Архив   Авторы  

Сделай сам
Hi-techБизнес

Как превратить коммуникационную активность пользователей в деньги?

 

Компания Deloitte опубликовала свой технологический прогноз на 2009 год. Среди наиболее интересных трендов, отмеченных исследователями, - контент, создаваемый пользователями (User Generated Content, UGC), превратится в серьезный бизнес. Получит ли эта тенденция развитие на нашем рынке?

Технологии web 2.0 произвели революцию, предоставив каждому пользователю возможности самовыражения: разместив в Сети кадры любительской фотосъемки, видеосюжет, снятый при помощи мобильного телефона, или критический отзыв по поводу прочитанной публикации, любой человек может ощутить себя профессиональным журналистом или фотокорреспондентом. Правда, непрофессионалы, бесплатно создающие контент, также бесплатно его потребляют, а деньги, необходимые для развития социальных сервисов, предоставляют инвесторы в надежде на отдачу в будущем. Однако финансовый кризис резко уменьшил бюджеты рекламодателей. Не адекватной ситуации оказалась и традиционная рекламная модель: контекстная реклама хорошо работает в сфере поисковых систем, но в социальные сети человек приходит с намерением общаться, а не приобретать что-то. Владелец социальной сети всего-то и может - назначить плату за право доступа к общению или за дополнительные удобства (или снятие неудобств) в общении.

Пожалуй, единственный вариант коммерциализации UGC - продажа услуг, использующих пользовательский контент. Есть два возможных сценария. Первый охватывает множество простых, но массовых сервисов (рейтинги и оценки услуг и товаров, поиск работы, аренда и т. д.), которые формируются с помощью голосований и текстов откликов потребителей. Это очевидный способ монетизации сетевой активности граждан. Правда, для этого необходима развитая инфраструктура микроплатежей. А у нас, помимо наличных расчетов, широко используются только premium-SMS.

Второй сценарий - выставлять полученный от пользователей контент (тексты, фотографии, музыка) на продажу: у оператора растет трафик и доходы, из которых он выплачивает авторское вознаграждение. На практике возникает множество проблем: оригинальный UGC надо еще найти в "информационном шуме", его качество требует дополнительной доработки, да и поддержка таких сервисов требует денег - видео­серверы и широкие каналы связи не дешевы.

Отдельная тема - пиратство, ведь немало людей попытаются выдать за свой плод чужого труда. Эксперты убеждены, что UGC-видео­хостингам еще предстоит выработать систему взаимоотношений с правообладателями профессионального контента в условиях довольно жесткого законодательства. "В конечном счете их судьбу будут решать крупные рекламодатели, размещающие рекламу в новых медиа, - считает Аскар Туганбаев, замдиректора российского информационного канала (РИК) "Вести". - Возможно, участникам рынка не удастся договориться, и тогда UGC-контент переместится на задворки крупных профессиональных лицензионных видеохостингов". Правда, напоминает Сергей Половников, старший консультант AC&M, в прошлом году музыкальная индустрия испытала шок после громкого успеха Radiohead: группа выложила альбом в Интернет и, предложив пользователям заплатить столько, сколько они сами пожелают, заработала в десятки раз больше, чем если бы действовала в связке с лейблом.

Похоже, что время универсальных социальных сетей - негибких и закрытых - заканчивается. Для того чтобы получать реальный доход от UGC, социальные сети должны стать открытыми взаимодействующими площадками с множеством легко подключаемых сервисов. Но и у "народных" генераторов контента должны быть условия для спонтанного "творчества": смартфон или ноутбук с быстрым доступом в Интернет. Сегодня же проще "бросить SMS".

В чем заключается российская специфика бизнеса на UGC?

Сохраняется проблема нелицензионного контента, и юридически чистый заработок на UGC в России пока скорее исключение. В том числе и из-за жесткого законодательства, предусматривающего уголовное преследование за нарушение авторских прав. В ближайшее время в легальном секторе можно ожидать монетизации сервисов для обработки и хранения контента в личных целях либо в партнерских программах (для стимулирования интереса к профессиональному контенту).


Аскар Туганбаев

ди­рек­тор по раз­ви­тию ин­тер­нет-про­ек­тов «СТС Медиа»

У нас социальные сети работают по старой модели - "не отдать врагу ни одного клика": боясь потерять свою аудиторию, они не используют платформы, позволяющие с помощью открытых интерфейсов добавлять сервисы других поставщиков. Кроме того, у нас не пользуются спросом сервисы электронных продаж типа популярного на Западе eBay. В том числе и потому, что себестоимость платежных сервисов искусственно завышается, что делает такие услуги неудобными для пользователей.


Михаил Гуревич

ге­не­раль­ный ди­рек­тор "Медиа Мир"

У нас неплохо научились монетизировать социальные сервисы, не предполагающие продажу контента. Но для создания механизмов продажи лицензионного контента через UGC-сервисы потребуется время. В первую очередь правообладателям необходимо скорректировать свою политику ценообразования. Думаю, в ближайшем будущем UGC-сети будут предлагать все больше социальных сервисов, в том числе платных. Существенный рост возможен в части сервисов на базе геопозиционирования.


Кирилл Петров

стар­ший ви­це-пре­зи­дент БИНБАНКа

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера