Архив   Авторы  

Связанные
Hi-techБизнес

Агрессивные заявления интернет-компаний создают впечатление, что господству операторов связи приходит конец

 

Глобальные интернет-компании объявили "крестовый поход" на территорию телекоммуникационных операторов: у Skype появилась функция групповой видео-конференц-связи (ВКС), а компания Google - мало того что решила приобрести разработчика VoIP-решений Global IP Solutions, еще и организовала альянс вокруг платформы Google TV, заявив о намерении создать интернет-телевизор. Sony пообещала уже осенью выпустить на рынок США первые такие устройства. Может ли этот мультимедийный поход завершиться полной победой IP‑мира над традиционными операторами связи?

Выход на рынок массовых услуг связи компании Google - знаковое событие, но почву для него подготовила Skype - она первой продемонстрировала, что можно в корне изменить отношения пользователей с традиционными телефонными сетями. Вопрос о том, можно ли назвать Skype "могильщиком" операторского бизнеса, остается открытым. Есть факт: за пять лет Skype стала самым крупным оператором мг/мн-связи, заняв 12 процентов рынка всего международного трафика. Как замечает Дмитрий Чебан, аналитик отдела стратегического развития "МФИ Софт", условно бесплатный Skype имеет значение для стран, подобных России, в которых дешевая внутренняя связь компенсируется за счет дорогой "международки". Правда, интернет-компании у нас не имеют законного права предоставлять услуги связи. В США это возможно, но эксперт сомневается: "Даже там Skype вряд ли займет 5-10 процентов рынка операторских услуг, так как в силу высокой конкуренции имеются привлекательные ценовые предложения традиционных операторов связи".

Велики ли возможные потери для операторов? По оценкам компаний Skype и Verizon, международные звонки приносят американским операторам меньше трех процентов выручки. Почему же тогда Verizon, второй по числу абонентов сотовый оператор США, заключил соглашение со Skype?

Дело не в страхе перед интернет-компанией, считает Александр Голышко, начальник аналитического отдела "Интеллект Телеком", интеграция со Skype - это отличный способ привлечения клиентской базы. К тому же Skype-абоненты - это продвинутые пользователи Интернета, склонные к потреблению "тяжелого" трафика и приобретению дорогих моделей смартфонов. "В целом Skype стимулирует проникновение широкополосного доступа (ШПД) в Интернет, - резюмирует Сергей Приданцев, президент "Комстар-ОТС". - Операторам мг/мн-связи это ничего не дает для роста бизнеса, а вот универсальным провайдерам - во благо: они переводят свою инфраструктуру полностью на IP-технологии, снижают за счет унификации себестоимость операторских услуг, получают гибкость и возможность глобального охвата, сравнимые с интернет-компаниями". С ним согласен Евгений Трещетенков, руководитель отдела департамента телекоммуникаций "Панасоник Рус": "Сегодня большинство операторов связи в Европе и США предоставляют пакет услуг, включающий доступ в Интернет, местную, дальнюю, мобильную связь, ТВ и т. д. Такое объединение операторов идет и в России".

Изменит ли ситуацию появление у интернет-компаний услуг типа Google TV, о чем Пол Отеллини, президент Intel, отозвался как о "телевидении, изобретенном заново"? Правда, г-н Отеллини - персона, заинтересованная в продвижении новейших сервисов, а вот эксперты-практики смотрят на перспективы "нового слова" в ТВ с осторожностью. "Опыты с услугами ТВ по Интернету предпринимались неоднократно, - рассказывает Денис Лобанов, управляющий директор "АКАДО-Столица". - Самые успешные четко показывают: для ТВ-услуг хорошего качества нужна отдельная сеть". Этого, естественно, никто из операторов не может себе позволить, и ТВ-услуги предлагают на той инфраструктуре, которая уже построена. А она не справляется с особыми требованиями к пропускной способности для обеспечения качества, например, ТВ-картинки. Что же говорить об Интернете? Это ведь не одна сеть с одним владельцем, а некий конгломерат сетей. "Каким образом интернет-компании смогут обеспечить качественное ТВ, не обладая доступом к высокоскоростной "последней миле"? Или качественный голос, не обладая своими узлами, подразумевающими межоператорские стыки, выход на экстренные и оперативные службы?" - комментирует Максим Гарусев , руководитель направления по развитию местной телефонии компании "ВымпелКом".

Собственно, на создание такой инфраструктуры и уходят у оператора основные деньги. "Сегодня обеспечить предоставление услуги - это не так дорого, как обеспечить ее качество, - поясняет Дмитрий Чебан. - Операторы вкладывают значительные финансовые ресурсы в системы поддержки операционной деятельности, сетевого мониторинга, абонентские службы". Поэтому для нас нормально обратиться в call-центр телефонного оператора, если в трубке - помехи, но никому не придет в голову предъявить претензии Google, если не удалось досмотреть последние минуты матча.

Водораздел между традиционными операторами связи и интернет-компаниями проходит по линии цена/качество предоставляемых услуг. Причем "интернетчики", заходя на уже сложившиеся рынки, снижают одновременно и то и другое. "На практике эти новые агрессивные игроки лишь создают новые потребительские ниши экономкласса наряду с существующим премиум-сегментом", - считает Денис Лобанов. Можно ли назвать эти ниши параллельными мирами? Вряд ли, ведь интернет-компании предлагают услуги, очень похожие на операторские, но не являющиеся их полными аналогами. Скажем, эксперты сомневаются, что за яркими обещаниями Google TV будет реальное ТВ-вещание - не в записи, а в реальном времени, сетевая инфраструктура ведь для этого не приспособлена. "То, что могут предложить сегодня интернет-компании - запись и воспроизведение ТВ-контента,- это все из разряда дополнительных услуг, а вот о том, есть ли основные, они не говорят", - считает Денис Лобанов.

Но как только "интернетчики" попытаются получить чуть больше, чем современная инфраструктура Сети может дать им на нынешних, безвозмездных, условиях пользования, сразу окажется, что нужны пользовательские приставки, сетевые серверы и т. д. В общем, сеть операторского класса со всеми вытекающими ценовыми последствиями для пользователей. "В целом у интернет-компаний на телекомрынке два варианта действий: либо менять бизнес-модель на операторскую, либо менять психологию пользователей, - считает Павел Ройтберг, директор департамента по развитию продуктов и услуг "МТС Россия". - Потому что во втором случае - без вложений в инфраструктуру - компания неминуемо столкнется с теми же проблемами, что традиционные универсальные операторы, запускающие интернет-услуги: как превратить компьютер в такое же место семейного телесмотрения, как и бытовой телевизор?"

Похоже, что готовых рецептов стопроцентной конкурентоспо-собности в мире, опутанном разнообразными сетями связи, включая Интернет, нет ни у операторов, ни у интернет-компаний. Все они варятся в одном первичном бульоне на совершенно новом поле рыночной конкуренции, где услуги оператора связи очень тесно переплетаются с интернет-сервисами. Поле-то новое, вот только механизмы распределения финансовых потоков прежние: канал связи - отдельно, услуга - отдельно. Видимо, приходит пора что-то поменять в этой "консерватории" и воздать интернет-компаниям по их реальным заслугам - не за весь новый мир связи, а за удобные интерфейсы и программные платформы, приближенные к пользовательским предпочтениям.

Являются ли интернет-компании конкурентами для мобильных операторов?

Для оператора конкурент - это тот, кто реально угрожает снизить объем услуг, критически важных для его бизнеса. Пока такой угрозы со стороны интернет-компаний нет: Skype - это определенно нишевая услуга. Видео-конференц-связь ориентирована на корпоративный, а не массовый рынок, а потому анонсы Skype сильно не угрожают бизнесу мобильщиков. ТВ по Интернету - это вообще новое и очень большое поле для экспериментов всех игроков.


Павел Ройтберг

ди­рек­тор по раз­ви­тию ин­тер­нет-сер­ви­сов МТС

Интернет-компании для операторов скорее потенциальные партнеры, нежели конкуренты. Они основные инвестиции направляют в "мозги", а не в сетевую инфраструктуру. А в процессе создания новых сервисов могут породить некоторые услуги, которые с течением времени "обкатаются", получат распространение среди продвинутых интернет-пользователей и станут пригодными для, образно говоря, "конвейерных" продаж традиционными операторами.


Максим Гарусев

ру­ко­во­ди­тель нап­рав­ле­ния по раз­ви­тию мес­тной те­ле­фо­нии, "Вым­пелКом"

Операторы исторически тянут "лямку" технической поддержки Сети, по которой идут возрастающие потоки трафика. Но, по оценкам компании NSN, к 2015 году трафик данных с портативных компьютеров вырастет по сравнению с 2009 годом на 1000 процентов, а со смартфонов - на 10 000 процентов! Ситуация может резко измениться: скажем, в Европе Google уже просят заплатить за пропуск сгенерированного его пользователями трафика по чужим сетям.


Александр Голышко

ру­ко­во­ди­тель ра­бо­чей груп­пы при Мин­ком­свя­зи и АДЭ по раз­ра­бот­ке кон­цеп­ции бу­ду­ще­го ре­гу­ли­ро­ва­ния от­рас­ли

Новинки

Говорит и показывает

Видео в Интернете уже освоено гражданами для своих личных целей: каждый третий звонок по Skype - видео. Но вот вопрос: станет ли групповая видео-конференц-связь (ВКС) массовой доходной услугой? Казалось бы, для граждан - отличный бонус, ведь теперь можно собрать членов семьи - а это основная масса пользователей видеозвонков в Skype, даже из разных стран. Правда, если на видеозвонки 1х1 приходится 30 процентов всех вызовов в Skype, то на звонки на трех человек будет приходиться 5 процентов, а на четырех - уже менее процента. Непонятно, станут ли за это платить командировочные и гастарбайтеры, ведь ВКС будет платным сервисом.

Думаю, что в данном сегменте много денег Skype не соберет.

Это могло бы стать идеальным решением для малого бизнеса с целью замены поездок/командировок. Опять-таки, если бы не было платным.

А платным он будет, потому что основан на серверной инфраструктуре, а доходы (ARPU в один доллар) не позволят Skype финансировать видеоконференции за счет других доходов. Какой уровень цен возможен? Скажем, видеоконференции от WebEx, качеством которых недовольны многие пользователи, стоят 49 долларов в месяц с абонента. Надо ожидать, что Skype выставит свой сервис по заметно более низким ценам. Но сможет ли при этом Skype обеспечить что-то большее, чем просто видеосвязь, например, показ презентаций, модерацию конференции? Это неочевидно.

По-моему, Skype не сможет занять большую долю на рынке ВКС, потому что в таком решении слишком многого не хватает для корпоративного рынка. Влияние новой технологии Skype на этот рынок прежде всего будет маркетинговым: благодаря своей аудитории и использованию компьютера, где все красочнее, крупнее и понятнее пользователю, чем на телефоне, Skype сможет широко разрекламировать групповые видеозвонки. А ведь это самая дорогая маркетинговая задача - заставить людей по-новому воспринимать связь.


Вячеслав Борилин

ге­не­раль­ный ди­рек­тор ком­па­нии "ВидеоМост"

Возможности

Обходные пути

Формула успеха Skype на телекомрынке предельно проста - бесплатный голос. А вот Google может затевать гораздо более сложные и стратегические игры, чем Skype. "Например, заявить, что на телефонах с ОС Android голос более высокого качества, чем на других устройствах, - поясняет Андрей Свириденко, председатель правления группы компаний SPIRIT. - Для этого достаточно реализовать передачу голоса через свой VoIP-клиент с использованием широкополосного кодека. Это мобильные операторы не будут делать еще долго из-за дорогой инфраструктуры базовых станций". А затем к широкополосному мобильному голосу Google добавляет свою услугу виртуального телефонного номера Google Voice, и оп! - абоненты оказываются подписчиками Google, а мобильному оператору остается техническая работа передачи данных. К тому же Google заявил о встраивании платформы VoIP в браузер Chrome и операционную систему - значит, можно передавать голос между любыми ПК и мобильными приложениями, минуя операторов связи, и, кстати, Skype тоже. Так что неизбежно очередное перераспределение сил в сегменте видео- и аудиокоммуникаций в Сети.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера