Архив   Авторы  

Деньги в трубу
Hi-techБизнес

Не пора ли мелочь на карманные расходы держать в мобильном телефоне?

 

Вся «большая тройка» сотовых операторов всея Руси начала испытания платежей с помощью мобильных телефонов: в московском и питерском метро, а также на железной дороге — системе «Аэроэкспресс». Речь идет о реальной платежной транзакции, например, списывании денег за одну поездку в метро в тот момент, когда мобильный телефон оказывается рядом с турникетом, не далее 10 сантиметров — это особенность используемой технологии NFC (Near Field Communication). Эта мелочь способна, кажется, в корне перевернуть наши представления о возможностях верного спутника — мобильника. «Виновник» того — специальный NFC-чип, который, будучи встроенным в мобильный терминал, отвечает за безопасность платежа (его основной элемент так и называется — Secure Element), то есть за то, что операция произведена именно с этого устройства. А значит, способов применения таких чипов гораздо больше, чем возможных вариантов мелких платежей: электронный пропуск в офис, электронный замок гаража и т. д. Стало быть, можно будет избавиться от мелочи, гремящей в кармане вперемешку со связкой ключей и кучкой токенов, а заодно от пачки скидочных и бонусных карточек, которыми так любят снабжать горожан всевозможные торговые точки. Все это уйдет в нутро мобильного телефона, а нам останется только подносить телефон к замкам, турникетам и кассовым аппаратам. Ну и пополнять счет, конечно.

Выглядит все так привлекательно, что даже вызывает удивление: почему это не появилось раньше? Все вроде за: уровень проникновения сотовой связи ушел за 140 процентов, в конце III квартала в стране было 216 миллионов активных SIM-карт. В 2009 году наши граждане заплатили мобильным способом 300 миллионов долларов, в нынешнем ожидается 500—600 миллионов. Причем практически любой современный мобильный телефон может быть использован для таких целей: в нынешних испытаниях принимают участие трубки одного из производителей телефонов, к которым каждый оператор своим способом «прикручивает» чип.

В операторских компаниях говорят, что эти манипуляции можно будет легко проделать на специальных столиках в метро или в кассе. Впрочем, Nokia пообещала с будущего года поддержку NFC во всех моделях своих смартфонов. О том же заявил и производитель BlackBerry. Компания Google объявила о поддержке NFC не только в новом смартфоне Samsung Nexus S, но и в новой версии ОС Android, то есть в огромном количестве трубок на базе этой ОС. «Вслед за смартфонами поддержку NFC скорее всего получат и обычные телефоны, — считает Надежда Анциферова, председатель Ассоциации провайдеров мобильных услуг и контента. — Сам чипсет стоит меньше 10 долларов, так что на стоимость телефона среднего ценового уровня эта функция не сильно повлияет».

Надо сказать, что не только операторские компании, но и их «заклятые» партнеры в сфере платежных услуг — банки — вполне могут быть заинтересованы в развитии NFC-платежей с привязкой к банковскому счету. Например, в США, говорит Надежда Анциферова, отмечается чуть ли не удвоение объемов пользования банковскими услугами в связи с ростом доступности онлайн-банкинга. Есть и прямой интерес государства — уход от оборота наличных денег в безналичную форму.

Правда, пока в мире есть один пример удачного применения NFC-технологии госмасштаба — Япония. В мае в Ницце был дан старт национальному пилотному NFC-проекту Франции. А в ноябре о своем намерении развернуть за полтора года NFC-коммерцию в ключевых регионах США объявили три оператора: AT&T Mobility, T‑Mobile USA и Verizon Wireless. Почему даже такие развитые страны, как Франция и Америка, только-только добрались до крупных проектов NFC?

«Организационные сложности внедрения мобильных NFC-услуг существенно превосходят технические проблемы», — объясняет Иван Кузнецов, руководитель проектов мобильных платежей Инфокоммуникационного союза. А основная оргзасада в том, кто контролирует платежное приложение и деньги. «Главный элемент NFC-чипа — Secure Element — может работать под контролем вендора, оператора или третьей стороны (TSM, Trusted Service Manager), которой все остальные участники доверяют функции безопасности платежей», — поясняет Андрей Пристинский, руководитель инновационных проектов компании i-Free. Так, в Японии «главным по NFC» является компания Felica — производитель платежного решения и единый процессинговый центр всех мобильных платежей во всей стране. В США, судя по анонсу проекта, музыку будут заказывать операторы совместно с банками. У нас независимых TSM вообще нет. Если таковые и появятся, то скорее всего они будут аффилированы либо с операторами, либо с банками. Этот конкретный расклад сил и будет определять, каким образом пойдет внедрение NFC-проектов в нашей стране.

Так, если верх возьмет «большая тройка», сможет ли она договориться внутри себя об удобном для пассажиров едином сервисе хотя бы в подземках разных городов? Ведь куда проще использовать NFC-механизм в качестве уникального бонуса для своих абонентов, придя, скажем, в сетевой супермаркет первым. Иначе придется заниматься едиными стандартами NFC-услуг, договариваться с разными банками, платежными агентами, заказывать и размещать бесконтактные платежные терминалы. И всю эту головную боль еще нужно финансировать!

С этой точки зрения проекты в метро — самый экономичный вариант. На железной дороге и в подземке уже существует развитая инфраструктура бесконтактных транспортных карт на основе международных стандартов (Mifare), рассказывает Иван Кузнецов, что позволяет реализовывать транспортные NFC-приложения в уже существующих сетях. По оценкам Надежды Анциферовой, в самом простом случае, когда NFC-чип служит только идентификатором плательщика, на подключение NFC-считывателей к POS-терминалам потребуется порядка 200 долларов на терминал. В компании МТС согласны — основные расходы оператора в «подземном» проекте связаны с закупкой и внедрением платформы мобильной коммерции.

Но вот кто будет оплачивать приобретение, установку и техобслуживание POS-терминалов в том уютном магазинчике на автозаправке, в котором так удобно прихватить бутылочку воды в жаркий день? Да и сам бензин неплохо бы оплатить по телефону. А эта заправка и магазинчик должны приобрести необходимое ПО. И еще заключить договор на эквайринговые услуги (собственно на осуществление платежных операций) с банком, который может попросить до 3,5 процента от суммы платежа. «Львиная доля NFC-проекта — это эквайринговая сеть», — уверена Надежда Анциферова.

А ведь большой маржи здесь быть просто не может, потому что NFC-платежи не открывают нового источника доходов. Речь идет только о перераспределении финансовых потоков. Если, скажем, вчера человек снимал наличные деньги в банкомате и на них приобретал билет в метро, хлеб, кефир и бензин, то завтра те же самые деньги, приняв электронную форму, будут перетекать между другими участниками рынка и в других пропорциях. Например, считает Генрих Гончаренко, коммерческий директор «ИнкорМедиа», нынешние контент-провайдеры имеют шанс занять новую нишу, сотрудничая с поставщиками конечных услуг (АЗС, магазины), скажем, разрабатывая для них брендированные программы NFC-платежей.

На все это, конечно, уйдет немало времени. Так что сильно беспокоиться о состоянии своего мобильного счета, который мошенники могут опустошить, изъяв телефон из вашего кармана, в ближайшей перспективе не стоит. Без подтверждения личности они смогут рассчитывать максимум на 15 тысяч рублей, и то если найдут, за что заплатить за то время, пока вы не заблокируете телефон.

Как двинуть в массы мобильные платежи?

Широкое коммерческое внедрение NFC-сервисов начнется на региональном уровне, провайдерами услуг выступят транспортные компании, розничные магазины, учебные заведения, которые будут предлагать владельцам телефонов массовые услуги на регулярной основе. Когда работающая экосистема будет создана в отдельном регионе, рынок начнет расширяться географически, а также набирать критическую массу NFC-сервисов, порождая новых провайдеров таких услуг.


Иван Кузнецов

ру­ко­во­ди­тель про­ек­тов мо­биль­ных пла­те­жей Инфо­ком­му­ни­ка­ци­он­но­го со­юза

Хотя производители телефонов не очень поддерживают NFC, думаю, развитие будет лавинообразным: новые услуги, развитие инфраструктуры, продажа чипов, — ведь такие проекты интересны всем игрокам рынка. Правда, сегодня помимо тестовых зон сотовых операторов в нашей стране можно найти лишь несколько небольших NFC-проектов для школ (мобильник как пропуск). Поэтому самый важный вопрос: кто за это в конечном итоге будет платить? Естественно, нужны инвесторы.


Генрих Гончаренко

ком­мер­чес­кий ди­рек­тор «ИнкорМедиа»

Сотовые операторы сегодня наиболее активны в отношении NFC-сервисов, они имеют возможность реально «пощупать» рынок. Но окончательное решение — за производителями мобильных телефонов. В конечном итоге развитие услуг будет определяться тем, как вендор реализует в аппарате эту функциональность и какие схемы продаж предложит. Пока же ни у одного вендора, за исключением Nokia, нет четких планов относительно поставок в Россию NFC-телефонов.


Андрей Пристинский

ру­ко­во­ди­тель ин­но­ва­ци­он­ных про­ек­тов ком­па­нии i-Free

Перспективы

Такая им досталась доля...

В краткосрочной перспективе доля мобильных NFC-платежей будет ничтожна. В России доля смартфонов в продажах телефонов едва достигла 12 процентов. NFC-стикеры решают эту проблему, но лишь отчасти. И в долгосрочной перспективе Японией мы не станем. В том числе в силу менталитета: 21 процент населения хранит деньги в наличных. Наиболее оптимистические оценки роста мобильных платежей — 5—10 процентов к 2014 году. Но без понимания, по какому пути пойдет развитие NFC в РФ, давать взвешенные оценки невозможно.

Все вроде неплохо: решения мобильной коммерции уже работают. Законопроект «О национальной платежной системе», а также поправки в законы «О банках и банковской деятельности» и «О связи» юридически обеспечивают запуск NFC-платежей. Весь вопрос — в «приземлении» технологии на реалии российской действительности. Либо NFC станет открытой платформой, которой смогут пользоваться банки и любые независимые организации. Либо процесс пойдет по пути контроля всех значимых приложений операторами (включая счет абонента, доступ независимых провайдеров к технологии и т. п.). А это будет означать гегемонию трех компаний, у которых, на мой взгляд, недостаточно сил для развития инфраструктуры на всей территории РФ. В данном случае ведь перспективы будут сильно зависеть от количества считывающих устройств. Их критическую массу проще набрать в том случае, если в развитие сферы NFC будет вкладываться большое количество интересантов. Без разнообразных бизнес-партнеров вообще ничего не получится: кто-то ведь должен разрабатывать прикладное ПО для конкретных NFC-сервисов, кто-то заниматься поставками этих решений, включая решения по скидкам, купонам и т. д., заказчикам. Понятно, что вне зависимости от того, по какому пути пойдет развитие NFC в России, окажется ли оператор в роли сервисной компании или монополиста, конечные инфраструктурные и интеграционные решения будут строить компании-партнеры. Значит, еще предстоит немалый период апробации возможных вариантов взаимодействия этих партнеров: инфраструктура под ключ, аренда, процент от оборота и т. д. При этом надо понимать: тот, кто будет управлять платформой NFC-коммерции (то есть управлять безопасностью NFC-чипа), тот сможет ограничивать доступ бизнес-партнеров. Например, он может захотеть такую долю общего дохода, что у остальных просто не останется места для бизнеса.


Надежда Анциферова

пред­се­да­тель Ассо­ци­ации про­вай­де­ров мо­биль­ных ус­луг и кон­тен­та

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера