Архив   Авторы  

Смартфоны для чайников
Hi-techБизнес

Умные телефоны ищут подход к сердцам и кошелькам пользователей

 

Корпорация Microsoft объявила о выпуске Windows Phone 7, новой операционной системы (ОС) для мобильных устройств. Стал ли ближе тот день, когда технические новшества смогут оценить не только продвинутые гики, но и обычные пользователи?

Вопрос не праздный. Ведь несмотря на то, что рядовому пользователю абсолютно неинтересно название ОС, установленной в его смартфоне, именно она отвечает за то, каким образом выполняются разнообразные задачи, нужные владельцу устройства. Но индустрия умных телефонов в самом начале пути, и потому, считает Максим Брусницын, руководитель департамента абонентского оборудования компании «ВымпелКом», сегодня выигрывает тот, кто формирует у пользователя четкий и понятный способ потребления сервисов. В этом ключ успеха Apple iPhone и RIM BlackBerry. Так действует Google со своим принципом открытости, реализованным в ОС Android. В этом же русле и новое предложение Microsoft.

Как рассказывает независимый эксперт Михаил Фадеев, в предыдущих разработках — ОС Windows Mobile — программы, обслуживающие разнообразные сервисы, не были интегрированы на уровне ОС, что превращало установку очередной сетевой службы в цепочку действий, требующих знаний если не системного администратора, то очень продвинутого пользователя ПК. В Phone 7 компания постаралась получить гармоничный симбиоз телефона и компьютера: управление — с помощью пальцев с минимальными манипуляциями на уровне внутренних настроек. Возникает соблазн свести все к конкуренции интерфейсов. Но не тут-то было.

Основным драйвером этого рынка считается мобильный Интернет и то многообразие услуг, которое он может предложить пользователю. Однако необходимость настройки смартфона под конкретного оператора и услугу никуда не делась. Даже с учетом того, что появляются отдельные модели коммуникаторов, у которых в памяти заранее записаны комплекты настроек для работы в разных сетях мобильной связи. Проблему настройки учетных записей конкретного человека, например, на сервере электронной почты или в социальной сети это все равно не решит. Потому в состав предустановленного ПО включаются всевозможные «помощники», чья задача — помочь человеку справиться с необходимыми установками. Такие услуги оказывают также в салонах связи, торгующих смартфонами. Правда, нередко после этого приходится звать на помощь знающего приятеля.

Кроме того, телефонные и компьютерные системы, оказавшись на одном смартфоне, могут конфликтовать друг с другом вплоть до сбоев в связи, но в руководствах для пользователей описаний таких ситуаций нет, поскольку это глюки, то есть не предусмотренные разработчиком варианты поведения системы. И пока не выловлены «глюки интеграции», о большем комфорте юзера говорить не приходится. Человеку ведь обязательно захочется скачать что-то дополнительно. Но можно ли гарантировать безупречную «закачку», если проблемы внутренней интеграции не до конца вычищены? Разработчики мобильных платформ пошли по пути создания фирменных магазинов приложений, которые производитель лично проверил. Например, Android Market — недавно он стал доступен российским пользователям — насчитывает сегодня более 80 тысяч платных и бесплатных приложений. Причем пользователи получают их прямо с мобильного устройства.

Подобный метод, рассказывает Дмитрий Шлыков, начальник технической группы компании «Связной», применяется и для доставки на смартфон обновлений его ОС — они содержат новые полезные функции или закрывают выявленные ошибки. Все проще некуда: на телефон приходит системное сообщение, и пользователю остается лишь выбрать в меню пункт «Скачать», а далее телефон самостоятельно выходит на нужный сайт, скачивает файл, устанавливает его, сохраняя все данные пользователя. «Это идеальная ситуация, — предупреждает Андрей Чукаев, директор по маркетингу абонентского оборудования МТС. — Для такой поддержки нужна определенная дорогостоящая инфраструктура — FOTA, которая есть не у всех производителей смартфонов». К тому же, говорят технические специалисты «ВымпелКома», обновление большого объема может оказаться рискованной затеей, поскольку канал связи подвержен всяческим внешним влияниям, ухудшающим скорость и надежность соединения. Более надежно сделать это, советуют специалисты, подключив мобильное устройство к компьютеру с быстрым доступом в Интернет. Ну или обратиться в официальную сервисную компанию, обычно это бесплатно.

А вот Михаил Фадеев уверен, что проблем с обновлениями вообще нет: пользователи часто меняют своих мобильных помощников, и следующая модель придет к вам в руки с самой последней версией ОС. Кстати, если решитесь поменять базовую ОС устройства, вам не миновать проблем с перекачиванием контактов. Так что без приятеля-компьютерщика скорее всего не обойтись.

Есть еще один немаловажный аспект — финансовый. Дело в том, что нынешний доминирующий тренд, диктуемый поставщиками телекоммуникационных продуктов и услуг, — быть всегда на связи. Потому, если даже вы закроете какое-либо приложение, вполне вероятно, что оно останется загруженным в оперативной памяти. И будет регулярно общаться с внешним миром, инициируя сеансы передачи данных, которые будут тарифицироваться биллинговой системой. Тут встает вопрос личного выбора: экономить деньги, включая и выключая режим передачи данных вручную (для этого опять же понадобится руководство или совет приятеля), или заняться финансовым менеджментом, анализируя специальные безлимитные тарифные планы для мобильного Интернета. Их сегодня предлагают все крупнейшие операторы. И обойдется это, по оценкам Максима Брусницына, в 400—500 рублей в месяц.

По идее стоимость мобильного Интернета со временем будет снижаться, поскольку все большую долю доходов операторов станет составлять оплата услуг, а не трафика, как сейчас. «В развитых странах обновлением ПО управляют сами операторы, при этом трафик этот бесплатен, а вместе с обновлением пользователь получает, как правило, еще несколько приятных бонусов, скажем, мелодии, элементы оформления или новые приложения», — рассказывает Дмитрий Логвинов, менеджер Nokia в России. А самые передовые интернет-сервисы уже договариваются с операторами о бесплатном доступе к своим ресурсам. Так что подвижки в сторону более доступного мобильного Интернета намечаются.

В целом же сегодня получается, что о комфорте владельца смартфона заботятся и производитель устройства и ОС, и оператор, но каждый — со своей колокольни. Но для того чтобы умный и сложный смартфон стал таким же простым в использовании, как современная кофеварка, ответственное лицо должно быть одно. Им, скорее всего, станет оператор, так как он наиболее тесно связан и с реальными услугами, и с кошельком пользователя. Но произойдет это только тогда, когда бурное развитие операционных систем превратится в устойчивое течение, конкурирующих платформ станет меньше, а все их технические нюансы будут вычищены до блеска. На это, по мнению Хусейна Аз-зари, президента группы компаний CDC, уйдет 5—7 лет, что в числе прочего дает шанс Windows Phone 7 совершить рывок с нулевого уровня и настигнуть конкурентов, ушедших в отрыв с десятками тысяч прикладных сервисов. Все это будет, но пока ситуация со смартфонами напоминает известную миниатюру Аркадия Райкина: «К пуговицам претензии есть?»

Станут ли смартфоны столь же простыми в использовании, как тостер или кофеварка?

У идеального смартфона должна быть стопроцентная надежность (чтобы пользователю вообще не приходилось нажимать кнопку Reset в процессе работы), защищенность и высокая производительность. Массовым он станет тогда, когда, во-первых, разработчик такого идеального программного ядра предложит производителям «железа» адекватную цену и поддержку. А популярности будут способствовать дополнительные свойства, скажем, более быстрый и удобный ввод информации, чем сейчас.


Хусейн Аз-зари

пре­зи­дент груп­пы ком­па­ний CDC

Смартфон по своей сути является устройством, которое появляется на свет для того, чтобы в течение своей «жизни» постоянно изменяться, потому «простой, как кофеварка» скорее означает «остановившийся в развитии». Пользоваться смартфонами станет проще. Но не потому, что будут разработаны «волшебные» интерфейсы. Просто вырастут дети, которым в голову не придет что-то искать в Интернете на компьютере, если в руке есть смартфон.


Максим Брусницын

ру­ко­во­ди­тель де­пар­та­мен­та або­нент­ско­го обо­ру­до­ва­ния, "Вым­пелКом"

Это мы видим уже сегодня, правда, в сегменте дорогих устройств. Они действительно очень просты в использовании — человеку вообще не нужно задумываться о том, чтобы что-то скачивать, настраивать, все происходит автоматически. Думаю, рынок таких смартфонов — простых, как кофеварка, — станет массовым лет через 5—6, когда цены на них снизятся до 5—6 тысяч рублей и повсеместное распространение получат безлимитные тарифы на мобильный доступ в Интернет.


Михаил Фадеев

не­за­ви­си­мый эк­сперт рын­ка мо­биль­ных гад­же­тов

Перспективы

По уму и питание

У телефонной индустрии хороший опыт создания пользовательских устройств с невысоким энергопотреблением. Однако переход к концепции смартфонов сопровождается появлением новых факторов, которые изменяют ситуацию: большие экраны с яркой подсветкой, работа навигационного чипа и различные радиоинтерфейсы — все это требует дополнительной электроэнергии. К тому же работа с «тяжелым» контентом, например HD-видео, требует значительных ресурсов процессора, что также увеличивает энергопотребление устройства. Разработчики и производители аккумуляторных батарей постоянно работают над увеличением их емкости. Она растет, но медленно, потому что повышенную емкость нужно обеспечить без наращивания размеров и веса батареи. Разработчикам все время приходится искать компромисс между временем автономной работы устройства и его функциональностью. Так что, по мнению специалистов, революционного прорыва в ближайшее время ожидать здесь сложно. «До появления принципиально новых источников питания, боюсь, либо придется не уходить далеко от розетки, либо носить с собой какой-то вариант запасного аккумулятора», — резюмирует Дмитрий Логвинов, менеджер по продукции Nokia в России.

Наши и ваши

Привет, планшет!

Когда мы рассуждаем о рынках России и США или Европы, надо понимать, что говорим о двух разных вещах. В Европе или США люди уже привыкли пользоваться сложными устройствами, такими как коммуникаторы и смартфоны с большим количеством сервисов. В России же проникновение сотовых сетей на всей территории случилось не так давно.

К тому же российский рынок не является целевым ни для одной компании — разработчика операционных систем. Например, российские пользователи долгое время не могли покупать платные приложения в Android Market. И после выхода Windows Phone 7 им далеко не в первых рядах будут доступны все сервисы, предлагаемые Microsoft.

Думаю, у России помимо западного есть еще один путь, который может довольно быстро приучить потребителя к использованию мобильных сервисов, — использование интернет-планшетов. Экран у них меньше, чем у компьютера, но достаточно большой для того, чтобы обывателю было удобно и более или менее привычно просматривать интернет-страницы, фильмы. Таким образом, пользователь привыкает «на ходу» потреблять различные сервисы, не будучи привязанным к своему компьютеру.

Причем интернет-планшеты в отличие от коммуникаторов могут довольно быстро охватить массовый рынок: больший корпус, легкость проектирования и производства — цена на планшет может быть в полтора раза меньше, чем на более компактный коммуникатор с аналогичными техническими характеристиками. Так, после появления довольно дорогих iPad и Samsung Galaxy Tab рынок очень скоро увидел и более дешевые модели для массового рынка Highscreen Hippo или Huawei IDEOS S7.

Кстати, переход на планшет не заставляет пользователя отказываться от его привычного кнопочного телефона. Это, между прочим, один из популярных страхов обывателей — вдруг эта высокотехнологичная игрушка откажет в тот момент, когда срочно понадобится сделать звонок? А планшеты, оснащенные телефонными модулями, при случае могут сыграть роль экстренной телефонной трубки.


Михаил Чернышов

ком­мер­чес­кий ди­рек­тор "Вобис Компь­ютер"

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера