Архив   Авторы  
Структуры, отвечающие за связь в разных странах, работают сообща над созданием глобальных стандартов, распределением радиочастот. Технический диалог, в том числе на конференциях под эгидой ITU (на фото), жизненно необходим всем, кто стремится устранить цифровые барьеры. На фото: офис ITU.

Всемирный связной
Hi-techБизнес

"Сегодня любой человек на Земле находится в зоне действия какой-либо технологии связи, которая способна соединить его с другими людьми. И у каждой есть свои преимущества и недостатки", - говорит генеральный секретарь ITU Хамадун Туре

 

Влияет ли кризис на развитие информационных и телекоммуникационных технологий? ­Ответ на этот вопрос недавно искали в Женеве, где состоялся очередной всемирный телекоммуникационный форум под эгидой международного Союза электросвязи (International Telecommunication Union, ITU) при ООН. О том, какие методы развития высоких технологий даже в самых неблагоприятных условиях сегодня существуют, "Итоги" спросили генерального секретаря ITU Хамадуна Туре.

- Доктор Туре, вопросы, которые обсуждаются на форумах ITU, сугубо профессиональные. Но вы приглашаете к участию руководителей государств. Зачем?

- Есть техническая эволюция и вопросы технической готовности стран к применению новых технологий, а есть вопрос политической готовности. По большому счету главная задача, которой мы занимаемся в ITU, то есть в ООН, - это снижение цифровых барьеров, ликвидация цифрового неравенства среди различных регионов мира. А вот для решения этой главной задачи как раз необходима политическая воля. Теоретически все необходимые составные части уже есть: спрос, технологии, финансирование (ведь телекоммуникации - это прибыльный бизнес). Но практически бизнесу нужен стимул в виде эффективной регулирующей среды. Будет хорошая государственная политика - будут и инвестиции из част­ного сектора.

- Какая она - хорошая политика, если речь идет о цифровом неравенстве, то есть о внедрении услуг на таких территориях, где бизнесу работать невыгодно?

- Государство создает правила, по которым играют участники рынка. При этом самое главное - четкие цели: услуги, качество. Если операторы выполняют четкие требования и при этом получают прибыль, это очень хорошо. Но вот если они не выполняют обязательств, на них должны накладываться серьезные штрафы - размером, гораздо большим, чем прибыль, которую они смогли получить за счет обманутых ожиданий государства.

- Наши операторы и так стонут, что контролирующие органы мешают динамично развиваться. А вы предлагаете бюрократическую нагрузку еще более усилить...

- Не усилить, а перераспределить. Если с самого начала сосредоточиться на проработке требований к будущим услугам, будет проще и контролировать результаты, и выбирать исполнителей. При этом критически важное звено - модель стимулирования частного бизнеса к активной работе на "невыгодных" территориях. Это, между прочим, совершенно не обязывает к прямым бюджетным дотациям. Можно, например, заменить часть налогов отчислениями в фонд поддержки новых проектов. Насколько я знаю, такой механизм в России использовался для телефонизации страны. Еще один вариант - ставить задачи внедрения новых услуг в конкретных регионах, например, на Севере, в южных горах, в сибирской тайге, а исполнителей выбирать на условиях тендера. Тогда удастся создать здоровую конкурентную среду с полноценным участием региональных игроков.

- В нашей стране остро стоит проблема управления распределением радиочастотного спектра. Например, федеральные сотовые операторы не могут предоставлять услуги 3G на всей территории России. Кто должен решать этот вопрос - государство через свои структуры, крупные компании?

- В идеале структуры, отвечающие за связь, должны работать сообща и над созданием глобальных стандартов, и над распределением радиочастот и при принятии решений по управлению радиочастотным спектром. Технический диалог жизненно необходим для того, чтобы найти такое решение, которое одинаково работает для всех, ставит всех в равные условия. Последнее заседание Всемирной конференции радиосвязи по распределению радиочастотного спектра состоялось в Женеве в 2007 году. Я полагаю, что принятые тогда решения дают возможность мировой отрасли беспроводных технологий связи безбедно развиваться еще не менее 30 лет. Однако не только у России - у всех стран есть общая проблема: освобождение под новые технологии частот, занятых военными. Причем с технической точки зрения особых сложностей нет. Мы в ITU полагаем, что у всех телекоммуникационных игроков сегодня достаточно возможностей, чтобы получить те ресурсы, которые им нужны для работы. А вещатели и мобильные операторы во всех странах обычно хотят больше, чем им в действительности нужно. Вот это и является задачей соответствующего министерства - следить за тем, чтобы всем доставалось столько ресурсов, сколько нужно. Решается эта задача одним и тем же образом во многих странах мира - в форме диалога, ведь от цифрового дивиденда (частотного ресурса, освобождающегося в процессе перехода на цифровые технологии) получить преимущество могут все.

- Что вы подразумеваете под словом "диалог": уговоры, убеждение или коммерческие отношения, скажем, платное пользование радиочастотами?

- И то и другое. Радиоспектр - это природный ресурс, причем ограниченный. Если раздавать его вообще бесплатно, вполне возможно его неэффективное использование. Правда, лично я не являюсь безоговорочным сторонником платных взаимоотношений, в частности аукционов, на которых в свое время в Европе и США продавались частоты для сетей 3G, ведь на аукционах всегда побеждают только самые богатые претенденты. Конкретное соотношение платного и бесплатного пользования спектром должно зависеть от спроса, а он, в свою очередь, определяет темпы роста каких-либо рыночных сегментов. Надо только поставить своей целью именно эффективность использования спектра, а возможностей для этого у национальных регуляторов предостаточно.

- Может быть, имеет смысл особо поддерживать какую-либо новейшую технологию, например WiMAX?

- Настоящей революцией в сфере мобильной связи можно считать 3G. Поэтому это поколение связи так ждали, и так остро до сих пор переживаются последствия не самых лучших, на мой взгляд, бизнес-решений. Я имею в виду аукционы - слишком большая стоимость вхождения в бизнес его просто убивает. Что же касается WiMAX, это просто удачное решение для больших "зеленых" территорий, то есть возможность организовать связь в удаленных малонаселенных районах по относительно низкой стоимости. Вообще отдавать предпочтение какой-то определенной технологии нельзя. По большому счету уже сегодня любой человек на Земле находится в зоне действия какой-либо технологии связи: спутниковой, оптоволоконной, микроволновой и т. д., которая способна соединить его с другими людьми каналом связи. И у каждой есть свои преимущества и недостатки. Вопрос заключается только в том, как создать правильную комбинацию различных доступных технологий, чтобы в совокупности они обслуживали население.

- Сейчас активно идут процессы укрупнения операторов связи. Может быть, будущее принадлежит очень крупным компаниям, а мелких совсем не останется?

- Это очень опасно, если только небольшая группа игроков будет заниматься предоставлением услуг связи. Обязанностью регулирующего органа как раз и является постоянный анализ ситуации на рынке, выявление и разрешение подобных проблем. Он должен постоянно отслеживать динамику цен на рынке: если они не снижаются, а качество услуг не повышается, значит, есть насущная необходимость создавать конкурирующие структуры или вводить новые правила конкуренции. При этом регулятор обязательно должен общаться с операторами и понимать, в состоянии ли они сами договориться между собой или государству пора действовать.

- Есть ли в портфеле ITU набор идеальных моделей, скажем, для нескольких типовых стран?

- К сожалению, идеальной модели регулирования не существует. Одинаковых стран вообще нет, да и проблемы регулирования, требующие настоятельного разрешения, появились буквально за последние 5–10 лет. Они новые для всех: и больших, и небольших стран, развитых и не очень. Потому двух похожих национальных систем регулирования найти не удастся. Общие у них только базовые принципы: справедливость, прозрачность, защита прав потребителей, диалог между пользователями и операторами. А конкретная реализация этих принципов целиком ложится на плечи властей страны. ITU им в этом помогает, став платформой для обмена лучшими практиками: мы проводим симпозиумы регулирующих ведомств, ищем наиболее удобные методы обучения национальных регуляторов.

Краткий ответ на вопрос будет таким: идеальная модель - это та, в которую верит руководство страны. Это та модель, которую оно разработало само, исходя, если хотите, из своей политической платформы - ведь именно эта платформа позволяет выбрать самые приоритетные услуги и формы их предоставления гражданам. Когда я руководил департаментом развития ITU, я говорил представителям стран: бесполезно сидеть и ждать, что союз выдаст великолепную программу развития, скажем, на конференции в Женеве. То же самое я говорил Всемирному банку: нет смысла брать какую-нибудь программу развития, разработанную в Вашингтоне или в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже. Успешным будет только тот план, который продуман профессионалами в данной стране самостоятельно. Максимум, что может предложить мировое сообщество, - информация и опыт. Но если страна не знает точно, какой конечной цели хочет достичь, ничего хорошего там не выйдет, и никто ей не поможет.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера