Архив   Авторы  
Темур Козаев

Одиночество в сети
Hi-techБизнес

Правительство намерено сдать в аренду то, чего у него еще нет, - современную телекоммуникационную инфраструктуру

 

В недрах Минэкономразвития РФ родилась идея создать за государственные средства национального магистрального оператора, который будет сдавать свою сеть в аренду всем участникам рынка. Удастся ли одним ударом разрешить все проблемы развития операторов, среди которых наиболее вопиющей видится цифровое неравенство регионов?

В начале марта ФАС решила, что тарифы на доступ в Интернет, установленные ОАО "Дальсвязь", одной из дочерних компаний "Связь-инвеста", в Сахалинской области превышают -тарифы в других городах Дальневосточно-го федерального округа на 250 процентов, а московские и питерские - аж на 1800-5100 процентов! Это давняя головная боль отрасли по имени "дискриминация доступа к местным сетям связи". "Сети доступа - самая болезненная точка, - поясняет Александр Голышко, начальник аналитического отдела "Интеллект Телеком". - Она ведь и самая дорогая для владельца, потому что стоимость сетей доступа составляет до 80 процентов от стоимости всей сети связи. И вдруг к вам приходит некто и говорит: поделись. А у вас - бизнес-планы, настроенные на расширение трафика своих абонентов. Да и транспортная сеть, может быть, не рассчитана на подобных "нахлебников". Не зря же профильное министерство, не первый год занимающееся проблемой недискриминационного доступа, никак не может довести до товарного вида соответствующие законодательные нормы. Вот тут-то, по замыслу Минэкономразвития, очень пригодится новый игрок, созданный -аккурат для оживления рыночной конкуренции - проверенного инструмента снижения тарифов.

Правда, в антимонопольной службе сомневаются, что для решения данной проблемы нужно городить новую транспортную инфраструктуру. "Я не вижу причин для революционных изменений, - считает Дмитрий Рутенберг, заместитель начальника управления контроля транспорта и связи ФАС России. - Перегибы - да, встречаются, но они как раз и устраняются после нашего вмешательства". По мнению представителя ФАС, российская связь на базе рыночных механизмов эволюционно развивается по направлению к недискриминационному доступу, и дополнительные усилия требуются лишь в части корректировок законодательства о связи. Имеется в виду в первую очередь обязательность взаимного и полного недискриминационного доступа операторов к сетям друг друга. Правда, все операторские проблемы таким решением не исчерпываются.

Магистральные операторы сегодня заняты гонкой на выживание. Точнее, стремлением обcлужить быстро растущую популяцию интернет-абонентов. Как только в регионах началась конкуренция магистральных операторов (по крайней мере в европейской части, где в каждом городе действует примерно по пять федеральных игроков магистрального уровня), тарифы на широкополосный доступ (ШПД) для конечных пользователей поползли вниз, привлекая новых подписчиков. А ведь этот растущий трафик перетекает по тем же самым магистральным каналам, соединяющим между собой разные территории страны и мира. Образно говоря, построив каналы для доступа в Интернет, операторы теперь должны их экстренно расширять. По оценкам Александра Крупнова, президента Инфокоммуникационного союза, в среднем рост числа пользователей в три раза требует увеличения емкости магистральных каналов в 12 раз. "Развитие магистральных транспортных услуг не успевает за ростом трафика, даже несмотря на новые оптические технологии. При большой востребованности 3G и развитии ШПД в течение 2-4 лет наши сети могут испытывать критические нагрузки и даже длительные отказы", - считает он. Справиться с этим можно лишь постоянным обновлением оборудования. Так, ТТК в 2005 году повысила магистральную емкость в четыре раза - до 10 Гбит/с. В 2010 году будут установлены новые -системы емкостью в одном канале до 40 Гбит/с. А производители оборудования говорят о 100-гигабитных решениях, которые придут им на смену уже через 3-5 лет.

Неудивительно, что такие темпы модернизации становятся не по силам отдельным компаниям, и в международную практику вошли партнерские альянсы. Например, операторы Sprint, AT&T, Verizon, NTT и TeliaSonera создали альянс TIER-1 с целью формирования новых транспортных сетей с общими узлами доступа. Пример - международный проект Caspian Ring "Синтерры" c участием России, Азербайджана, Ирана, Туркмении, Узбекистана и Казахстана.

Правда, все это происходит там, где есть массовый платеже-способный спрос на интернет-услуги. А за Уралом, особенно в глубинке, много территорий, куда не только самолетом трудно долететь, но и оптические сети протянуть слишком сложно и дорого. Туда даже "Ростелеком" в предыдущей жизни не добрался. Это та "телеком-социалка", до которой, видимо, помимо государства ни у кого руки не дойдут. Но вот следует ли отправлять на эти цели 50 миллиардов бюджетных долларов? На эти деньги, между прочим, можно создать 50 компаний уровня ТТК. "Эта сумма сравнима с годовым доходом всей отрасли, - рассуждает Сергей Шавкунов, начальник отдела анализа международных рынков компании ТТК. - А доходы от оптового магистрального сегмента составляют всего 1,5-2 процента от всех доходов отрасли. Такие инвест-идеи нуждаются в очень серьезном экономическом обосновании".

Свой подход предлагает -Сергей Авдеев, генеральный директор группы компаний FreshTel: "Сегодня все варианты взаимодействия с владельцами магистралей дорогие, появление еще одного альтернативного игрока могло бы существенно улучшить ситуацию".Но должен ли он быть обязательно государственным? У нас уже есть "Ростелеком", ТТК. Государство хочет создать конкуренцию самому себе? Или помочь себе? Ведь, как считают некоторые эксперты, до половины магистральной оптической инфраструктуры "Ростелекома" не в состоянии поддерживать скорости 40/100 Гбит/c. И вот самая свежая новость: объявлено о создании нового магистрального оператора с 25-процентным участием "Ростехнологий", который к 2012 году проложит "трубу" длиной 5 тысяч километров вдоль автодорог, пересекающих страну от Финляндии до Казахстана. Кстати, сегодня в этом направлении действует единственная магистраль "Ростелекома". Иными словами, "альтернативная" модернизация главного оператора уже началась.

А теперь давайте подумаем о том, что электронное государство, стать которым стремится сегодня наша страна, - это не портал с текстами, а распределенная структура веб-приложений, которыми пользуются, возможно, одновременно 140 миллионов человек. Которые к тому же скачивают и передают друг другу данные других приложений: фото, видео, музыку и ПО. Эта инфраструктура не сможет нормально работать, если серверы с "тяжелым" контентом будут, как сегодня, расположены в Москве, а общение с ними - продолжать загружать магистрали. Необходимы региональные центры обработки данных (ЦОД), хранящие и оперативно предоставляющие потребителям нужный им контент. В этом плане Россия существенно отстает от многих зарубежных стран. Скажем, общая площадь ЦОД в Европе составляет 0,8 миллиона квадратных метров, в США превышает 3 миллиона, а в России - не более 50 тысяч квадратных метров.

Вывод один: финансовые вливания в магистрали, конечно, будут освоены, ведь наши сети еще строить и строить до уровня развитых зарубежных стран. Но решить задачу полной интернет-доступности в масштабе всей страны они не смогут, если не будут созданы новые механизмы конкуренции. А она сегодня смещается в сферу ЦОД с услугами, где и будет проистекать самая бурная рыночная жизнь. Это нужно иметь в виду, задумываясь об ускоренном развитии магистральных операторов, которые контролируют доступ к этим ЦОД. Если же по старинке беспокоиться лишь о ширине канала связи, будут магистральщики стоять в дальнем уголке этого рынка, разложив на ящике пучки петрушки, выращенной на своем огородике.

Тенденции

План по валу

По данным TeleGeography, с 2007 года ежегодные темпы роста пропускной способности сетей во всем мире не опускались ниже 60 процентов. Только в 2009 году она выросла на 9,4 Тбит/с, что больше, чем вся мировая емкость магистральных сетей в 2007 году, тогда она составляла 8,7 Тбит/с. При этом "толщина" канала самой загруженной магистрали в мире - пересекающей Атлантический океан - составляет порядка 18 Тбит/с. И это не предел. Корпорация Corning провела -успешные испытания на действующей сети оптоволокна, позволя-ющего передавать данные со скоростью 100 Гбит/с. Объявлено о достижении скорости 32 Тбит/c по одному волокну! У нас пока все гораздо скромнее: общая пропускная способность зарубежных каналов российских операторов составляет, по оценкам экспертов, около 500 Гбит/с.

За рубежом магистрали нынешнего масштаба создаются с госучастием. Так, Австралия выделила 30 миллиардов долларов на строительство национальной высокоскоростной магистральной сети, а Германия потратит на строительство аналогичной инфраструктуры 50 миллиардов евро.

Цена вопроса

Нехожеными тропами

Почему география наших магистральных операторов именно такая, как есть? Каналы связи ТТК проложены вдоль железнодорожных магистралей - это понятно. А по какому принципу прокладывались линии "Ростелекома"? По принципу распространения "лампочки Ильича"? Нет, неправильно. Неспециалисту трудно предположить, что в основу этой структуры была положена совсем другая идея. В советские времена, когда "Ростелеком" был единственным национальным оператором связи на территории страны, одной из важнейших его задач являлось обеспечение управляемости страной до, во время и после ядерной атаки потенциального противника. Потому его каналы связи проходят по тем территориям, куда в соответствии со специальными расчетами бомбы противника не должны были попасть. То есть в обход крупных городов, промышленных центров и прочих населенных пунктов с различными категориями важности. Потому кабели "Ростелекома" прошли по безлюдным и труднопроходимым местам.

Понятно, что и строительство, и обслуживание такой сети - дело весьма затратное. К слову, "Ростелеком" только несколько лет как снял с содержания ездовых собак - до многих участков пролегания кабеля можно было добраться только на санях. Так что себестоимость инфраструктуры "Ростелекома" объективно выше, чем у любых других альтернативных операторов, появившихся на свет на волнах рыночной активности. Но зато она и жить будет дольше любого другого рыночника. Даже в случае ядерной войны. Понятно, что решиться предоставить доступ к такой инфраструктуре другой коммерческой компании нелегко.

Но усиление конкуренции приводит к переосмыслению условий доступа к инфраструктуре сетей связи. Стали происходить невозможные пару лет назад вещи - например, обмен оптическими волокнами в магистральных кабелях, взаимное использование башен для установки радиоэлектронных средств или взаимное предоставление площадей для размещения сетевого оборудования.

Жизнь заставляет это делать, и на смену принципу "мое - никому не отдам" приходит концепция "ничего личного, только бизнес".


Виталий Слизень

член со­ве­та ди­рек­то­ров INOVENTICA

Нужно ли создавать еще одну транспортную инфраструктуру за счет бюджета?

Коммерческие операторы не могут в полной мере решить задачу интернетизации страны, потому предложение Минэкономразвития РФ заслуживает внимания. Правительство не останется в убытке, так как срок окупаемости подобных проектов - 3-5 лет. За несколько лет эксплуатации стоимость такой сети увеличится в несколько раз. Но необходимы четкая концепция и бизнес-план. Причем в таком проекте следует особо учитывать интересы отечественных и зарубежных инвесторов.


Александр Крупнов

пре­зи­дент Инфо­ком­му­ни­ка­ци­он­но­го со­юза

Идея частно-государственного партнерства хороша, но она нужна там, где действительно есть проблемы. Например, в отдаленных городах, где представлен один оператор и он является монополистом, необходимо строить сеть совместно с государством, учитывать экономический интерес оператора и помочь ему с бюджетом. А если оставить ситуацию как есть, то операторы никогда до этих городов не доберутся и цифровое неравенство останется.


Сергей Гусев

пред­се­да­тель со­ве­та ди­рек­то­ров про­мыш­лен­но­го объ­еди­не­ния «Сла­вян­ка»

Вопрос очень спорный, так как может нарушиться существующий рыночный баланс в отрасли связи. Более того, многие операторы, сделавшие инвестиции в магистральные сети, могут не получить возврата средств из-за вливания средств и резкого скачка предложения с последующим быстрым падением цен. Кстати, не вернет средства и государство. Даже если говорить о 5 миллиардах, инвестиции вернутся через 35 лет, а оптический кабель служит около 25 лет.


Сергей Шавкунов

на­чаль­ник от­де­ла ана­ли­за меж­ду­на­род­ных рын­ков ком­па­нии ТТК

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера