Архив   Авторы  

Сим-сим, откройся
Hi-techБизнес

Продажи SIM-карт растут, ряды нелояльных мобильных абонентов не редеют

 

Девять месяцев нынешнего года для российского рынка мобильной связи завершились падением продаж сотовых телефонов на 28 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В то же время, отмечает в своем исследовании преподаватель АНХ Владимир Богданов, реализация SIM-карт выросла на 20 процентов. Какими могут быть последствия такой активности для развития рынка мобильных услуг?

Понятно, что при уровне проникновения мобильной связи на территории страны в 170 процентов борьба за привлечение новых абонентов предельно обостряется. SIM-карты предлагаются в качестве бонусов, продаются в местах скопления народа, например на вокзалах, часто вместе с тарифным планом, привлекательным для определенных категорий пользователей. Очевидно, что количество реализованных таким образом SIM-карт отнюдь не тождественно числу вновь приобретенных абонентов, которые станут активными пользователями услуг. По оценкам Владимира Богданова, несмотря на то, что за девять месяцев был реализован 71 миллион SIM-карт, абонентская база операторов выросла только на 16 миллионов. Нет ли опасности, что абонентская база становится некачественной? Ведь пользуются-то этими предложениями граждане, настроенные нелояльно по отношению к конкретному оператору мобильной связи.

"Часть абонентов с новой SIM-картой можно отнести к "качественным", - считает Кирилл Горыня, генеральный директор компании i-Free. - Это те, кто получил карту при покупке более современного телефона. Зачастую плюс к этому покупателю предлагается SIM-карта с тарифным планом, включающим выгодный мобильный Интернет. Эти факторы мотивируют человека активнее пользоваться дополнительными сервисами. По оценкам i-Free, в этом году в России будет продано около 28 миллионов сотовых телефонов, а в качестве бонусов к этим покупкам будет реализовано несколько миллионов SIM-карт. Кстати, "молодой" сегмент, по мнению Михаила Чернышова, директора по маркетинговым коммуникациям Tele2 Россия, активно потребляет не только базовые услуги связи, но и контентные, а также мобильный Интернет. То есть эти "свитчеры" никогда не станут инноваторами или постоянными потребителями "тяжелых" продвинутых услуг, но будут вносить свою лепту в копилку оператора, пользуясь "стандартным" набором сервисов: Интернетом, мобильными платежами, играми, музыкальным и графическим контентом, рингбэктонами (RBT-мелодия вместо звонка). Рынок таких дополнительных услуг мобильной связи вырастет, по оценкам i-Free, в нынешнем году даже в долларовом выражении и достигнет 930 миллионов долларов (в 2008 году было 840 миллионов). Причем, считает Кирилл Горыня, его рост никак не связан с маркетинговыми акциями операторов, вызывающими переток абонентов. Рынок стимулировали, главным образом, RBT-технологии и мобильные микроплатежи: появилось много интернет-ресурсов, использующих мобильную оплату услуг и продуктов, опробованы новые модели мобильной коммерции.

Таким образом, сегодня переток ­абонентов никак не сдерживает рост рынка мобильных ­допуслуг и контента. А сами операторы, подчеркивают в "ВымпелКоме", рассматривают распространение SIM-карт как эффективную стратегию продвижения новых продуктов. Дело в том, что изменения на рынке сотового ритейла обострили борьбу за рынок подключений. И если, скажем, "МегаФон" выбрал стратегию развития собственной розничной сети с акцентом на обслуживание абонентов в своих салонах, то у МТС позиция другая. В компании считают, что собственные розничные каналы ограничивают массовое привлечение абонентов конкурирующих операторов, и активное распространение SIM-карт помогает находить новые точки соприкосновения с потенциальными клиентами. Интересно, что в эту игру с перетоками абонентов можно играть только всем вместе. Потому в целом можно говорить о некоторой устойчивой экосистеме взаимных перетоков между ведущими сотовыми операторами. Что может нарушить эту устойчивость? Возможно, предложения Yota, оператора WiMax-услуг, считает Игорь Торгов, вице-президент этой компании. В 2010 году она собирается предложить абонентское устройство (телефон с предварительным названием Cosmos), которое будет поддерживать передачу голоса (VoIP) и данных как по сети WiMax, так и по GSM-сетям (через SIM-карту любого оператора). Это заявка на превращение перетока в реальный отток абонентов в сетях GSM-операторов. Тогда последним придется задуматься над "качеством" абонентов.

Мешают ли "блуждающие" абоненты развитию рынка мобильных услуг?

В настоящее время это не является угрозой для бизнеса мобильных операторов, так как основные потребности абонентов лежат все еще в плоскости голоса и SMS, и только небольшой процент абонентов пользуется услугами передачи данных. К тому же пока нет ни одного сильного виртуального оператора, которому удалось бы занять значительную долю рынка. Но все может измениться, когда рынок станет мигрировать в сторону передачи данных и голоса через IP.


Михаил Чернышев

ди­рек­тор по мар­ке­тин­го­вым ком­му­ни­ка­ци­ям Tele2 Рос­сия

Отток абонентов - сильная головная боль операторов. Для сохранения абонентской базы они идут даже на ухудшение качества привлекаемых абонентов. Между тем у западных операторов такой проблемы нет. И все потому, что у нас в кредит продается только телефон (в этом году будет продано 2,5 миллиона), а на Западе - с многомесячным контрактом. Операторы должны достаточно оперативно разработать технологию продаж дисконтных телефонов с контрактами.


Владимир Богданов

пре­по­да­ва­тель прог­рам­мы "МВА-мар­ке­тинг" АНХ

Для провайдера мобильных услуг не столь важно, перейдут ли пользователи к другому оператору, переток абонентов сегодня мало отражается на рынке мобильных допуслуг. Рост объемов актуальных мобильных сервисов, таких как микроплатежи, голосования, реклама и маркетинг, а также разнообразные контентные сервисы, практически никак не зависит от того, насколько часто абоненты меняют оператора, поскольку во всех сетях стоимость таких услуг сегодня примерно одинакова.


Кирилл Горыня

ге­не­раль­ный ди­рек­тор i-Free Innovations

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера