Архив   Авторы  

Присутственное место
Hi-techБизнес

Телеприсутствие: дорогая игрушка для транснациональных корпораций или доступная услуга завтрашнего дня?

 

Технологии телеприсутствия (Telepresence, ТП) появились на рынке совсем недавно - первые анонсы коммерческих продуктов относятся к 2005 году. Однако этот новичок вкупе с родственными системами видео-конференц-связи (ВКС) оказался на редкость живучим: на фоне общего спада IT-отрасли, по оценкам IDC, даже в самый пик кризиса - в 2009 году - продемонстрировал рост на уровне 17 процентов. А к 2012 году объем рынка соответствующих услуг достигнет отметки в 5 миллиардов долларов. В чем кроются причины такого роста, ведь ТП - далеко не бюджетный продукт?

На первый взгляд может показаться, что телеприсутствие - это логическое развитие ВКС. На самом деле, говорят специалисты, это новая технологическая ниша, которая возникла на стыке ВКС, компьютерных систем виртуальной реальности и многоточечных систем высокоскоростных коммуникаций. (Ключевые игроки на рынке ТП, кстати, отражают соответственно эти три ипостаси: Polycom, HP, Cisco/TANDBERG.) Полученный в результате эффект "живого" присутствия удаленного собеседника на другой стороне стола переговоров поражает.

Для того чтобы достичь такого эффекта, в территориально удаленных офисах специально оборудуют переговорные комнаты, делая их похожими друг на друга как две капли воды, включая отделку стен и потолка, мебель, освещение. Обязательная деталь - несколько высококачественных экранов. На них выводится изображение студии-близнеца, в которой точно так же размещается другая команда. Реалистичность общения, как рассказывает Николай Петренко, руководитель бизнес-направления "Телефония" компании "Микротест", складывается в общем-то из мелочей: строгое соблюдение масштаба изображения 1:1, специальное качество звука и изображения. Правда, реализовать их весьма непросто.

Технологии телеприсутствия поддерживают передачу звукового сигнала с полосой до 22 кГц, что гораздо шире и обычного телефонного канала, и даже систем ВКС. Это обогащает воспроизводимую речь новыми частотами и гармониками. Более того, некоторые многоканальные аудиосистемы умеют создавать эффект "направленного звучания" - собеседники ощущают, с какой стороны раздается голос удаленного человека. Объемный звук может распространяться в определенную сторону, детально воспроизводя акустические ощущения личного разговора.

С видеоизображениями важных тонкостей не меньше. Многие, наверное, сталкивались при удаленном общении с помощью веб-камеры с неприятным ощущением, что собеседник отводит глаза в сторону. Оно возникает оттого, что оси взгляда на экран и видеокамеру не совпадают. В системах ТП используется множество камер, которые располагаются таким образом, что кажется, будто собеседники смотрят друг другу в глаза. Понятно, что качество картинки должно быть высоким - на уровне стандартов HDTV.

Системы недешевые, но спрос есть, и в первую очередь со стороны руководителей высшего уровня - они теперь могут избавиться от командировок, которые раньше им были нужны не столько для -обмена информацией, сколько для установления доверительных отношений с партнерами и ключевыми клиентами. Так, компания Cisco за несколько лет использования системы ТП в своих офисах сэкономила 451 миллион долларов за счет сокращения количества служебных поездок.

Правда, специалисты призывают не измерять эффект от систем телеприсутствия исключительно экономией на командировочных расходах. "Следующим этапом повышения производительности труда после внедрения систем автоматизации производства будет оптимизация труда сотрудников, работу которых просто невозможно автоматизировать - руководителей компаний, менеджеров разного уровня и самого ценного ресурса компании - экспертов", - уверен Константин Грибах, системный инженер-консультант Cisco. С ним согласен Алексей Мирошкин, руководитель отдела в российской лаборатории систем и технологий IBM: "Глобализация бизнеса приводит к тому, что над одним проектом может работать распределенная команда с разных континентов, собрать которую в одном месте и в одно время может быть очень дорого, даже не учитывая стоимости перелетов". Яркий пример - предприятия, работающие в единой производственной цепочке: поставщик - подрядчик - заказчик. Вот почему первыми заказчиками систем ТП стали крупные международные компании с развитой сетью филиалов. На днях стало известно об одном из самых, пожалуй, крупных проектов ТП: Bank of America решил оборудовать "телеприсутственные" помещения в 200 своих офисах в разных странах мира.

В России проекты ТП реализованы, в частности, для немецких торговых компаний Media-Saturn и METRO Cash & Carry, которые используют переговорные комнаты для личного общения сотрудников московских офисов и штаб-квартир. По оценке специалистов Cisco, эти помещения работают приблизительно с такой же нагрузкой, что и традиционные "переговорки" (обычно заняты 5 часов в день). "Речь идет о топ-менеджменте, - рассуждает Стейн Рамсли, глава представительства компании TANDBERG в России и СНГ, - значит, за одну телевстречу возвращается около 5-10 процентов средств, вложенных в приобретение одной студии телеприсутствия". Поскольку таких встреч бывает довольно много, системы ТП окупают себя в течение года-двух при регулярной эксплуатации.

Но есть в этой благостной картинке подводные камни. Существенная затратная часть проекта ТП - эксплуатационные расходы, в первую очередь стоимость услуг оператора связи по предоставлению IP-канала требуемой полосы пропускания и обеспечению качества передачи информации. Для нашей страны это, полагают эксперты, самая дорогая часть решения. По оценкам специалистов, для работы системы с тремя дисплеями HD-качества необходим канал связи с пропускной способностью на уровне 15 Мбит/с. В итоге для большинства компаний, и не только российских, установка систем ТП оборачивается расширением каналов связи. По данным IDC, для того чтобы получить доллар дохода за счет ВКС, необходимо затратить приблизительно 3 доллара на модернизацию сети. Для сравнения: IP-телефония требует для этого вложить 0,8 доллара в апгрейд оборудования.

Однако и в таких условиях можно сделать телеприсутствие более массовой услугой. Например, ее могут предоставлять операторы связи. Или другие коммерческие компании, как, скажем, владелец IT-парка в Казани, который сдает свою студию телеприсутствия в аренду. Сеть отелей Marriott намерена создать переговорные комнаты TelePresence в бизнес-зонах своих гостиниц. Отсюда рукой подать до трансляции в режиме телеприсутствия самых разнообразных публичных меро-приятий: концертов, футбольных матчей и т. д. Скажем, рассмотреть "Джоконду" в Лувре - настоящую! - удаленно. А?

Для этого, правда, дома потребуется соответствующее оборудование. На рынке уже есть "персональные" системы TelePresence (HD-терминалы можно купить менее чем за 3 тысячи долларов). Пока они, правда, рассчитаны на использование в офисах, но почему бы им не повторить путь, пройденный домашними кинотеатрами? Сегодня можно приобрести "домашний кинотеатр в коробке": характеристики, конечно, попроще, чем у High-End-версий, но зато прост в установке и, главное, доступен по цене. А потребители благодаря YouTube и видеозвонкам через Skype стремительно привыкают пользоваться видеоуслугами. И могут попасться на крючок ушлого поставщика видеоконтента, предложившего поприсутствовать, например, при охоте на львов в Африке...

Правда, пока у "домашнего" телеприсутствия есть существенное ограничение: несовместимость оборудования ТП с другими средствами коммуникаций, скажем, аудио- или веб-конференциями. Телеприсутствие еще только вступило на путь интеграции с прикладными системами. Это актуально для них, тех, кто на Западе. У нас же при российском состоянии сетей широкополосного доступа у телеприсутствия пока одна дорога - в офисы.

Станут ли телеприсутствия доступными для всех?

Важность появления персональных систем трудно переоценить. Ведь это не только инструмент общения для руководителей высшего звена или ключевых экспертов, но и инструмент для развития новых приложений, среди которых организация корпоративной студии видеозаписи, центры обработки вызовов с участием виртуальных экспертов, виртуальные офисы и многое-многое другое. А еще в этом году в США и Франции планируются испытания новой технологии "домашний telepresence".


Константин Грибах

сис­тем­ный ин­же­нер-кон­суль­тант Cisco

Как для любой технологии, "домашнее" использование телеприсутствия невозможно без низкой стоимости устройств. Что, в свою очередь, невозможно без массового производства. Я думаю, это один из шагов в верном направлении, но сейчас не рискнул бы делать прогнозы о повсеместном внедрении таких систем. Не следует забывать и о требуемой инфраструктуре, ведь надежный и реально быстрый интернет-канал - это обязательное условие.


Алексей Мирошкин

ру­ко­во­ди­тель от­де­ла в рос­сий­ской ла­бо­ра­то­рии сис­тем и тех­но­ло­гий IBM

Как правило, первоначально системы ТП используются в качестве инструмента общения и демонстрации имиджа руководства. Но впоследствии большинство компаний старается максимально использовать все возможности и на всех уровнях, ведь технологии видеосвязи позволяют устанавливать соединения и с рядовыми сотрудниками, у которых на столах установлены обычные персональные системы ВКС или используется программное решение ВКС на базе открытых стандартов.


Стейн Рамсли

гла­ва пред­ста­ви­тель­ства TANDBERG в Рос­сии и СНГ

Польза дела

Это как посмотреть

Бизнес-коммуникации - это лишь одна из областей применения технологии телеприсутствия, поднятая на щит маркетологами исключительно из-за его высокого коммерческого потенциала. Есть сферы человеческой жизни, в которых применение ТП крайне полезно, но не дает такого высокого коэффициента ROI, какой приносят деловые телевстречи топ-менеджеров. К классу ТП относятся и всевозможные социальные приложения, например, медицинские консультации и консилиумы, курсы дистанционного образования. На базе систем телеприсутствия создаются также передвижные командные пункты, использующиеся в работе служб экстренного реагирования.

Есть такие процессы, в которых физическое присутствие человека либо очень дорого, либо сопряжено с большим риском: добыча природных ископаемых, ядерные исследования, военная сфера. Отдельный пласт решений составляют сложнейшие системы управления техникой с механизмами обратной тактильной связи, предназначенные, например, для проведения удаленных медицинских операций, управления марсоходами или разминирования территорий.

Передовики

Руководство с хорошим разрешением

Идея использовать технологии телеприсутствия пришла к нам из штаб-квартиры - рачительные немцы подсчитали, что смогут существенно сэкономить на командировочных расходах топ-менеджеров. Ведь авиабилеты, отели нужного класса - это все само по себе дорого. Но гораздо важнее тот факт, что эти деловые поездки отнимают большое количество ценного времени руководителей.

Наш московский офис был выбран опытной зоной для внедрения этих самых современных технологий видеокоммуникаций для всей огромной торговой компании. Опыт оказался весьма удачным. И в части поставки, настройки оборудования - поставщики и партнеры сработали отлично. И в части подготовки специальной комнаты-студии - на это, кстати, ушла большая часть времени, отведенного на проект. Интересно, что найденный нами остроумный и экономичный способ превращения стандартного офисного "аквариума" в студию ТП - с помощью тяжелых портьер - штаб-квартира приняла на вооружение. Студии телеприсутствия в европейских офисах компании планируется обустраивать так же.

Запуск услуги в эксплуатацию на базе существующего выделенного канала связи между Россией и Германией прошел без сучка без задоринки и очень впечатлил руководство: мало того что удаленные коллеги сидят рядом, можно еще осуществлять демонстрацию презентаций , запуская их с рабочих ноутбуков!

Безусловно, не последнюю роль в позитивном восприятии руководством новых технологий общения играет повышение оперативности принятия решений. Да и экономическая выгода налицо. Потому высшее руководство нашей компании теперь ежедневно проводит рабочие совещания в режиме телеприсутствия. Это оказалось настолько удобно, что принято решение оборудовать аналогичные комнаты в 30 офисах компании по всему миру. Мы в России, в свою очередь, также продолжаем свой проект - теперь уже на уровне общения с региональными торговыми площадками: в 30 магазинах по всей стране производится установка персональных систем ТП.


Сергей Климаш

ру­ко­во­ди­тель IT-нап­рав­ле­ния METRO Group Information Technology

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера