Архив   Авторы  

Властный онлайн
Hi-techБизнес

Будет ли в нашей стране электронное правительство?

 

"Химера", "критическое состояние" - определения такого рода в последнее время сопровождают упоминания об электронном правительстве (ЭП) нашей страны. Еще его можно назвать "улыбкой Чеширского Кота". То есть улыбка (множество победных рапортов о проектах информатизации) есть, а самого Кота (реальной возможности граждан общаться с властью в электронном виде) нет. Почему за годы выполнения ФЦП "Электронная Россия" (с 2002 года) так и не создано "живое" ЭП?

Для того чтобы граждане могли общаться с госструктурами по электронным каналам, нужен не только портал, но еще информационные системы в каждом ведомстве, способные при необходимости доставлять друг другу какие-либо данные. Причем, отмечают в компании Microsoft, методология и основные принципы построения ЭП одинаковы для разных стран, и Россия вполне может воспользоваться успешным опытом других стран, например Канады, ФРГ, Бельгии, Великобритании, Австралии и пр. Этот опыт говорит об обязательном присутствии в таких проектах трех элементов: национальной программы, скоординированных действий всех уровней власти, построения интегрированного ЭП. Но в российском проекте ЭП, похоже, имеется только первый.

"По сути, к 2008 году был сформирован не связанный единым посылом набор документов как для совершенствования госуправления, так и для построения ЭП. Причем отдельно федерального и отдельно региональных правительств. А до муниципальных электронных правительств дело вообще не дошло", - говорит Владимир Дрожжинов, председатель правления Центра компетенции по электронному правительству. При этом бурно росло количество организаций-кураторов: Совет при президенте по развитию информационного общества в РФ, Правительственная комиссия по проведению административной реформы, Правительственная комиссия по федеральной связи и информтехнологиям, отдел электронного правительства в аппарате кабинета министров, Совет региональной информатизации и Совет главных конструкторов информатизации регионов. В общем, координация координаторов...

А в это время регионы, самостоятельно планирующие как бюджет, так и задачи информатизации, создавали свои ЭП. Более или менее удачные, но, конечно, не поддающиеся тиражированию. В частности из-за того, что единого стандарта передачи данных и обмена электронными документами у нас нет. Значит, не могут взаимодействовать между собой и ЭП разных уровней, а их более 80 региональных и более 20 000 муниципальных. При этом Минкомсвязь и Минэкономразвития предлагают регионам некоторые типовые решения создания ЭП, разработанные по их поручению. Причем чаще всего предлагают приобрести за деньги самих регионов. Результат - нестыковка уже существующей в регионе информационной системы с предлагаемым типовым решением и другими уровнями, зря потраченные деньги.

В ведомствах похожая ситуация. По оценкам Минкомсвязи, потери от дублирования функций в информационных системах разных ведомств составляют около 30 процентов от бюджетов информатизации. "Задача оптимизации консолидированного бюджета на информатизацию органов власти всех уровней вообще никогда не ставилась, - комментирует Владимир Дрожжинов. - Только в этом году начал создаваться федеральный Совет главных конструкторов по информатизации ведомств под эгидой Правительственной комиссии по федеральной связи и информтехнологиям".

Пока же в отсутствие единого координатора Минэкономразвития, ответственное за обеспечение административной реформы, кропотливо составляет реестр всех госуслуг и регламентов их предоставления. Их только на федеральном уровне порядка двух тысяч, и за три года подготовлены описания приблизительно трети из всех. Да и можно ли всерьез говорить об информатизации, если даже список основных социально значимых услуг, которые должны быть доступны в электронном виде, пересматривался уже раз 5-6, последний раз - в апреле этого года. Проблема в том, что популистски выбирают те, что чаще всего требуются людям (например, паспортно-визовые), забывая о технических ограничениях (далеко не все паспортные столы нашей родины подключены к Интернету).

Понятно, что, пожиная результаты неуправляемой информатизации российской власти, не стоит строить прожекты типа попадания к 2015 году в десятку или двадцатку стран - лидеров информационного общества. Пора сказать: "Электронное правительство. Перезагрузка".

Что нужно делать для того, чтобы в России появилось электронное правительство?

Необходимо разрушить "вавилонскую башню" управления информатизацией государства, которая стихийно складывалась с 2002 года: громоздкую шестиуровневую структуру горизонтальной координации работ по электронному правительству, в которой смежные уровни не только не видят друг друга, но и не имеют единых стандартов обмена данными и электронными документами. И даже единого органа для координации соответствующих работ тоже нет.


Владимир Дрожжинов

пред­се­да­тель прав­ле­ния Цен­тра ком­пе­тен­ции по элек­трон­но­му пра­ви­тель­ству

Необходимо выработать единую четкую стратегию развития электронного правительства, которая даст в том числе экономию за счет централизации IT-инфраструктуры. Тогда различные ведомства смогут фокусироваться на создании именно прикладных систем, обеспечивающих взаимодействие с населением и бизнесом, а не на построении инфраструктуры с нуля. А нынешний перекос в сторону внутренней информатизации госорганов будет и дальше приводить к дублированию инвестиций.


Павел Ершов

пре­зи­дент Parallels на раз­ви­ва­ющих­ся рын­ках

Сегодня вполне реализуемой представляется только первая стадия - информационное наполнение портала, охватывающего все госуслуги. И правильная тенденция в этом направлении наметилась - идет возврат к инвентаризации всех необходимых для этого ресурсов, то есть создание реестров, кадастров, описаний функций и административных регламентов и т. д. Только после этого можно ставить следующую задачу - заполнение форм с сайта и отправка данных в госорганы.


Андрей Жулин

ру­ко­во­ди­тель нап­рав­ле­ния, Инсти­тут го­суп­рав­ле­ния ГУ - ВШЭ

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера