Архив   Авторы  

Чисто контентно
Hi-techБизнес

Утонет ли интеллектуальное пиратство в море онлайна

 

На прошлой неделе группа депутатов Госдумы РФ предложила законопроект, обязывающий операторов связи выплачивать некие авторские отчисления в качестве платы за то, что их клиенты скачивают цифровую музыку и фильмы из Сети. В России уже существует масса фондов, предлагающих свои услуги либо в качестве кубышки для сбора авторских «процентов», либо в качестве абордажного крюка в борьбе с пиратами. Предложение парламентариев говорит, с одной стороны, о креативности депутатского корпуса, а с другой — о полном отсутствии системного подхода к продвижению контента по цифровым каналам связи. В этом вопросе камнем преткновения является вовсе не пиратство. Проблемы лежат глубже.

На первый взгляд даже может показаться, что правообладатели — самые что ни на есть упертые противники легализации цифровых технологий. Свежий пример — компании холдинга Gala Records, представляющего интересы звукозаписывающей корпорации EMI, подали в Арбитражный суд Москвы четыре иска на сумму 2,66 миллиона рублей к интернет-порталу Mail.ru и социальной сети «ВКонтакте» в связи с нарушением авторских прав в отношении фонограммы певицы МакSим и группы «Инфинити». Сдается, правообладателям можно жить вполне безбедно и на штрафах... Шутка.

«Правообладатели максимально защищают направления, где они зарабатывают больше всего, а борьба с глобальным пиратством ведется скорее в фоновом/поддерживающем режиме», — считает Максим Кулиш, генеральный директор «Интернет Копирайт Менеджмент». Борьба с незаконным распространением является обязательной для развития легальной интернет-дистрибуции, полагает в свою очередь Павел Катков, директор юридического департамента «Системы Масс-медиа». «При наличии нелегальных ресурсов легальный рынок просто не сможет выжить, поскольку продавать пиратский контент выгоднее, чем «очищать» права, приобретать лицензии, составлять достойную онлайн-библиотеку, налаживать электронную систему платежей», — считает он. Но бурного развития легальных каналов продаж почему-то незаметно даже на продвинутом Западе. Что странно, потому что правообладатели должны быть кровно заинтересованы в тотальном переходе пользователей на формат интернет-потребления, особенно в режиме онлайновых трансляций, вообще не предполагающих запись музыки или фильмов на электронные носители пользователей, что устраняет пиратов как класс. К тому же, рассказывает Максим Кулиш, только пять процентов из всей аудитории интернет-потребителей являются убежденными пиратами, а остальная масса готова не нарушать интересов правообладателей, если получит соответствующие возможности. Все хорошо — уход аудитории в Интернет нанесет удар по доходам от распространения контента на DVD, но вот устойчивой схемы заработка в Сети пока нет.

Как же так? По оценкам аналитиков J'son & Partners Consulting, только в нашей стране прогнозируется ежегодный рост популярности видеопорталов на уровне 25 процентов. А в США темпы роста рынка видеорекламы оцениваются в 40 процентов. «Интернет-порталы с легальным содержимым пока недостаточно мощны, чтобы закрыть все разнообразные потребности пользователей в мультимедийных развлечениях, — сетует Егор Яковлев, генеральный директор Tvigle Media. — В первую очередь из-за недостатка финансовых ресурсов, ведь аудитория уже активно переходит в Интернет, а рекламодатели по привычке распределяют значительные объемы рекламных бюджетов в традиционных СМИ. Этот переходный период и создает нишу для нелегального распространения цифровой продукции». Но даже если когда-то прогноз оправдается, мощная финансовая подпитка со стороны рекламодателей в одночасье не изменит доминирующей роли крупнейших правообладателей, так как массовый продукт производится в основном в Голливуде. И в Интернете американские сериалы и фильмы вступают в прямую конкуренцию за массового зрителя с российскими сериалами и фильмами и пока выигрывают — по оценке Егора Яковлева, примерно 10 процентов «видеосмотрения» к 90 в пользу западного ширпотреба.

Вот и получается: тот, кто диктует предложение на рынке контента, создает каналы сбыта в своих интересах. А они сегодня построены на принципах так называемых временных окон: прокат в кинотеатрах, затем продажа DVD и уже после — демонстрация по сетям кабельного телевидения. Но в Сети «оконная» модель не работает — там все происходит одномоментно. Для того чтобы полностью объединиться с Интернетом, аудиовидеоиндустрия должна отказаться от традиционной бизнес-модели, предполагающей пошаговый переход от одной медийной среды к другой. А вот что придет ей на замену?

Производители бытовой электроники уже в течение ряда лет экспериментируют, скрещивая Интернет с медиаплеерами, телевизорами и пр. Они выпустили на рынок, как оценивает Федор Бойков, генеральный директор портала Video.ru, более 500 моделей бытовых устройств, поддерживающих онлайн-видео и аудио без какого-либо подключения к ПК. Активную позицию в продвижении онлайновых услуг занимают операторы сотовой связи. Однако, отмечает Елена Соловьева, менеджер по цифровому маркетингу Samsung, операторские сети пока не готовы предоставлять полноценные услуги стримминга с хорошим качеством. «Вероятнее всего, наиболее востребованным окажется стримминговый контент для телевизоров с поддержкой Интернета», — считает она. Этот путь выбрала и компания Sony, которая добавила сервис BRAVIA Internet Video к линейке телевизоров и другой бытовой электронике. Действительно, самый доходный продукт — фильмы, сериалы, шоу — комфортнее смотреть на большом экране. Но и здесь возникают проблемы. Скажем, в Рунете наибольшее распространение получила рекламная бизнес-модель. Но крайне сложно монетизировать с помощью рекламы полнометражный блокбастер, где режиссер старается держать зрителя в напряжении в течение двух часов.

Креативных идей на эту тему немало. Так, Александр Диденко, руководитель проекта Investology, считает, что вполне можно взять за основу торрент-схемы, с успехом используемые пиратами. Классическая рекламная модель — баннеры на торрент-сайтах — уже действует. «На мой взгляд, хорошим выходом могло бы стать предложение операторами связи безлимитных тарифных планов, ориентированных на различные виды скачиваемого контента», — размышляет аналитик IKS-Consulting Елена Крылова. Правда, взаиморасчеты операторов с правообладателями — это пока terra incognita. К тому же реальная «смерть» традиционных электронных носителей наступит только в том случае, если музыка или фильм будет доставляться на любые устройства, имеющиеся в данный момент у человека под рукой. Значит, взаимодействием пользователя только с одним оператором точно не обойтись.

Надежной стратегии скорой и безоговорочной победы онлайна не существует. И рассчитывать на нее не приходится, видимо, до тех пор, пока интернет-индустрия будет оставаться на вторых ролях у мейджоров.

При участии Елены Покатаевой

Когда потребитель окончательно перейдет на онлайновый контент?

Сегодня об этом спорить бессмысленно. Дело в том, что граница между двумя мирами — традиционных каналов распространения контента и интернет-коммуникаций — проходит вовсе не по линии технических средств и даже не по линии моделей монетизации. Это все вторично, а первичный вопрос — как отличить легальный контент от нелегального? Потребитель должен быть уверен, что он скачивает легальный контент, но кто-то должен гарантировать легальность его происхождения.


Денис Лобанов

уп­рав­ля­ющий ди­рек­тор «АКАДО-Сто­ли­ца»

Массовый переход, на мой взгляд, случится не скоро. В первую очередь потому, что к такому переходу не готовы ни интернет-провайдеры (качество их услуг не всегда соответствует «высоким мировым стандартам», особенно в небольших городах), ни рядовые пользователи. Но жизнь берет свое — услуги онлайн-вещания постепенно становятся все доступнее, завоевывая отдельные ниши этого рынка. Так что статус массовых они все-таки получат, но на это потребуется время.


Светлана Кондратенко

ру­ко­во­ди­тель про­ек­та DOG CHANNEL TV

Думаю, понадобится всего два-три года. Ключевой момент этого переходного периода — приход на российский рынок крупнейших мировых игроков в сфере легального контента. Они действуют осторожно, но, насколько мне известно, уже повернулись в сторону нашего рынка — этой осенью произойдет несколько таких событий. За это время и рекламодатели окончательно перераспределят бюджеты в пользу новых медиа, что подтолкнет рост интернет-источников легального контента.


Егор Яковлев

ге­не­раль­ный ди­рек­тор Tvigle Media

Культура потребления

Lose-lose

Думаю, текущая ситуация с контентом в Интернете описывается формулой lose-lose: в проигрыше правообладатели, теряющие деньги, в определенной степени — пользователи, которые в дополнение к бесплатной музыке получают вирусы, спам и порнобаннеры, а также рекламодатели — у них нет хороших инструментов и площадок, чтобы выйти на интернет-аудиторию, слушающую музыку.

Основные проблемы отнюдь не технологические (их, по крайней мере, понятно, как решать), а организационные — у нас практически нет культуры легального потребления цифрового контента. В данном случае я имею в виду не пользователей — практически нет компаний, которые профессионально занимаются продажей прав для Интернета. Чтобы получить треки исполнителя даже средней известности (не говоря уже о малоизвестных), надо организовать с ним встречу, рассказать, кто ты такой и зачем тебе нужна его музыка. Во всех остальных странах есть структуры, которые занимаются управлением правами, и соответствующие законы, а в России каждый игрок на рынке легального онлайн-контента пробивает стену своей собственной головой. Поэтому если западные ресурсы собирают базы по 8—12—15 миллионов треков, то у крупнейших российских они заканчиваются максимум на полутора миллионах, большая часть которых — западная музыка. Кроме того, чтобы ресурс с онлайн-контентом был успешным, на нем должно быть много локального контента, а работа с ним в текущих условиях очень сложна.

Сейчас в Интернете нет стабильно работающей модели заработка для правообладателей музыкального контента, да и четкого понимания, какая именно модель будет работоспособна в России, тоже еще нет. Но я верю, что нынешняя правовая вакханалия скоро закончится, и это будет плодом сотрудничества трех сторон: государства, правообладателей и владельцев сайтов. Репрессии против пиратов не помогут, рынок сам повернется в сторону легальности, когда это будет выгодно и удобно.


Денис Танаев

ру­ко­во­ди­тель сер­ви­са «Яндекс.Музы­ка»

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера