспертов, производительность труда в России в четыре раза ниже, чем в странах ЕС. Чем не причина максимально возможно автоматизировать бизнес-процессы? Но есть проблема, с которой приходится сталкиваться каждому IT-директору: скорость появления новых IT-технологий опережает скорость понимания их возможностей, то есть чем проще предлагаемая система, тем генеральному директору более понятна ее необходимость. Казалось бы, одна из самых простых и понятных задач - обеспечение непрерывности уже существующего бизнеса, однако и ее не всегда просто донести до руководителя, чтобы внедрить соответствующую систему. Поддержка непрерывности бизнеса средствами информационных систем была главной темой круглого стола на традиционной ежегодной выездной конференции шестой национальной премии «IT-ЛИДЕР», организованной еженедельником «Итоги», Ассоциацией менеджеров России, журналами CIO и Intelligent Enterprise, а также компанией КРОК. Высокий статус мероприятию обеспечило партнерское участие мировых лидеров-производителей индустрии.

Словосочетание «5-й терминал» стало синонимом взаимозависимости бизнеса и IT: недавний технический сбой в системе обработки багажа лондонского аэропорта Хитроу подкосил огромный бизнес, а точнее, «прервал» его. Похоже, этот случай войдет во все учебники по менеджменту. Ведь в крупнейшем аэропорту мира малейший сбой в длинной технологической цепочке влечет за собой огромные финансовые и имиджевые потери. Вдумайтесь в эту цифру: за те 40 минут, пока самолет находится в аэропорту, различные службы должны совершить 30-40 операций! Причем многие из них не могут идти параллельно: так, по причинам безопасности нельзя заправлять самолет одновременно с осуществлением посадки пассажиров и так далее. Из-за одного сбоя вся планета уже в курсе, что летать в Лондон опасно для багажа, имиджу аэропорта нанесен непоправимый урон. Это отличный урок директорам предприятий: на случай отказа любого из технологических участков должен быть план подстраховки, чтобы систему можно было быстро восстановить после сбоев с минимальными потерями информации. А если по каким-то причинам рушится не один участок, а вся цепочка, то должна быть отлажена система работы и в этом случае. Например, надо предусмотреть возможность срочного перехода на бумагу, то есть на бумажные носители, хотя бы на время, чтобы продержаться до того момента, пока система не будет восстановлена.

В классическом виде непрерывность бизнеса обеспечивается двумя методами: «сверху», когда так называемый проект непрерывности разрабатывается изначально, еще до запуска бизнес-процессов, и «снизу», когда бизнес уже запущен и в зависимости от его состояния разрабатывается поэтапный план внедрения системы подстраховки. Параллельно с этим должна быть запущена система мониторинга IT-систем: точек контроля, предупреждающих о возможном сбое.

Понятно, что запуск системы непрерывности бизнеса - дело дорогое и хлопотное, связанное с рядом проблем. Идеально заранее заложить базу для подобной платформы, но часто бывает так, что в компании не успевают озаботиться соответствующей системой и ее надо докручивать на ходу. Что особенно непросто в условиях бурного роста, когда просто нет времени оглянуться и формализовать все новые появляющиеся процессы. Получается, чтобы внедрить полноценную поддержку непрерывности бизнеса, придется поставить его «на паузу» и потом перезапустить. Но при бурном росте бизнеса это невозможно, а порой и нецелесообразно. Здесь логичнее применить компромиссный вариант - лоскутную автоматизацию, то есть обеспечить непрерывностью не весь процесс, а какие-то его участки. Главное, чтобы они позволяли быстро адаптироваться к изменениям окружающей среды. Гибкость здесь - ключевой момент, сейчас даже в крупных научно-производственных компаниях численностью более двадцати тысяч человек отказываются от монументальности производства и выстраивания жестких конвейерных схем, стремясь сделать все процессы более гибкими. Так, по словам заместителя директора по IT НПО «Сатурн» Юрия Зеленкова, «станок, который нельзя передвинуть в течение часа, - это не наш станок».

Несмотря на то что сам термин «лоскутный» имеет негативный контекст, такую автоматизацию можно эффективно использовать. Главное преимущество «лоскутности» в том, что эта система менее формализована, а значит, хорошо управляема, в ней затрачивается минимальное время для решения конкретных задач. Впрочем, минусов тоже хватает: у лоскутной системы высокая стоимость сопровождения и развития, она очень зависит от конкретного персонала, который ее внедрил и обслуживает, и обычно такие системы ориентированы на конкретного заказчика, а не на процесс управления бизнесом в целом. Но какая бы ни была выбрана система поддержки непрерывности бизнеса, всегда надо помнить, что, раз начав этот процесс, останавливать его нельзя. Смысл в том, что проект по непрерывности бизнеса должен сам быть непрерывным! Он не имеет конечной точки и развивается параллельным потоком до тех пор, пока существует сам бизнес.

Как сделать, чтобы все работало?

Сегодня от IT-составляющей напрямую зависят 85 процентов компаний, в основном тех, которые накапливают большие массивы информации (банки, страховые и авиакомпании). И главное, что должен понимать генеральный директор таких компаний, - лучше иметь плохой план по обеспечению непрерывности бизнеса, чем не иметь его вообще. У нас же часто этому важному моменту не уделяется никакого внимания и проблемы решаются по мере их возникновения. А ведь что происходит после полного падения «подстраховочной» IT-системы? Уже на 6-й день теряется до 20 процентов бизнеса, а 14-й день бездействия грозит полной потерей функциональности и угрозой целостности.

Алексей Шаромов

за­мес­ти­тель ге­не­раль­но­го ди­рек­то­ра Госу­дарс­твен­но­го уч­реж­де­ния го­ро­да Мос­квы «Мос­ков­ские ави­аци­он­ные ус­лу­ги»

К сожалению, пока никак не решается проблема кадров: их мало, а квалификации недостаточно. Если по уровню зарплат в IT-секторе Россия достигла европейского уровня, то сами кадры еще не доросли до европейской квалификации. Это системная проблема: Москва «вытягивает» лучшие кадры из регионов, а из Москвы они уходят еще дальше, на Запад. Надо обязательно озаботиться повышением уровня образования в инновационных отраслях. Я бы даже предложил ввести специальную номинацию или премию - за организацию образовательных процессов в IT, ведь это нужно не только самой отрасли, средний и крупный бизнес в этом сам кровно заинтересован.

Андрей Коротков

за­ве­ду­ющий ка­фед­рой гло­баль­ных ин­фор­ма­ци­он­ных про­цес­сов и ре­сур­сов (МГИМО), за­ве­ду­ющий ка­фед­рой уп­рав­ле­ния сис­тем биз­нес-про­цес­са­ми Шко­лы IT-ме­нед­жмен­та АНХ при пра­ви­тель­стве РФ

В российских компаниях позитивно меняются подходы к бизнесу, я вижу здесь три основных тренда. Отношение к информационным системам становится таким же, как к средствам предприятия, ведь от их состояния и совершенства зависит конкурентоспособность бизнеса. Меняется подход к автоматизации: оказалось, что многие задачи эффективнее решать не через формализованную IT-систему, а через живое общение, организуется взаимодействие уже не через электронную почту, а мгновенными сообщениями и видеоконференциями. А из-за того, что увеличиваются издержки на содержание офисов, бизнес увлекся идеей виртуальных офисов, когда сотрудник имеет доступ ко всем ресурсам корпоративной информационной системы в любой точке, где есть подключение к Интернету.

Ярослав Боженков

ру­ко­во­ди­тель стра­хо­во­го нап­рав­ле­ния рос­сий­ско­го пред­ста­ви­тель­ства ком­па­нии Microsoft

ЦЕНА ОШИБКИ

«Хитровское» дело

14 марта 2008 года королева Великобритании Елизавета II торжественно открыла новый, пятый терминал крупнейшего лондонского аэропорта Хитроу, который считается одним из самых загруженных аэропортов в мире. Сооружение одного из самых технически продвинутых терминалов,равного по площади Гайдпарку,обошлось оператору аэропорта BAA авиакомпании British Airways в сумму 4,3 миллиарда фунтов стерлингов. Этот терминал должен был стать «домашним» для British Airways: строился он исключительно под него, и сюда переведено 90 процентов рейсов авиакомпании, включая направления на Москву и Санкт-Петербург. Однако 27 марта, в первый-же день работы терминала, случился технический сбой в системе обработки багажа, и эта новость была главной в новостных лентах того дня. В первый же день было отменено более 30 авиарейсов, и, несмотря на все попытки, технические неполадки устранить не удалось. 11 апреля пятый терминал был закрыт «по техническим причинам». За это время было отменено 450 рейсов, убытки составили 16 миллионов фунтов стерлингов, несколько топ-менеджеров British Airways ушли в отставку. На компании поданы иски, общая сумма которых неизвестна. Но самым негативным результатом стал уход целого ряда клиентов из аэропорта Хитроу.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера