Архив   Авторы  

На видео нет запроса
Hi-techБизнес

В течение ряда лет эксперты ждали бума IPTV. Он отменяется

 

Компания Informa Тelecoms & Media прогнозирует, что к концу 2008 года абонентская база цифровых услуг IPTV в мире достигнет 18,6 миллиона домохозяйств. Много? Нет . Чуть больше одного процента домохозяйств. В нашей стране аналитики насчитали 240 тысяч подписчиков IPTV. Эти цифры резко контрастируют с прогнозами, которые делались несколько лет назад. Тогда казалось очевидным, что доставка цифрового ТВ-контента по сетям телекоммуникационных операторов (на домашний телевизор через приставку) открывает перед потребителями захватывающие горизонты: изобилие пакетов ТВ-каналов, тематические (персонализированные) блоки каналов, видео по запросу, интерактивное общение с другими зрителями и т. п. Почему не сбываются эти ожидания, несмотря на бурное проникновение сетей широкополосного доступа (ШПД)?

Дело в том, что IPTV как бизнес есть пока только в Москве, в регионах небольшие локальные игроки только пробуют работать с этой технологией. Зато ударно поработавшие там в докризисные времена операторы кабельного телевидения предлагают за невысокую плату разнообразный аналоговый ТВ-контент. Налицо резкая региональная дифференциация, поясняют в "Комстар-ОТС": "В Москве внедрение IPTV технологически возможно, но абоненты не готовы существенно доплачивать за новые ТВ-услуги , так как в столице много бесплатных каналов и других возможностей для развлечения. В регионах ситуация обратная - спрос на разнообразие ТВ-каналов высок, но продвижение IPTV практически невозможно в силу высокой стоимости декодеров и больших инвестиций в модернизацию существующих сетей".

Вторая важная причина - вспомогательная роль IPTV-сервисов в общем пакете услуг Triple Play (голос, видео, данные), предлагаемых подписчикам по широкополосному каналу. Как и во всем мире, большую часть стоимости такого пакета составляет услуга ШПД, ведь именно она определяет привлекательность пакета, а сервис IPTV предоставляется либо бесплатно, либо за символическую цену и служит целям повышения лояльности клиентов, а не генерации дохода. В результате, замечает Елена Крылова, аналитик iKS-Consulting, услуге IPTV сложно конкурировать по цене и величине ТВ-пакета с кабельным ТВ (да еще нужно купить или арендовать приставку), а главное преимущество IPTV - интерактивные услуги оказываются реализованы слабо. Мало того, что размер библиотек услуги "видео по запросу" (VoD) - наиболее распространенного интерактивного сервиса IPTV - небольшой, да еще за каждый просмотр надо платить отдельно, при том что в Сети можно найти много бесплатного контента. По данным Елены Крыловой, средний показатель потребления VoD составляет 0,3 фильма на абонента IPTV в месяц. А для отложенного просмотра доступны далеко не все телеканалы и передачи по причине ограничений прав телеканалов на контент.

"Определяющие критерии при выборе оператора для абонента - это цена и скорость доступа, наличие безлимитных тарифов, надежность соединения, а не контент", - резюмирует Елена Крылова. "Плюс к этому есть проблема маркетинга, - считает Кирилл Легат, генеральный директор телекомпании "СТРИМ". - Абонентам не всегда объясняют, что телевидение, которое предлагают операторы IPTV, - это не совсем то, "которое у них уже есть", то есть эфирные каналы. Да и, откровенно говоря, разнообразия и интерактива в том, что предлагают поставщики IPTV, явно недостаточно"".

Можно ли разорвать этот замкнутый круг? Развитие контента станет значимым фактором маркетинговых стратегий операторов в том случае, если услуга IPTV станет массовой, то есть сравнимой по аудитории с эфирным ТВ, полагают в "Комстар-ОТС". Ведь степень интереса разработчиков и поставщиков контента к работе над интерактивными предложениями нового класса напрямую зависит от масштаба покрытия страны соответствующей инфраструктурой. Но кризис серьезно задержит развитие инфраструктурных проектов.

Кирилл Легат видит еще одну возможность: "Услуги IPTV нужны не всем подряд, а определенной аудитории. Вне зависимости от пола, возраста и социального статуса, эти люди, во-первых, не вполне удовлетворены теми возможностями, которые предлагают эфирные каналы, и, во-вторых, они любят выбирать". Добавим - у них есть деньги для оплаты нетривиальных услуг. Кстати, такой на первый взгляд сложный "профиль" стиля жизни потенциальной аудитории IPTV неплохо использует luxury-индустрия на разных рынках. Так что IPTV может оказаться и эксклюзивной игрушкой. Но деньги на маркетинг все равно придется искать.

Что нужно для того, чтобы услуги IPTV стали популярны?

Широкое распространение услуг IPTV возможно лишь после того, как пройдет массовая адаптация населения к платному ТВ. Но только в этом году начал формироваться устойчивый спрос на платное ТВ как базовую массовую услугу. Причем это происходило в жесткой конкуренции с условно-бесплатным эфирным ТВ и доступным нетривиальным ТВ-контентом в Интернете. Однако в условиях кризиса для достижения высокого проникновения (более 50 процентов) понадобится еще года три.


Сергей Алимбеков

уп­рав­ля­ющий ди­рек­тор "АКАДО-Сто­ли­ца"

Во многих регионах люди сегодня смотрят более 60 ТВ-каналов за 150-200 рублей. И IPTV для этого не нужно. А дополнительные сервисы, в том числе интерактивность, интересны, но в ближайшие два года будут неактуальны, в том числе из-за финансового кризиса. В отдаленной перспективе операторам прежде всего предстоит сформировать потребность в новых сервисах у населения, как когда-то была сформирована потребность в платном телевидении.


Михаил Воробьев

за­мес­ти­тель ге­не­раль­но­го ди­рек­то­ра "ЭР-Теле­ком Хол­динг"

Радикально изменить сложившуюся ситуацию, когда услуги IPTV не востребованы в Москве и не могут быть предоставлены в регионах, способны два фактора. Во-первых, изменение стиля "телесмотрения" в пользу интерактивности. Тогда в этой услуге появится новая ценность для потребителя, отличная от эфирного ТВ. Во-вторых, если в госпрограмме цифровизации ТВ появятся механизмы, стимулирующие развитие платного ТВ за счет изменений в регулировании рекламного рынка.


Александр Горбунов

ви­це-пре­зи­дент по стра­те­гии и раз­ви­тию "КОМСТАР-ОТС"

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера