Архив   Авторы  

Лекарство от пробок
Hi-techБизнес

Как IT могут излечивать мегаполисы от автомобильных "тромбов"


 

Чтобы справиться с автомобильным коллапсом, нужно перестраивать систему автодорог. Но строительство новых дорог - дело дорогое и долгое. Гуннар Йоханссен, ведущий эксперт корпорации IBM по транспортным решениям, считает, что современные IT-системы могут серьезно помочь мегаполису в разрешении транспортных проблем. Причем за гораздо меньшие деньги.

- Господин Йоханссен, я не ослышалась? С пробками в Москве можно справиться лишь с помощью IT?

- Как и любая другая физическая инфраструктура, городская дорожная сеть сегодня просто не может быть эффективной, если она не использует преимущества высоких технологий. Ведь огромное количество интеллектуальных устройств можно объединить в сети, и, обработав собранные ими данные, компьютерная система автоматически и очень оперативно может реагировать на изменения каких-либо процессов. Дорожная ситуация в Москве характерна для любого мегаполиса мира. Лондон, Дубай, Нью-Йорк, Стокгольм - это города, в которых мы смогли повысить эффективность транспортной инфраструктуры.

- У вас есть конкретные предложения для Москвы?

- План борьбы с пробками должен быть выработан самим городом, а мы можем только дать рекомендации и рассказать об общих для всех мегаполисов задачах, подходах к их решению. Например, опыт Европы и США однозначно говорит о том, что простое строительство новых дорог не решает проблем. Потому сегодня, например, в ЕС общей тенденцией является подход к оптимизации автомобильного трафика на основе платы за въезд/выезд из крупных городов. Там пришли к пониманию, что практически невозможно будет управлять дорожной ситуацией, если не взимать такой платы.

- Вы говорите об экономических методах борьбы с пробками. Где здесь место IT?

- Управление транспортной системой начинается с правильной организации процессов обслуживания. А это задача сугубо экономическая: каким образом сбалансировать спрос и предложение на услугу перемещения автомобилей и прочих средств транспорта по существующей дорожной инфраструктуре? Для того чтобы построить такую экономическую модель, нужно собрать множество данных по разным аспектам, связанным с дорожной ситуацией, провести их оценку. Причем это нужно, чтобы определить оптимальный размер платы за въезд/выезд и выбрать подходящее техническое решение.

- Как это реально работает?

- Есть отличный пример - Сингапур, один из мировых лидеров в области управления дорожным движением. Здесь была внедрена система сбора огромного количества данных о состоянии дорожного движения в реальном масштабе времени с помощью камер видеонаблюдения, радаров и других датчиков. Эти данные используются для того, чтобы прогнозировать развитие ситуации в течение ближайшего времени. Прогноз оперативно поступает в службы управления дорожным движением, которая получает возможность вовремя скорректировать ситуацию с помощью светофоров. Кстати, в Сингапуре не просто введена плата за въезд, но действует и дополнительный экономический стимул: если трафик на какой-либо дороге уплотняется, а скорость движения падает ниже оптимального для города значения (на уровне 40–50 километров в час), то автоматически повышается размер платы для всех, кто проезжает по этой дороге.

- То есть водитель заранее не знает, сколько должен заплатить за проезд по платной дороге?

- Те данные, которые нужны для прогнозирования дорожной ситуации, используются еще и для информирования граждан. Любой человек в любой момент и бесплатно может получить доступ к этим данным: уточнить маршрут, время в пути, посмотреть другие варианты с другой стоимостью и т. д. Понятно, что проект такого типа можно реализовать далеко не везде, так как его успешность зависит не только от технической "начинки", но и от уровня, скажем так, зрелости общества.

- Автомобилистов?

- Скорее готовности властных структур, принимающих решения по таким стратегическим проблемам. Принципиально важным оказывается вопрос: кто будет владеть и распоряжаться доходами, которые генерирует система управления транспортными потоками? Еще одна особенность всех стран: заинтересованные политики привыкли работать исключительно в рамках своих организаций. В то же время мировой опыт показывает, что наиболее эффективного управления транспортными потоками удается добиться, если все чиновники, отвечающие за разные виды транспорта, объединяются в одну структуру. В этом случае удается переломить стандартную ситуацию, когда каждая организация преследует свои узковедомственные интересы. Например, в Лондоне заказчиком "транспортного" проекта выступила объединенная структура Transport for London, которая отвечает и за общественный транспорт, и за железные дороги. В Стокгольме - новая властная структура, объединившая всех чиновников, которые занимаются автомобильным, железнодорожным, авиационным транспортом. Думаю, что будущее - именно за такой интеграцией.

- Московские власти неоднократно заявляли, что платного въезда/выезда в городе не будет. В таком случае Москве вообще не светит избавиться от пробок?

- Вполне возможно, что для Москвы еще не настало время перейти к платному въезду в город. Но в таком случае город может использовать имеющиеся данные для облегчения транспортных проблем. Для этого необходимо обеспечить получение разнообразных данных, связанных с использованием транспортных средств, и объединить их, получив единый источник информации. А дальше применить эту информацию при принятии решений дорожными службами, а также для информирования людей.

- В Москве уже создано немало таких общих баз данных, есть ситуационные центры, специальная система "Старт" управляет переключениями всех светофоров в городе. Автолюбитель может получить информацию о пробках и удобных маршрутах. Но дорожная ситуация остается сложной. В чем дело?

- Во-первых, существующие сегодня различные ведомственные системы сбора и анализа данных развивались отдельными органами власти. Потому данные, содержащиеся в них, для обмена недоступны, и ни одна из них не "видит" ситуацию в городе в целом. Во-вторых, "знания" этих систем ограничены географическими границами Москвы, в то время как ежедневно в город въезжают сотни тысяч машин из области и других регионов. В результате любая информация, которая доступна водителям, например, через Интернет или сообщения радиостанций, описывает ситуацию с некоторым отставанием. А в Сингапуре работает инструмент прогнозирования трафика IBM Traffic Prediction Tool, который позволяет увидеть картину движения с заданным опережением: 15, 30, 45 или 60 минут. Для этого используется комплексный анализ данных различной природы, в том числе и закономерностей, выявленных за несколько лет эксплуатации компьютерной системы.

- Что нового это может дать простым гражданам, автовладельцам?

- Например, в Стокгольме любому водителю доступен индивидуальный инструмент планирования поездки по городу и его окрестностям. Возьмем стандартную задачу - поездку в аэропорт. Вы задаете точку начала поездки и время вылета самолета, и система, используя накопленную статистику о скоростях движения на маршруте в этот день и в эти часы, выдаст рекомендованное время начала поездки. Если вдруг по дороге случится непредвиденное событие, скажем, серия аварий, из-за которых на всех выездах в сторону аэропорта образовались пробки, то система в ходе поездки предложит пересесть на поезд до аэропорта, зарезервирует место на стоянке у вокзала и оплатит билет.

- Но оперативному управлению дорожным движением в случае такой нештатной ситуации прогнозирование вряд ли сильно поможет…

- Прогнозирование - это всего лишь одна задача. Есть еще множество других, которые также решаются с помощью средств интеллектуальной обработки огромных массивов разнородных данных. Вот как, например, работает система видеонаблюдения, созданная нами в Чикаго. В центре города на каждом перекрестке установлены 12 камер видеонаблюдения и звуковые сенсоры. Цифровые данные, непрерывно поступающие с устройств, анализируются в режиме реального времени. Если происходит какое-либо серьезное событие (ДТП, правонарушение), система не только запоминает дорожную ситуацию, но и включает режим слежения за объектами (например, участниками происшествия). Она "передает" объекты от перекрестка к перекрестку, выдает сигналы оперативным службам и прогнозирует влияние этого происшествия на дорожное движение. Вы видите, что даже установка камер наблюдения, датчиков и ПО мониторинга может существенно разгрузить "слабое звено". Но принципиально важно иметь как можно больше данных, используемых для выработки управляющих решений.

- Критически важно именно количество источников данных?

- Даже не само количество источников, а то, что необходимо объединить множество владельцев нужной информации, поскольку только совместное ее использование может принести желаемый эффект. Здесь равно важно все: доступность планов дорожно-ремонтных работ, реальная ситуация с их исполнением, анализ реальной заполняемости перехватывающих парковок (например, на основе данных платежных систем) и многое другое. Повторю, что эта ситуация ничем не отличается от любого крупного мегаполиса в мире. Но те из них, которые справились с проблемой автомобильных пробок, смогли убедить разные ведомства и коммерческие структуры обеспечить доступ единой системы управления к их данным. Поэтому для Москвы, я думаю, сейчас главное дело - согласованно найти объединенное транспортное решение, а затем - также согласованно - выбрать наилучший способ технического исполнения в интересах города.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера