Архив   Авторы  

Информпсихология
Hi-techБизнес

Почему IT так и не стали локомотивом для российского бизнеса

 

Текущий год зарубежные аналитики, в частности из компании Gartner, рассматривают как переломный: на смену кризисным стратегиям, сосредоточенным на экономии затрат, уже в этом году придут посткризисные механизмы роста, поддерживаемые IT. Увидим ли мы аналогичные процессы в нашей стране?

Судя по предварительным итогам 2009 года, влияние кризиса на российский IT-рынок оказалось глубже и сильнее, чем в других странах. Если на Западе, по оценкам ИК "ФИНАМ", общее падение рынка составило около 17 процентов, то у нас он сократился примерно на 30 процентов в долларовом выражении. "Основные причины - девальвация рубля и существенно большее падение российской экономики", - поясняет Татьяна Менькова, аналитик ИК "ФИНАМ". Есть и чисто российские причины глубокого падения. "Наш IT-рынок вошел в кризис в фазе первоначального строительства IT-фундамента - серверы, компьютерные сети, "тяжелые" приложения, - отмечает Сергей Карась, вице-президент по стратегии "Астерос". - Для наших предприятий закупка "железа" - это символ роста, развития. Эти проекты еще не начали приносить ощутимый экономический эффект, как на Западе, и потому с легкостью были остановлены". Будет ли восстанавливаться такой рынок медленнее, чем западный?

Не факт. Крупнейшим заказчиком IT-проектов в нашей стране остается государство. Его доля, по оценкам "ФИНАМ", за прошлый год выросла с 18 до 30 процентов и скорее всего будет расти и в 2010 году. Действительно, такие социально значимые отрасли, как, например, здравоохранение, настоятельно требуют информатизации, а, например, для энергетики, которая в течение многих лет была занята главным образом структурной реорганизацией, активное использование ИКТ становится залогом выживания отрасли. К тому же, напоминает Роман Журавлев, директор подразделения по работе с ключевыми заказчиками SAP СНГ, лихорадочная скупка активов, символизировавшая рост бизнеса на протяжении последних нескольких лет, сменяется оптимизацией бизнеса. В этой части без применения IT не обойтись, ведь только работа в едином информационном пространстве превращает группу предприятий в единую компанию. Это хорошо. Для крупных заказчиков. А вот для малого и среднего бизнеса затраты на IT мало привлекательны в силу высокой стоимости кредитов. Вот и получается, резюмирует Татьяна Менькова, что компании чаще всего обращают внимание на IT лишь в случае существенного роста бизнеса или обострения конкуренции, которая в большинстве отраслей пока носит символический характер. Неужели большего, чем управление издержками, от IT ожидать не приходится?

"У нас многие компании до сих пор мыслят по старинке: затраты должны снижаться, значит, и бюджет IT-департамента тоже, - считает Роман Журавлев. - А ведь сегодня другие времена. Задача роста рентабельности бизнеса остается, но самые легкие решения для снижения затрат, как лобовые (сокращение персонала), так и на базе IT, например системы бюджетирования, бизнес-аналитика и т. п., уже использованы. Впереди новый этап системного поиска новых источников оптимизации затрат". Ключевое слово здесь - "системный", что подразумевает комплексное единое видение всех активов предприятия, от компьютерного "железа" до прокатного стана, от складских площадей до маркетинговых акций, на основе унифицированных оценок. Если научиться измерять в денежных единицах такие комплексные структуры, не будет возникать вопрос, зачем предприятию новая IT-система, - потому что известен реальный экономический эффект. Технологии таких измерений уже созданы, IT-директора осваивают язык бизнеса, а генеральные - все лучше разбираются в IT. Что не позволяет смешать эти компоненты в нужной пропорции? Дело не в убогости нашего менталитета, а в том, что умение отделять информацию от людей и присоединять ее к бизнес-процессам (что, собственно, и составляет смысл информатизации) приходит с возрастом. А наш IT-рынок только собирается перейти из начальной IT-школы на следующую ступень.

Как заставить бизнес полюбить IT?

IT пока решает на предприятиях операционные, а не стратегические задачи (создание добавочной стоимости для акционеров и т. д.). Конечно, во всех серьезных проектах просчитываются ROI и прочие параметры экономической эффективности. Но они обычно остаются на бумаге, потому что помимо "железа" и софта в ROI нужно учитывать процессы и персонал, для которых затеваются отдельные проекты. Топ-менеджмент должен видеть, как IT влияют на капитализацию бизнеса в целом.


Сергей Карась

ви­це-пре­зи­дент по стра­те­гии "Асте­рос"

Зачастую компании не осознают "стоимости" рабочих процессов: если они не прозрачны, их будет трудно автоматизировать и проблематично получить от этого выгоду. Информация должна быть доступной - это первое. Второе - использовать IT надо эффективно. Думаю, серьезное развитие в этом направлении будет связано с массовым появлением таких IT-директоров, которые хорошо видят связь технологий с бизнесом и потому способны влиять на бизнес-стратегии компании.


Роберт Фариш

ди­рек­тор IDC по Рос­сии и стра­нам СНГ

Факторов роста IT-рынка у нас много, но он еще слишком мал, и потому очень сильна его зависимость от стратегических установок, принимаемых наверху. А они таковы, что все большая доля нашей экономики контролируется государством. При всех плюсах (у нас целые отрасли явно недоавтоматизированы) такая тенденция снижает заинтересованность компаний в повышении своей эффективности, так как еще достаточно сильны остаточные явления плановой экономики.


Тагир Яппаров

ге­не­раль­ный ди­рек­тор "АйТи"

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера