Архив   Авторы  

Фиктивный брак
Hi-techБизнес

Конвергенция фиксированной и мобильной связи пока происходит больше на словах

 

Не успела российская отрасль телекоммуникаций обсудить намерение МТС приобрести оператора фиксированной связи "Комстар - ОТС", как поступила новая информация. Компания "Синтерра", владеющая магистральными каналами связи на территории РФ, наконец определилась, кому продать 100 процентов своих акций. Счастливым обладателем "Синтерры" станет "МегаФон". Таким образом, вся "большая тройка" операторов мобильной связи пошла по пути превращения в интегрированные компании, владеющие как сотовыми активами, так и сетями и клиентами услуг широкополосного доступа (ШПД) в Интернет. Как эта тенденция изменит рынок и чего ждать пользователям?

К настоящему моменту на рынке сложились четыре центра консолидации, напоминает Константин Анкилов, старший аналитик iKS-Consulting: АФК "Система" (сделка МТС - "Комстар"), "Альфа Групп" ("ВымпелКом - "Голден Телеком"), группа компаний, которую принято называть "питерскими связистами" ("МегаФон" - "Синтерра"), и "Связьинвест". Из них только последний пока не сообщил, как он намерен распорядиться своими активами сотовой и фиксированной связи, но это вопрос недалекого будущего. Кажется, что дальше все просто: укрупненные компании экономят на дорогих магистральных каналах связи, сокращают операционные издержки, в частности за счет сокращения дублирующих подразделений компаний, единой маркетинговой стратегии и бюджета. Плюс очевидный рост показателей бизнеса. Так, в "ВымпелКоме" говорят, что сегодня сеть "Билайн" обслуживает почти треть интернет-трафика в России, и через нее совершается каждый четвертый звонок по России и в города мира. "Возникает новая бизнес-вертикаль, которая прекрасно смотрится на бирже. Именно в этом - реальный эффект таких слияний, - замечает Виктор Савюк, президент группы компаний "АКАДО". - Для имиджевого эффекта достаточно даже декларации о подобном слиянии, а не реальных процессов интеграции". Тем более что с реальными процессами все гораздо сложнее. Например, объединяемые активы могут конкурировать друг с другом, как, скажем, услуга высокоскоростного мобильного доступа по технологии WiMAX "Комстара" и возможный переход МТС к уровню 4G в виде сети LTE - конкурента WiMAX. Будет ли закрыто направление WiMAX, в которое вложена уйма средств? Или МТС откажется от LTE? У обоих вариантов свои немалые риски…

Но даже в отсутствие таких проблем процесс слияния все равно не будет простым. "ВымпелКому" спустя год после слияния удалось выйти на уровень, как выразились в компании, "синергии продажной", то есть комплексных пакетов предложений со скидками, бонусами, льготами для тех, кто пользуется различными услугами компании. Как отмечают эксперты, устоявшиеся отношения внутри отдельных компаний, как правило, становятся препятствием для объединительных мероприятий. Это может тянуться вплоть до того момента, когда де-юре и де-факто исчезнут разные юридические лица, договора и т. д. Для реализации даже самой хорошей стратегической идеи, считает Виктор Савюк, нужен "катализатор": чаще это жесткое желание акционера, иногда энергия топ-менеджмента. Но и это не решит исход борьбы за долю нового рынка.

Опыт Европы показывает, что в окружении "монстров" небольшие сотовые операторы не только не исчезают, но даже увеличивают свою долю рынка (например, в России этого смогла достичь компания Tele2). "Так будет продолжаться до тех пор, пока объединенные операторы не предложат рынку убийственно привлекательные услуги на базе "настоящей" конвергенции фиксированной и мобильной связи - такие, которые вообще невозможно получить у "неконвергированных" операторов", - говорит Константин Анкилов. В этом отношении не только российский, но и весь мировой рынок в самом начале пути. Если корпоративный сектор уже может воспользоваться услугой класса "единый номер", то для массового рынка ничего привлекательного пока не придумано. Скоро только имиджевая сказка сказывается, но не скоро стирается грань между фиксированной и мобильной связью.

Как повлияют на рынок телекоммуникационных услуг cлияния операторов?

Говорить о засилье "фиксированно-мобильных" монстров преждевременно. Так, рынок ШПД сегодня очень сильно фрагментирован, на нем до сих пор есть компании с абонентской базой до 10 тысяч человек. И еще долгое время такие фирмы будут иметь вполне устойчивые позиции, ведь они располагают лояльной абонентской базой. А это сегодня главный ресурс любого оператора.


Александр Милицкий

ди­рек­тор по раз­ви­тию биз­не­са те­ле­ком­му­ни­ка­ци­он­ной ком­па­нии «ГорКом»

Укрупнение бизнеса - это стратегическая бизнес-тенденция. Но результаты синергии не могут проявиться за год-два, ведь помимо заявлений в прессе необходима сложнейшая операционная перестройка. А в кризис сделать это труднее. Так что, думаю, придется ждать как минимум 3-5 лет, прежде чем подобные объединения (а они объективно будут продолжаться) радикально изменят облик телекоммуникационных услуг.


Виктор Савюк

пре­зи­дент груп­пы ком­па­ний "АКАДО"

Стремление операторов объединиться и тем самым перейти к интегрированным решениям прослеживается во всем мире. Говоря об эффекте от подобных слияний, надо обязательно учитывать текущую макроэкономическую обстановку, которая не закладывалась в бизнес-модели. Все прогнозы, которые мы делали с точки зрения экономической эффективности и синергического эффекта, оправдались.


Ксения Корнеева

пресс-сек­ре­тарь "Вым­пелКома"

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера