Архив   Авторы  

За бизнес ответишь!
Hi-techБизнес

Готовы ли IT-директора занимать в компаниях стратегические высоты?

 

На очередном форуме «IT‑Лидер» наиболее часто употребляемым словом было «ментальность». Что удивительно, это ведь не конференция психологов или социологов, а традиционное место общения успешных IT-директоров и руководителей предприятий, преуспевающих в сфере информатизации. В чем же дело?

Если опираться на заявления финансовых гуру о том, что кризис миновал, пора отказаться от режима жесткой экономии и, несколько распустив затянутые кризисом пояса, перейти к стратегиям развития бизнеса. Проблема в том, что кризис-то вроде бы миновал, но вот докризисных доходов в обозримом будущем не предвидится. Стало быть, не ожидается и докризисных «тучных» IT-бюджетов, которые позволяли вкладывать серьезные средства в цифровую инфраструктуру и передовые программные средства. Но без дополнительного IT-финансирования компании вряд ли удастся реализовать серьезную бизнес-задумку или существенно оптимизировать внутренние деловые процессы. Получается порочный круг?

«Большинство экспертов пока не могут точно ответить на вопрос, насколько быстрым будет восстановление бизнеса в посткризисный период, и потому многие компании продолжают настороженно относиться к расходам на IT и фактически инвестируют только в то, без чего бизнесу будет причинен очевидный ущерб», — отмечает Ховард Полиньски, руководитель отдела управленческого консультирования и IT КПМГ в России и СНГ. Конечно, контроль и управление текущей операционной деятельностью — это один из «слонов», на которых держится информатизированный бизнес. Развитие же требует другой тягловой силы... Вот почему на нынешнем форуме «IT-Лидер», как отмечают организаторы, было заметно больше, чем прежде, генеральных и финансовых директоров, а также управляющих развитием бизнеса. Видимо, дефицит идей поступательного развития заставляет руководителей с надеждой обращать взоры на свои IT-подразделения.

При этом взгляд бизнес-руководителей на использование новшеств весьма прагматичен: необходимость инвестиций в IT нужно подтверждать реальными цифрами. Иными словами, составить настоящий бизнес-план и обосновать, каким образом эти инвестиции будут работать на общие бизнес-цели компании.

От айтишников, пусть даже съевших на своем профессиональном веку не одну цифровую «собаку», это требует серьезной перестройки сознания. Но, судя по настроениям экспертов, как отечественных, так и международных, другого пути у современных предприятий нет: посткризисный период требует большей гибкости в управлении, а это неизбежно приводит к росту значимости IT. Ведь именно они способны воплотить на практике оперативную и тесную связь между чисто организационными технологиями (технологиями управления бизнесом) и обеспечивающими их информационными технологиями. Такая ситуация, между прочим, содержит в себе серьезную когнитивную проблему. С одной стороны, топ-менеджеры должны перестать видеть в айтишниках узких специалистов, которые изъясняются на непонятном языке и в случае чего умеют вывести из ступора зависшую компьютерную систему. А с другой стороны, подчеркивает Сергей Карпов, генеральный директор ЕМС в России и СНГ, IT‑подразделения должны будут адаптироваться к обществу, где уже не они выступают в роли первопроходцев, использующих новые революционные технологии. Иными словами, посткризисный подход к развитию бизнеса в первую очередь предполагает модернизацию взаимоотношений между бизнесом и CIO.

«В этих условиях гибкость и креативность — это главные способы получения конкурентных преимуществ на рынке. Вот почему для практической реализации такого подхода необходимы экономические и административные методы управления,— уверен Александр Черкашин, заместитель генерального директора логистической компании ItellaNLC. — Их конкретное соотношение зависит от целей бизнеса, от той выгоды, которую планируете получить, и времени ее получения. А результат полностью зависит от зрелости компаний и их управленцев: тот, кто нацелен на стремительное развитие, неизбежно должен принять IT в качестве существенного фактора своих бизнес-моделей».

Примечательно, что собственно технологические решения отходят при этом на второй план. «Уже сейчас многие составляющие IT, как, например, инфраструктура или управление системным ПО, стандартизированы настолько, что для компании не имеет решающего значения, кто и как их предоставляет»,— поясняет Ховард Полиньски. Движение в эту сторону мы уже сегодня видим на примере облачных вычислений или моделей аутсорсинга IT-услуг. В дальнейшем такая же участь постигнет и многие другие IT-услуги, считает Виктор Орловский, старший вице-президент Сбербанка России, а многие предприятия из разных сфер деятельности станут просто неотличимы друг от друга в сфере IT — все будут получать необходимые сервисы от одних и тех же внешних поставщиков. Кстати, считает Ховард Полиньски, в этом направлении CIO может уже сегодня проявить деловую смекалку, не дожидаясь тесной интеграции с бизнес-задачами предприятия: виртуализация инфраструктуры, стандартизация приложений и рабочих мест, оптимизация лицензионной политики — эти действия будут полезны в любой ситуации.

А для того чтобы понять, какое из предлагаемых индустрией IT‑решений действительно принесет пользу бизнесу, эксперты рекомендуют использовать понятие ценности, добавив его к традиционным параметрам стоимости и рисков. Ценность в данном случае означает возможность оперативного и гибкого реагирования на разнообразные динамичные рыночные факторы посредством информационных технологий. Конечно, понятие ценности будет наполняться специфичным содержанием для каждого предприятия. Так, для судебных организаций особую ценность может представлять передовой электронный документооборот, а для финансовых структур — развитая система информационной безопасности, которая, с одной стороны, обеспечивает требования тайны персональных данных клиентов, а с другой — умеет выстраивать детальные профили их поведения, своевременно выявляя мошеннические операции.

В целом же сложность сегодняшней ситуации заключается в том, что на оси времени совпали два крупных события: мировой финансовый кризис и определенная стадия развития информационных технологий. «Сегодня IT сами по себе уже не создают конкурентного преимущества,— говорит Питер Хинссен, управляющий партнер Across Technology.— Даже если вы закупите новейшие суперноутбуки или свежайшую версию офисного ПО, это вам не поможет создать что-то, скажем, круче Facebook». Так что ментальность на «IT-Лидере» не зря вспоминали так часто — и руководителям бизнеса, и CIO нужно многое изменить в привычных взглядах на IT-проекты. А сделать это будет ох как непросто, ведь помимо мировоззренческих предприятиям придется решать множество конкретных рабочих проблем. Например, как IT-директору, поднявшемуся ментально до высот бизнес-стратегий, не стать конкурентом коммерческому директору? Кто будет отвечать за результаты правильно продуманных IT-проектов, изменяющих подход к управлению бизнесом? Вице-президент по соответствующему направлению или CIO? Но, думается, неразрешимой проблемой это стать не должно, ведь успешные руководители потому успешны, что умеют в нужные моменты времени ломать устоявшиеся иерархические отношения и косные методы ведения бизнеса.

С чего надо начинать «перезагрузку» в отношениях IT-служб и бизнеса?

Начинать надо с осознания IT-специалистами необходимости изменения своей роли в компании. Затем нужно оценить состояние существующей инфраструктуры и составить план трансформации IT-служб из центра затрат в стратегический актив организации. Сегодня технологии могут предложить конкретные шаги для получения конкурентного преимущества. Стратегически важно перейти от мышления в рамках бюджета IT к мышлению в рамках портфеля решений IT-отделов для целей бизнеса.


Сергей Карпов

ге­не­раль­ный ди­рек­тор ЕМС в Рос­сии и СНГ

В условиях конкурентного рынка сегодняшний бизнес и технология неотделимы. Это требует прорыва в мышлении и от представителей бизнеса, и от IT-руководителей. Нужны шаги навстречу: не ждать готовых рецептов, а искать новые технологические решения, полезные бизнесу. Кому-то будет полезно уйти в «облака», кто-то предпочтет систему телеприсутствия или передаст все на аутсорсинг. Все должно работать на основной бизнес, это — ключевая цель внедрения всех инноваций.


Борис Бобровников

ге­не­раль­ный ди­рек­тор ком­па­нии КРОК

Успешные IT-директора во всем мире стремятся создавать стоимость, а не просто контролировать свои расходы. Они также активно выходят на уровень высшего руководства компаний. Не с целью диалога между бизнесом и IT-подразделениями, о котором говорят уже много лет, а с целью полной интеграции в процесс разработки стратегических решений, чтобы технологии поддерживали те изменения в бизнесе компании, которые планирует руководство.


Ховард Полиньски

ру­ко­во­ди­тель от­де­ла уп­рав­лен­чес­ко­го кон­суль­ти­ро­ва­ния и IT КПМГ в Рос­сии и СНГ

Авторитетно

Перемен!

Сейчас мы вступаем в новую фазу цифровой революции, которую я называю «новой реальностью». Ее характерная черта  — множество цифровых каналов, связывающих компании с потребителями в любое время и в любом месте. Эти каналы должны быть так гармонично интегрированы друг с другом, чтобы я легко мог обратиться, скажем, в свой банк хоть из Facebook, хоть из Twitter. Я не знаю, куда нас приведет этот переходный процесс, но его нельзя остановить, и мы уже никогда не вернемся к бизнесу «по старинке», и понятно, что именно IT будут играть ключевую роль в том, чтобы помогать компаниям овладевать умами потребителей и обеспечивать их лояльность.

Будем ли мы тратить на IT такие же суммы, как раньше? Возможно, нет. И уж во всяком случае мы будем тратить их по-другому. Рынок развивается настолько стремительно, что нам придется создавать взаимозаменяемые и быстрые в разработке IT-системы.

Роль IT-директора (CIO) при этом меняется радикально. Раньше он был слугой бизнеса, который с помощью технологий решал возникающие у бизнеса проблемы. Но в «новой реальности» факт использования цифровых технологий сам по себе больше не определяет победителей в бизнесе. В ближайшие 20 лет нам придется делать упор на то, как разумно их использовать. И кто-то должен первым подумать о глубокой интеграции цифровых технологий в бизнес. Почему бы не IT-отдел?

Но для этого CIO придется проявить себя исключительно сильным лидером, способным решиться на пересмотр собственной организации. Это необходимо, чтобы отказаться от привычной роли быть у бизнеса на побегушках и взять на себя ответственность за инновационные IT-проекты. Ему придется начать мыслить в терминах портфеля технологических инноваций — видеть, какую часть бюджета он потратит на поддержание текущей деятельности, какую выделит на приложения и инновации, которые обеспечивают конкурентное преимущество сегодня, а какую потратит на сверхинновационные проекты. CIO придется сильно думать, как реализовать IT-проекты, действительно прорывные для бизнеса. Кто же в итоге должен нести ответственность за все эти изменения? Мой ответ: однозначно CIO.


Питер Хинссен

уп­рав­ля­ющий пар­тнер Across Technology

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера