Архив   Авторы  
Губернатор Пермского края считает себя «ужасным заказчиком» IT-проектов. Но, похоже, только такой жесткий подход к подрядчикам и собственным сотрудникам обеспечивает успешное внедрение крупных IT-систем

Электронная губерния
Hi-techБизнес

Губернатор Пермского края Олег Чиркунов: «У нас отсутствует внутренний бумажный документооборот. Любая бумага, поступающая извне, сканируется и продолжает жизнь в электронном виде»


 

Попытки информатизировать громоздкую машину российской власти стали уже притчей во языцех. Впрочем, кое-где это получается. Так, в Пермском крае удалось внедрить электронный документооборот на всей территории региона. «Итоги» расспросили краевого губернатора Олега Чиркунова о том, какой кровью ему дался этот амбициозный проект.

— Олег Анатольевич, почему вы озаботились именно системой единого электронного документооборота (ЭД), хотя это «внутренняя» функция власти, не видная извне и потому не способная произвести яркое впечатление на обычных граждан? Почему вы не занялись модными госуслугами для граждан?

— Все очень просто: эффективный оборот документов в нашей деятельности — это базовая функциональность. Без нее невозможно внедрять никакие другие сервисы, ориентированные на общение граждан с властью.

— Это большой и технически сложный проект. Трудно представить, что руководитель региона самолично вникает в спецификации серверов, каналов связи и т. д.

— Думаю, слухи об уникальной сложности IT-проектов для органов власти сильно преувеличены. На мой взгляд, если и есть повод для дискуссий, то он проходит по линии: писать свое ПО или использовать готовые решения. У нас такой дилеммы не было, а задача для внешних исполнителей формулировалась просто, всего из трех вопросов. Первый: кто лучше всех в мире решает задачу создания ЭД? Второй: у кого есть опыт проектов для органов федеральной власти? Третий: у кого есть опыт таких проектов в России?

— Ни на что другое, отличное от самого высокого мирового уровня, вы не соглашались?

— Зря усмехаетесь, дело не в амбициях, а в том, что вендор мирового уровня гораздо более четко и детально, чем все остальные, может указать риски и наилучшие проектные стратегии. Вы удивитесь: какие такие могут быть риски, если речь идет о пересылке документов? Дело в том, что на открытие каждого документа уходит время, а если их циркулируют в единой системе миллионы, программная система в какой-то момент может просто зависнуть, не справившись с потоком заданий.

— Сложно оказалось найти подходящих партнеров?

— На третий вопрос все потенциальные подрядчики ответили «нет». Оказалось, что завершенных проектов ЭД нашего масштаба — охват более тысячи сотрудников — в стране вообще нет. А у нас сегодня в системе ЭД работает 4092 активных пользователя, причем не только в Перми. Например, 258 пользователей работают в администрации Соликамска, 51 человек — в администрации Березников. Кстати, многие субъекты Федерации думают, что у них есть электронный документооборот, но на поверку он оказывается автоматической регистрацией обычных документов, которые в распечатанном виде путешествуют по отделам. У нас же документы живут в нашей сети и только в электронном виде. Помимо нас подобный проект выполнялся примерно в то же время в Татарстане. Вот и все по части ЭД для федеральной власти. Изучив ответы «соискателей» на два первых вопроса, сделали практически однозначный выбор — система Documentum компании EMC. В российском представительстве вендора нам порекомендовали своего партнера, системного интегратора КРОК.

— Неужели все так просто: нужно только правильно выбрать вендора и локального партнера?

— Конечно нет. В истории с документооборотом выбор вендора — это не конец, а начало проекта. Поставщик технического решения дает нам программную оболочку, но ее нужно наполнить конкретными описаниями, то есть проинформировать систему, как будет осуществляться весь обмен документами между всеми нашими сотрудниками. Этим и занимался подрядчик — настраивал внутренние взаимосвязи в соответствии с нашим ТЗ.

— Говорят, что IT-проекты, связанные с серьезными изменениями в повседневной работе сотрудника, становятся головной болью заказчика. У вас такая головная боль была?

— Не было. Потому что я четко понимал: в вопросе внедрения ЭД самое главное — дисциплина, дисциплина и еще раз дисциплина. И в отношениях с подрядчиком — с него можно содрать семь шкур, добиваясь максимального результата (думаю, интегратору КРОК мы запомнились как «ужасный заказчик» — очень жестко спрашивали). И в отношениях с собственными сотрудниками. Я поступил очень просто — перестал принимать документы в традиционном бумажном виде. У нас отсутствует внутренний бумажный документооборот. Любая бумага, поступающая извне, сканируется и продолжает жизнь в электронном виде.

— А если у кого-то из сотрудников проблемы с компьютерной грамотностью?

— Это есть. Мы специально разработали интерактивную систему корпоративного обучения и специальные курсы для сотрудников с разным уровнем знания компьютерных технологий. Там есть и теоретическая часть, и практическая, и контрольные вопросы, и система оценки знаний.

— Помимо «шоковой терапии» с отказом от бумаги сотрудники заметили функционирование системы?

— Еще как заметили! Наша система ЭД ведет поминутный учет пребывания каждого документа у каждого сотрудника. Значит, мы можем установить реальный потолок времени реакции и наказывать тех, кто его нарушает, например задерживать премии. Скажем, до введения системы ЭД у нас действовал 30-дневный срок ответа на поступивший документ. Теперь мы переходим на 10-дневный. И при этом нарушения исполнительской дисциплины по служебным письмам составляли в начале года только 0,31 процента , а в доэлектронное время могли достигать 25 процентов.

— Губернатор в числе лидеров?

— К сожалению, нет. У передовиков время реакции на документ — 5 часов, а у меня — 28 часов. Но, знаете, на себе чувствую, как высокие технологии бодрят, — даже прибывая в командировку в любой населенный пункт, ищу ближайшую точку доступа Wi-Fi или что-то подобное и в любую свободную минуту работаю с документами.

— Как вы оцениваете экономическую эффективность проекта ЭД?

— Я считаю, что в таких проектах самые главные преимущества лежат вовсе не в сфере экономики, хотя, конечно, задача минимизации бюджетных расходов актуальна (в частности, стоимость нашего проекта составила около 57 миллионов рублей). Приведу пример. До начала проекта в отделе организации работы со служебной корреспонденцией работали 8 человек, которые поддерживали поток в 16 780 документов. То есть на одного человека в год приходилось 2098 документов. Сегодня в этом отделе шесть человек, а количество обрабатываемых документов выросло до 23 385, что дает выработку на одного человека 3898 документов в год.

— Как вы думаете, население почувствовало, что правительство края стало работать гораздо быстрее?

— К сожалению, граждане вряд ли это заметили, все-таки это больше связано с повышением эффективности внутренних процессов. Населению наша оперативность будет заметна, если мы станем отвечать день в день. Но это подразумевает другие технологии коммуникаций — на базе электронной почты.

— Вы готовы к этому следующему шагу?

— Это проект ближайшей перспективы. Власть к ней готова: мы используем во внутренних коммуникациях электронную цифровую подпись (ЭЦП), специально для этих целей создан удостоверяющий центр. Как только в нашей стране появится инфраструктура «личных» ЭЦП, мы сможем организовать работу и с ними. Надо сказать, что элементы такого взаимодействия у нас уже работают. Например, на Пермском региональном сервере есть раздел «Обращения граждан» — это наша виртуальная приемная. Документы, отправленные с этой страницы, автоматически попадают в нашу систему ЭД. Я сам регулярно отвечаю на запросы, полученные таким путем.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера