Архив   Авторы  

Вступили в связь
Hi-techБизнес

"Связьинвест" задумал потеснить большую сотовую тройку

 

Давно ожидаемая реорганизация "Связьинвеста" приобретает конкретные очертания. Так, стало известно о консолидации сотовых активов холдинга в единую компанию. Может ли это угрожать господству на нашем рынке "большой тройки" сотовой связи?

Сама "тройка" такой опасности не видит, ведь 13 сотовых операторов "Связьинвеста" работают только в четырех из семи федеральных округах. Однако холдинг изучает различные варианты расширения их деятельности. Наиболее амбициозный из них - объединение активов холдинга с одним из нынешних лидеров. Анна Зайцева, аналитик УК "Финам Менеджмент", отмечает: "Маловероятно, что "Связьинвест" будет заинтересован в слиянии, которое приведет к размыванию доли государства в капитале оператора. Более вероятна ориентация на покупку активов. Да и собственники ряда независимых операторов не скрывают своей готовности продать бизнес. Другое дело, что они намерены продать его дорого, а у "Связь­инвеста" и без того много капиталоемких направлений развития". Другой вариант расширения - объединение нового оператора с крупными региональными игроками, например Tele2, "СМАРТС", "МОТИВ". Но Виталий Солонин, ведущий консультант J'son & Partners, видит в этом некоторые сложности: "Tele2 показала хорошие финансовые и операционные показатели в I квартале даже в условиях кризиса, поэтому объединять свои активы с более крупным игроком для нее не имеет смысла. Наиболее вероятный сценарий для связки "Связьинвест" - Tele2 - это не слияние, а совместная деятельность для строительства сетей 3G или 4G (LTE) либо создание виртуальных операторов. В последнем случае операторы могут "обмениваться" доступом к сетям друг друга в тех регионах, где у них нет собственных".

Tele2, кстати, не новичок в таких проектах. Уже в течение ряда лет она совместно с компанией Telia, своим шведским конкурентом, эксплуатирует сеть 3G. А вместе с Telenor, другим шведским оператором, строит на тех же условиях сеть 4G. Это позволяет существенно сократить капитальные затраты на переход к новому поколению связи, а значит, установить более доступные цены на новейшие технологии.

Фактор цены в данном случае очень важен, ведь при любой комбинации региональных активов в лицензионную зону нового оператора не попадут Москва и Санкт-Петербург, генерирующие основную долю доходов операторов сотовой связи. Поэтому показатель ARPU российских абонентов МТС, "ВымпелКома" и "МегаФона" в I квартале 2009 года составил, по данным J'son & Partners, соответственно 234, 307 и 316 рублей, а у Tele2, "СМАРТС" и "Уралсвязьинформа" (одной из МРК "Связьинвеста") - 215, 124 и 178 рублей соответственно. В партнерстве с другими крупными сотовыми дискаунтерами новый оператор способен повлиять на уровень цен, задаваемый тройкой лидеров, в сторону понижения.

Оживление ценовой конкуренции - дело, конечно, благое. Но для успешного развития нужен конкурентный продукт. А вот с этим - проблема. И даже возможность лоббирования для получения лицензии 3G сама по себе вряд ли поможет, поскольку для 3G дешевый "голос" - не ударная услуга. Эта задача вряд ли может быть решена в рамках одной лишь сотовой связи. Стоит вспомнить о ключевом преимуществе "Связьинвеста" - огромной базе пользователей фиксированной связи в регионах и возможностях конвергенции фиксированных и мобильных услуг. Тогда, в частности, можно существенно снизить издержки за счет использования магистрального трафика "Ростелекома" (он в объединенной структуре может предоставляться по внутренним ценам) и предложить интересные услуги корпоративному сектору.

Так что о конкуренции нового оператора и "большой тройки" говорить можно, но в "двумерном" (фиксировано-мобильном) варианте. Для этого потребуется как минимум авторитетная личность во главе компании, детально проработанная бизнес-стратегия, согласованная с планами развития фиксированных активов "Связьинвеста", и большая гибкость в отношениях с региональными партнерами.

Какие проблемы ждут "Связьинвест" на сотовом рынке?

Даже если не учитывать проникновение сотовой связи на уровне 140 процентов, быстрое развитие нового оператора будет затруднять отсутствие собственных розничных активов и технологическое отставание. Например, лидеры рынка уже строят сети 3G, а у "Связьинвеста" нет даже лицензий. Не стоит забывать об ограниченном присутствии новой компании в регионах - на первом этапе она не сможет даже претендовать на национальный статус.


Анна Зайцева

ана­ли­тик УК «Финам Менед­жмент»

Региональная экспансия зависит от целого ряда факторов, равно важных для ее успеха. Это и строительство сетей (в частности, в тех регионах, где мы покупали компании, меняли все оборудование, чтобы регион сразу получал новейшее оснащение), и реорганизация бизнес-процессов в соответствии с жесткими корпоративными стандартами, и разработка тарифов и услуг, конкурентоспособных на фоне других операторов, действующих в регионе.


Сергей Андрияшкин

ру­ко­во­ди­тель нап­рав­ле­ния внеш­них свя­зей Tele2 Рос­сия

Все сложности сейчас умножаются на фактор финансового кризиса. Но самое сложное - это кризис ритейла, поскольку при формировании четвертого оператора одними собственными каналами продаж не обойтись. Определиться с каналами дистрибуции и выбрать из них те, которые не "рассыплются" в условиях необратимых изменений на рынке ритейла, - вот главный вопрос выживания нового оператора. Все остальное - из сферы эффективной стратегии, инвестиций и менеджмента.


Гульнара Хасьянова

ге­не­раль­ный ди­рек­тор "Скай Линк"

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера