Архив   Авторы  

"Цифровое" неравенство
Hi-techБизнес

В провинции интернет-доступ на порядок дороже, чем в крупных городах

 

ФАС России заинтересовалась высокими тарифами на интернет-доступ в "настоящих" российских регионах, то есть за пределами городов-миллионников. По оценкам Дмитрия Рутенберга, заместителя начальника управления контроля транспорта и связи этой службы, в глубинке тарифы могут превышать столичный уровень на порядок. Что делать?

На величину тарифа для конечного пользователя влияет несколько факторов: затраты мест­ного оператора интернет-доступа, связанные с предоставлением услуги, уровень развития городской сети этого оператора (меньше подписчиков - выше цены) и затраты на будущее развитие. А еще стоимость трафика, который местный оператор покупает у компаний, владеющих магистральными каналами связи (их сети могут охватывать всю территорию страны либо один или несколько федеральных округов). Таких операторов несколько: "Ростелеком", ТТК, "Синтерра", Orange, "Старт Телеком", МТТ, TeliaSonera, "Комстар-ОТС", большая сотовая тройка и т. д. Практически все крупные операторы предусмотрели в своих стратегиях развития строительство собственных магистральных сетей, ведь для целей региональной экспансии крайне важно снизить себестоимость пропуска трафика. К тому же можно еще и заработать, передавая трафик других операторов. Фактически многие магистральные сети сегодня представляют собой комбинацию из арендуемых и собственноручно построенных участков.

Некоторые эксперты уверены, что именно стоимость транзита трафика по магистральным каналам вносит наибольший вклад в конечную цену услуги для потребителя. "У всех магистральных операторов цены на передачу трафика находятся примерно на одном, достаточно высоком уровне", - считает Виктор Кореш, вице-президент по региональному развитию "Комстар-ОТС". В ТТК и "Связьинвесте" с этим не соглашаются и указывают на то, что с 2005 года тарифы магистральных операторов снизились в 7-12 раз и что доля магистрального оператора в тарифе для конечного пользователя Интернета составляет сегодня не более 15 процентов. Причина таких "разночтений" в том, что сети магистральных операторов крайне неравномерно покрывают территорию страны. В первую очередь компании стараются выстроить каналы в зарубежные сегменты сети и работать на самых популярных направлениях (генераторах трафика), поясняют в компании "КОМКОР". Поэтому сегодня так хорошо развито западное направление (в Санкт-Петербурге тарифы на интернет-доступ равны или даже ниже московских). А вот на всю территорию восточнее Урала приходится всего три крупных провайдера: ТТК, "Ростелеком" и "Синтерра", там во многих областях работают 1-2 оператора.

Далее. Местные провайдеры доступа в Интернет, как правило, присоединяются непосредственно к магистральному оператору. Причем они могут организовывать доступ по имеющейся сети телефонной связи (с помощью технологий xDSL). Для этого провайдер должен договориться о совместном использовании линий связи с их владельцем. Им на рассматриваемых территориях чаще всего является "Связьинвест", чьи "дочки" сами активно продвигают услуги xDSL-ШПД. Второй вариант - создание собственной сети передачи данных, что связано с затратами на строительство и бюрократическими препонами при получении лицензии.

Правда, если объемы трафика местного интернет-провайдера невелики, ему выгоднее выходить на магистральный уровень не напрямую, а через сети более крупных операторов. Ими за пределами городов-миллионников чаще всего оказываются МРК "Связьинвеста". Конечно, согласно Закону "О связи" МРК обязана предоставить провайдеру в пользование линию, ведущую к абоненту. Но цена этой услуги - договорная. "Возникающие имущественные отношения, например в части доступа к кабельной канализации или аренды площадей под оборудование, в значительной мере определяют эффективность бизнеса операторов, - говорит Виталий Слизень, генеральный директор "Синтерры". - Но их регулирование на 99 процентов выходит за рамки Закона "О связи" и провоцирует столкновения интересов сторон".

Важнейшим элементом этого бизнеса, с точки зрения тарифов для конечных интернет-пользователей, оказывается в целом вся структура взаимоотношений между операторами различных типов. Она должна давать возможность выходить на рынок и успешно развиваться всем, от мелких провайдеров до владельцев магистральных сетей, и при этом оставаться гибкой, не зарегулированной. Кстати, отраслевое министерство обещало еще в прошлом году разработать механизмы повсеместного недискриминационного доступа разных операторов к инфраструктуре связи. Но на наши вопросы оно не ответило.

Как снизить стоимость доступа в Интернет в регионах?

Основной груз проблем ложится на плечи интернет-провайдеров, работающих с конечными потребителями. Пока львиную долю их доходов будут съедать расходы на прокладку проводов по кабельным канализациям на невыгодных условиях, ситуация не поменяется. Нужны прозрачные правила игры для всех участников рынка, и только тогда начнется борьба за пользователя. Иначе все дальнейшее развитие ШПД сведется к сваливанию ответственности друг на друга.


Андрей Семин-Вадов

пер­вый ви­це-пре­зи­дент ТТК

Фактическая олигополия на доступ к магистральным каналам в провинции требует последовательной антимонопольной политики ради обеспечения конкуренции и снижения цен. Кризис ситуацию не улучшит: ОАО "Связьинвест" и ОАО "РЖД" включены в стратегический список предприятий, которым будет оказана государственная поддержка. А более мелким, как и прежде, придется рассчитывать только на собственные силы.


Юрий Домбровский

пре­зи­дент Millicom/Tele2 Рос­сия

Регулировать ничего не нужно, должны заработать нормальные рыночные механизмы, позволяющие снизить фактор влияния дорогих магистральных каналов. Местные операторы могут и сами принять определенные меры, скажем, вместе создать общегородские или межрегиональные сети. Это позволит удешевить локальный трафик за счет прямого обмена и сэкономить на закупке трафика на основе совместного доступа к каналам магистральных операторов.


Леонид Гуштуров

ге­не­раль­ный ди­рек­тор "КОМКОР"

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера