Архив   Авторы  
Темур Козаев

Говорит и показывает телефон
Hi-techБизнес

Мобильное телевидение будет и у нас. Возможно...

 

Операторы связи получили разрешение запустить в Москве мобильное телевидение в стандарте DVB-H. Правда, в тестовом режиме. Каковы его рыночные перспективы?

Эта услуга требует специальной инфраструктуры вещания. Например, "ВымпелКом" потратил на столичную сеть DVB-H около 15 миллионов долларов. Но рассчитывать на быстрый возврат инвестиций не приходится. Потребителю нужно приобрести новый терминал с поддержкой DVB-H-вещания, а средняя стоимость таких аппаратов у нас составляет 500 долларов, да и модельный ряд невелик. "И нигде в мире пока нет примеров рентабельных проектов мобильного вещания", - говорит Владимир Кудряшов, аналитик J'son & Partners.

Мобильные операторы Европы и США в основном используют модель платной подписки, подразумевающую контроль мобильного "телеэфира" со стороны оператора. Это дает им возможность субсидировать продажи нужных мобильных терминалов. Но стоимость подписки все равно оказывается достаточно высокой.

Гораздо более успешно продвигаются бесплатные услуги мобильного вещания ТВ-каналов - этот подход принят в Японии и Южной Корее. Так, на пакет программ южнокорейского канала TDMB подписано более 10,3 миллиона абонентов, а в Японии бесплатным мобильным телевизионным сервисом One-Seg пользуются более 20 миллионов абонентов. Правда, замечает Кирилл Петров, управляющий директор i-Free, сервис One-Seg вообще не предусматривает контроля оператора над вещанием, это зона ответственности вещательных компаний. А для оператора связи мобильное ТВ оказывается дополнительной привлекательной функцией, а также источником дохода за счет продажи мобильных терминалов.

В Южной Корее, отмечают эксперты, эфирное мобильное ТВ активно поддерживается государ­ством, а для получения дополнительного дохода вещатели могут рассчитывать только на рекламу. Но, отмечает Владимир Кудряшов, в 2007 году канал TDM-B получил доход на уровне 6 миллионов долларов, тогда как расходы составили около 40 миллионов. "Возможно, технология DVB-H уступит место вещательному контенту, распространяемому непосредственно через сотовую сеть", - резюмирует Кирилл Петров.

Речь идет о сетях следующего поколения - 4G/LTE или WiMAX, в которых стоимость трафика будет ниже, чем в сетях 3G, а также снимется ограничение: чем больше людей смотрят видео одновременно, тем медленнее соединение. К тому же мобильное ТВ можно смотреть с помощью любого 3G-приемника. Поэтому в МТС считают, что мобильное ТВ на базе 3G имеет большую перспективу, чем DVB-H. Компания уже протестировала различные интерактивные услуги на базе мобильного ТВ (в рамках ток- и реалити-шоу, мониторинга дорожного движения и т. д.).

Позиция "ВымпелКома" иная. "Нигде не произошло такого, чтобы все абоненты сотовой связи стали еще и абонентами мобильного телевидения, - говорит Ксения Корнеева, пресс-секретарь компании. - DVB-H - это нишевая технология и хорошее дополнение к нашим продуктам". А специалисты "Скай Линка" напоминают: "Основной объем трафика 3G-абонентов приходится не на телефоны, с которыми обычно ассоциируются у пользователей мобильные видеосервисы, а на 3G-модемы". Потому компания обеспечивает услуги онлайного ТВ и IP-радио пользователям не только телефонов, но и КПК, ноутбуков и нетбуков, включая их в пакет мобильных сервисов наравне с GPS-навигацией, онлайн-магазином и т. п. Может быть, будущее мобильного ТВ будет связано с проникновением неголосовых терминалов, например плееров, навигаторов или автомобильных медиацентров. Но в любом случае нужен специально разработанный телевизионный контент. И будущее технологии DVB-H зависит от готовности вещателей такой контент производить.

Что наиболее критично для запуска массовых услуг мобильного ТВ?

На данном этапе нет нормативно-правовых актов, регулирующих предоставление услуги мобильного телевидения. Это входит в задачи опытных зон. Кроме того, по-прежнему открыт вопрос с частотным распределением для регионов в рамках программы цифровизации ТВ. Правда, о выходе в регионы можно будет говорить, только если услуга окажется востребованной в Москве. Так что на основе тестовой зоны в Москве мы должны в первую очередь оценить успешность бизнес-модели.


Ксения Корнеева

пресс-сек­ре­тарь "Вым­пелКома"

Технологии для доставки видео могут быть разными, но популярность услуги зависит в первую очередь от того, что потребитель будет видеть на экране и насколько ему это будет интересно. Для мобильного ТВ нужен специфический контент, заточенный под потребности зрителей, ведь ситуации, в которых человек смотрит обычное и мобильное ТВ, сильно отличаются. Видео для мобильного ТВ должно быть более коротким: новости, короткие сериалы, скетчи, видеоанекдоты.


Владимир Сысоев

ди­рек­тор по ком­му­ни­ка­ци­ям ком­па­нии "Сис­те­ма Масс-ме­диа"

Бизнес-модель пока не выработана, инфраструктура требует инвестиций, мобильных терминалов почти нет. С контентом проблем меньше, однако, зная аппетиты большинства владельцев известных франшиз, телеканалов и студий, здесь, скорее всего, тоже потребуются очень существенные вложения со стороны DVB-H-вещателя. Собственно, пока весь сектор DVB-H состоит из одних проблем. Но это не повод опускать руки - любая новая технология запускается непросто и несет в себе много рисков.


Кирилл Петров

стар­ший ви­це-пре­зи­дент БИНБАНКа

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера