Архив   Авторы  
Темур Козаев

Широка страна
Hi-techБизнес

Будет ли широкополосный Интернет доступным от Москвы до самых до окраин?

 

1 июля 2010 года в Финляндии вступит в силу новый закон, согласно которому государство обязано обеспечить каждому из граждан доступ в Интернет со скоростью не менее 1 Мбит/с, а к 2015 году финны по закону смогут требовать подключения к Сети со скоростью уже 100 Мбит/c. А в регионах России, по оценкам аналитиков J'son & Partners, уровень проникновения домашнего широкополосного доступа (ШПД) составлял в конце первого полугодия 18 процентов. Сможем ли мы догнать финнов?

Обнадеживающие признаки присутствуют. На днях компания МТС завершила сделку по приобретению контрольного пакета акций "Комстар - ОТС". Стратегия дальнейшего развития пока не объявлена, но понятно, что она будет ориентирована на рост доли рынка ШПД с использованием объединенных ресурсов. В "Вым­пелКоме", вступившем на этот путь более года назад, подтверждают, что в России наступил период активной работы с массовой аудиторией всего федерального рынка ШПД.

Первая примета этой борьбы - падение региональных цен на доступ в Интернет, причем не только на самых медленных тарифах (до 128 Кбит/с), которые до сих пор существуют в регионах, но и на достаточно скоростных (1–3 Мбит/с). Правда, полагает Григорий Бецков, старший аналитик J'son & Partners, это может сказаться не столько на росте интернет-аудитории, сколько на перетоке абонентов к провайдеру с более дешевым предложением, а также на самой структуре потребления услуг. Его данные говорят о том, что в начале года пользователи в регионах потребляли почти в три раза меньше трафика, чем в Москве или Санкт-Петербурге. А все потому, что у 67 процентов "регионалов" средняя скорость, заявленная в тарифном плане, не превышает 512 Кбит/с, в то время как в Москве и Санкт-Петербурге 46 и 41 процент пользователей соответственно подключены к Интернету на скорости свыше 2 Мбит/с.

Знаковое событие - недавний ввод всей "большой тройкой" безлимитных тарифов на доступ в Интернет и активное продвижение беспроводных модемов. Этот рынок образовался по сути лишь около года назад, но здесь уже разыгралась крупная игра на понижение цен. МТС в этом году три раза снижала цены на комплекты модемов с тарифными планами, говорит вице-президент МТС Михаил Герчук.

Остроту конкуренции добавляет активность других операторов, в частности, работающих по технологии WiMAX. Так, Yota планирует в течение ближайших трех лет обеспечить покрытие в 180 российских городах. Правда, речь идет о городах с населением свыше 100 тысяч человек. А в небольшие населенные пункты с населением менее 100 тысяч жителей начала выходить "Синтерра" со своей партнерской программой мини-сетей WiMAX. Сергей Бурмакин, генеральный директор компании "СВР-Центр", создавшей такую сеть в поселке, в котором не было никакой связи, кроме ведомственной, подтверждает, что для создания сети с нуля "под ключ" требуется всего около 1,5 миллиона ­рублей.

Между прочим, идея создания телекоммуникационного микробизнеса в малонаселенных районах обсуждалась на недавнем глобальном телекоммуникационном форуме ITU 2009 как одна из наиболее плодотворных. В принципе к этой идее примыкает и концепция виртуальных мобильных операторов, деятельность которых уже легально разрешена в нашей стране. Но всем новым микробизнесам нужны каналы связи с инфраструктурой Интернета. Причем, как утверждает Павел Кучерук, коммерческий директор "Синтерры", присоединение к магистралям уже не является главной проблемой - цены там упали в разы. Проблемная точка сместилась на уровень присоединения к местным сетям передачи данных, которыми владеют МРК "Связьинвеста". Без давно обещанных Минкомсвязи правил недискриминационного доступа к операторским сетям Интернета для всех у нас не будет.

Кому по силам ликвидировать "широкополосное неравенство"?

По моему личному мнению, подкрепляемому опытом зарубежных стран, участие государства не является крайне значимым драйвером роста рынка, хотя в некоторых случаях законодательные акты могут упростить развитие локальных игроков с точки зрения расширения территории покрытия сети. Основной рост числа подключений будет происходить в крупных регионах с высоким уровнем конкуренции, а также в регионах, где присутствуют альтернативные магистральные операторы.


Григорий Бецков

стар­ший ана­ли­тик J'son & Partners

Справиться можно и без помощи государства - мы это видим на примере первых мини-сетей WiMAX, построенных нашими партнерами. Инвестиции вполне по силам малому региональному бизнесу. Эти сети позволяют еще создать новые рабочие места, повысить региональную налогооблагаемую базу за счет новых предприятий. Такие небольшие сети создавались бы интенсивнее, если бы процедура получения частотных присвоений стала проще, а регистрация сетей носила облегченный характер.


Павел Кучерук

ком­мер­чес­кий ди­рек­тор "Син­тер­ры"

Для общедоступности Интернета в регионах, особенно в удаленных и малых поселках, необходимы национальные государственные проекты, так как стоимость таких проектов велика и, соответственно, они оказываются нерентабельными. Также необходим контроль со стороны государства за деятельностью компаний, владеющиx каналами дальней связи. Они во многих регионах являются монополистами и потому предоставляют каналы в аренду по завышенным ценам.


Диана Самошкина

ди­рек­тор по мар­ке­тин­гу мас­со­во­го рын­ка, "Вым­пелКом"

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера