Архив   Авторы  

Печать онлайна
Hi-techБизнес

Взаимоотношения "бумажных" и цифровых СМИ совсем не просты

 

Медиагигант News Corporation, принадлежащий Руперту Мердоку, получил по итогам финансового года чистый убыток в 3,4 миллиарда долларов и решил ввести платный доступ на сайты изданий The Times и The Sun. Не лучшие времена переживают и другие СМИ. Может быть, пора готовиться к прощанию с бесплатной информацией в Интернете?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Дело в том, что традиционные и цифровые медиа - это в корне различные виды бизнеса. У цифровых СМИ бизнес коммуникационный. Поэтому, с одной стороны, по количеству контактов читателей с информацией Интернет, конечно, опережает бумажные СМИ. Но, с другой стороны, как отмечает советник гендиректора компании "Медиа3" Василий Гатов, по количеству просматриваемых бумажных страниц крупные СМИ, включая российские, сегодня опережают интернет-издания на несколько порядков. При этом, по словам гендиректора Google в России Владимира Долгова, посещения цифровых изданий растут несмотря на то, что тираж печатных газет падает. Это частично компенсирует спад количества читателей печатных версий. Так что реально о перемещении центра тяжести индустрии СМИ в Интернет пока говорить рано. Как и том, за что будут в результате платить читатели.

"Конечно, новость вполне можно продавать при условии ее максимальной оперативности и эксклюзивности. Желательно еще, чтобы она имела коммерческую ценность, например влияла на фондовый рынок", - считает аналитик УК "Финам Менеджмент" Анна Зайцева. Правда, такая информация быстро теряет "товарный вид", и потому, уверен Андрей Балашов, гендиректор КГ "Максима", товаром могут быть не оперативные новости, а хорошо проработанные, несущие дополнительную ценность. В целом эксперты согласны, что платная модель распространения информации в Интернете оправданна для источников эксклюзивной информации: отраслевых изданий, мировых газетных брендов и информагентств. "А вот остальные газеты и журналы оказываются в группе риска, - подчеркивает руководитель отдела аналитики компании "Интегрум" Игорь Чесноков, - так как вступать в эффективную конкуренцию с сетевыми СМИ они не могут". "Они уже не могут брать деньги за контент, но еще не умеют зарабатывать деньги на коммуникационной стороне Интернета", - поясняет Василий Гатов.

Привычная рекламная модель для Интернета, кстати, не совсем годится, ведь его охват даже в наиболее развитых странах редко превышает 60 процентов населения. Тем не менее кризис явно придал рекламщикам креативности. "Заметна высокая активность агентств и брендов в социальных медиа", - отмечает Ольга Расулова, директор Digital Practice агентства Edelman Imageland Interactive. Правда, все эти замечательные механизмы, говорит гендиректор компании "Медиа Мир" Михаил Гуревич, остаются экспериментами, поскольку компании-клиенты консервативны. Да и эксперименты не всегда оказываются удачными, как, например, в случае с NYTimes. В 2005 году газета ввела платный доступ к своим архивам и тематическим колонкам, но в 2007 году отказалась от этой идеи из-за потери доходов от рекламы.

Среди социальных медиа особую роль играет блогосфера. И не только в связи с возможностями скрытого администрирования социальных ресурсов, вирусных техник, вбросов нужной информации. Блоги становятся для читателей источником информации о том, что происходит в жизни, то есть фактически берут на себя ту социальную функцию, которая раньше возлагалась на бумажные СМИ. "Раньше СМИ как "общественные контролеры" пользовались определенными социальными приоритетами, - подчеркивает Василий Гатов. - Теперь они утрачивают эту функцию, но ведут себя в Интернете как феодалы, у которых начались проблемы с подданными, симпатизирующими свободным городам".

Наступает время коренной ревизии бизнес-моделей, причем не только у традиционных СМИ. У цифровых свои проблемы: переоцененность интернет-ресурсов и перекос в сторону коммуникаций, что позволяет их пока рассматривать разве что в качестве "оглавления", но не собственно контента, и потому ограничивает возможности монетизации. Все необходимые элементы для создания контента нового поколения уже есть. Надо только их смешать в нужных пропорциях. Главное - чувство меры.

Будет ли расти количество платной информации в Интернете?

Платной информации стало больше, и этот рост сохранится, ведь аудитория ищет способы наиболее удобного потребления информационного контента. Оперативная информация останется в основном бесплатной - и тут как раз помогут "пираты". Люди с удовольствием платят за контент, и не только за него - за среду, в которой они этот контент потребляют. Поэтому доля доходов от продажи контента в Интернете будет расти быстро - подобно кривой закона Мура в мире микропроцессоров.


Андрей Балашов

ге­не­раль­ный ди­рек­тор КГ "Мак­си­ма"

Сегодня идет этап поиска новых бизнес-моделей, которые могут существенно изменить привычки пользователя к платному или бесплатному потреблению информации в Интернете. Наверняка возникнут новые формы "спонсирования" со стороны общества и бизнеса. В США это уже стало предметом дискуссий. Например, должны ли социально-политические функции интернет-СМИ обязательно осуществляться на базе некоммерческой модели? А образовательные? Кто и за что будет платить?


Василий Гатов

со­вет­ник ге­не­раль­но­го ди­рек­то­ра "Медиа3"

Я не верю в оплату информационных услуг в Интернете, за исключением разве что узких ниш, связанных с профессиональной деятельностью покупателя. Поставщикам информации гораздо интереснее донести ее до пользователей, чем скрывать. Но сегодня в Интернете так много доступной информации, что главная проблема - не просто доставить ее целевой аудитории, а заставить аудиторию прочитать именно твою, а не конкурентов. А доход в Интернете придет от дополнительных услуг.


Михаил Гуревич

ге­не­раль­ный ди­рек­тор "Медиа Мир"

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера