Архив   Авторы  

ПОпользуйтесь...
Hi-techБизнес

Компаниям необязательно покупать дорогое ПО. Его можно арендовать

 

Корпорация IBM планирует выпустить на рынок сервис LotusLive.сom онлайновую версию пакета Lotus, доступ к которой клиенты будут получать по модели "программное обеспечение как услуги" (Software as a Service, SaaS). Эта модель не затрагивает функциональность программ, но предполагает изменение модели продаж: все ПО и данные клиента хранятся на площадке поставщика SaaS-продукта, пользователь же работает с ним удаленно по каналам Интернета, поэтому он не покупает сам пакет Lotus, а оплачивает пользование им в виде ежемесячной абонентской платы. Плюсов у такого подхода много: начальных вложений минимум, а проект интеграции, обычно предшествующий запуску информационной системы (ИС), не понадобится вовсе. К тому же можно сэкономить на техподдержке ИС, да и соблюдение лицензий на ПО возьмет на себя поставщик сервиса. Правда, в нашей стране культура аутсорсинговых отношений низка. Но, может быть, финансовый кризис и потребность в экономии на IT-проектах подтолкнут спрос на SaaS-услуги?

Популярность SaaS-подхода на Западе во многом определяется его отличными маркетинговыми возможностями, считает Виталий Витенко, руководитель департамента по работе с корпоративными клиентами компании БПЦ, внедрившей SaaS-вариант системы управления взаимоотношениями с клиентами (CRM): быстрое внедрение, период бесплатного тестирования, приемлемые тарифы. Поэтому производители ПО спешат выйти на этот рынок. Крупные, в частности IBM, используют свою инфраструктуру для хостинга приложений, а небольшие разработчики размещают их на площадках партнеров, например интернет-провайдеров. Модель дистрибуции SaaS очень выгодна поставщикам ПО еще и потому, что она снимает проблему повторных продаж, считают в компании "Инфра-Ресурс": раньше они были вынуждены использовать механизм несовместимости "снизу вверх" - старые программы теряли работоспособность с выходом новой версии. Теперь поставщики получают возможность исключить издержки на организацию повторных продаж и еще минимизировать работы по доставке обновлений софта.

Не окажется ли это новой формой зависимости клиентов, теперь уже не от производителя программ, а от поставщика SaaS-услуг? Клиенту будет гораздо труднее сменить поставщика ПО, ведь раньше, даже полностью разорвав отношения с вендором, он мог спокойно работать в своей ИС, правда, не получая обновлений и тому подобной поддержки. Поставщики SaaS-решений, конечно, гарантируют в этом случае передачу клиенту его данных. Но, замечает Виталий Витенко, это спасает ситуацию только в случае приложений с простой внутренней структурой. Если же речь идет, например, об ERP-системе, файлы данных без структуры их связей не имеют большого смысла. Впрочем, такое ПО в режиме SaaS сегодня практически не предлагается. Оно тесно связано с внутренними бизнес-процессами организации и при внедрении требует дополнительных настроек на площадке компании. Организовать это в режиме SaaS проблематично. Кроме того, такие системы обычно тесно интегрируются с другими ИС, которые, в свою очередь, также могут поставлять данные в режиме SaaS, возможно, даже другими SaaS-поставщиками.

Разработчики решений для хостинг-провайдеров, например Parallels, предлагают средства, позволяющие управлять множеством приложений, предлагаемых провайдерами по модели SaaS. Но универсального решения на все случаи жизни пока нет. Поэтому сфера SaaS-приложений ограничивается сегодня в основном универсальными продуктами, не связанными с критически важными бизнес-процессами компаний: CRM, корпоративная почта, офисные пакеты, организация конференций, создание корпоративных порталов и социальных сетей и т. п. Так что кризис вряд ли подтолкнет у нас рост самого рынка SaaS-услуг, но поможет компаниям оценить экономику своего IT-отдела с новой точки зрения. А это в нынешних условиях полезная практика.

Что нужно учитывать компаниям, планирующим перейти на SaaS?

Вначале компании должны провести анализ своих бизнес-процессов. Ведь SaaS-приложения - это, как правило, многофункциональные типовые решения с возможностью гибкой настройки, поэтому адаптация сотрудников к новой системе произойдет быстрее, если у них будет полное понимание рабочих процессов. Кроме того, условием успешного внедрения является готовность сотрудников к самостоятельной настройке приложения и увеличению личной ответственности за свою работу.


Тагир Яппаров

ге­не­раль­ный ди­рек­тор "АйТи"

Cуществующая модель дистрибуции ПО позволяет бизнесу сохранить дееспособность и при дефиците средств, отказавшись от модернизации ПО. А модель SaaS, предполагающая регулярную оплату, будет "бороться" с неплательщиками так же, как это делают сегодня операторы связи, то есть отказом в предоставлении услуг. В условиях, когда коммерческие данные хранятся у поставщика SaaS, риски бизнеса в кризисной ситуации значительно превысят сэкономленные расходы на IT-специалистов.


Николай Гарбуз

ге­не­раль­ный ди­рек­тор «Инфра-Ресурс»

Если ПО уже установлено и срок лицензии неограничен, то переход на SaaS теряет смысл. Но если актуально приобретение нового ПО или пролонгация срока действия лицензионного соглашения, на первый план выходит экономическая привлекательность SaaS. Правда, при выборе нескольких поставщиков ПО по модели SaaS возникают вопросы взаимодействия между ними, что влечет как юридическое, так и техническое усложнение в реализации проектируемого решения.


Игорь Никулин

ди­рек­тор де­пар­та­мен­та ин­фор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий ком­па­нии КРОК

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера