Архив   Авторы  

Социал-сетекратия
Hi-techБизнес

Пользователи Всемирной паутины все больше запутываются в социальных сетях

 

Сегодня социальные сети представляют собой платформы, внутри которых можно играть в игры, слушать музыку, смотреть видео, обмениваться сообщениями, узнавать погоду, а в скором времени можно будет даже делать покупки. По данным компании сomScore, аудитория социальных сетей растет в три раза быстрее, чем аудитория Рунета (52,4 против 17,3 процента). А вот изобретатель веба Тимоти Бернерс-Ли назвал крупнейшую в мире социальную сеть Facebook угрозой для будущего Всемирной паутины. Он полагает, что подобные сервисы фрагментируют Паутину, оставляя все меньше общего информационного пространства. Попробуем разобраться, так ли все плохо на самом деле или «отец» Паутины напрасно беспокоится за свое детище?

Итак, основной угрозой для Паутины, по мнению Бернерса-Ли, следует считать крупные социальные сервисы, где, единожды внеся свои данные, нельзя воспользоваться ими на других сайтах. Изоляция происходит из-за того, что каждая конкретная частица информации не имеет собственного универсального идентификатора ресурса. Хотя страницы сайта пользователя в социальной сети доступны в Интернете, но сами данные в Паутине отсутствуют. Таким образом, между обычными веб-сайтами и социальными сетями наметился непреодолимый барьер. Ведь получается, что основная масса контента в социальных сетях доступна только авторизованным пользователям, наделенным правами доступа к нужным страничкам. Как отмечает основатель веба, используемая архитектура способствует сильной фрагментации Интернета, а посему с социальными сетями мы уже не можем наслаждаться единым и универсальным информационным пространством. Озабоченность в подобной тенденции проявили и в корпорации Google, которая назвала Facebook «ловушкой без выхода». Впрочем, тут ларчик просто открывался — интернет-гигант запретил напрямую экспортировать в Facebook список контактов почтовой службы Gmail, мотивируя это тем, что социальная сеть не предоставляет возможности аналогичным образом делиться пользовательскими данными. К слову сказать, социальные сети сегодня уже начали постепенно открываться для поисковиков.

Кстати, смерть Всемирной паутины анонсировали уже не раз, аргументируя это тем, что все больше и больше времени пользователи Интернета проводят в небольшом количестве приложений, таких, например, как электронная почта, сервис видеохостинга, IP-телефония ну и, разумеется, социальные сети. При этом миллионам других сайтов с разнообразным контентом практически не уделяется никакого внимания. Действительно, пользователи Сети все меньше времени проводят за пределами знакомых маршрутов. Но ведь Интернет разделен на «удельные княжества» еще с 1990-х годов, когда появился контент на языках, отличных от английского. Сегодня, например, россияне большей частью живут в русскоязычном сегменте Сети, турки в турецком, а китайцы в китайском. Так, по словам генерального директора компании «Ашманов и партнеры» Игоря Ашманова, гигантский китайский Интернет, хотя и доступный извне, совершенно закрыт для подавляющего большинства пользователей просто из-за незнания ими языка. Но и это не самое главное. Помимо закрытости от внешнего взгляда обособленность языковых сегментов заключается еще и в том, что они, как правило, самодостаточны. Иными словами, тем, кто внутри, ничего снаружи не нужно, поскольку есть все свое. Закрытую модель начали использовать и многие социальные сети, в том числе крупнейшая в мире Facebook и самая большая российская «ВКонтакте».

Выход из создавшейся ситуации Бернерс-Ли видит в отказе от замкнутых миров и использовании открытых стандартов, на базе которых построена, например, более демократичная, по его мнению, социальная сеть Diaspora. «Будущее именно за открытыми платформами, которые интересны не только разработчикам, но и пользователям», — уверен менеджер по продуктам Google в России Борис Хвостиченко. Ведь в этом случае пользователи могут выбирать среди огромного разнообразия как бесплатных аналогов коммерческих продуктов, так и программного обеспечения, которое вовсе не представлено на рынке проприетарного софта. Еще одним важным фактором является безопасность таких систем.

Но не все так однозначно. Свои плюсы и минусы, безусловно, есть у обеих платформ. Недаром в истории есть примеры, когда закрытые системы становились открытыми, и наоборот. «Сама по себе открытость не гарантирует, что все начнут писать приложения для новой открытой сети или создавать собственные сайты на открытом стандарте», — говорит генеральный директор АИМ «Редкая марка» Антон Попов. Ведь для создания угрозы большим сайтам нужно найти малую группу людей, которые станут соавторами новой платформы, расскажут о ней знакомым, те — своим знакомым, и через несколько итераций платформа обрастет людьми и сервисами, которые будут ее продвигать. К тому же, по меткому выражению Игоря Ашманова, «открытость не является достоинством социальных сетей с точки зрения пользователя, достоинство — это друзья».

Наступление социальных сетей не могло не сказаться на облике основных средств путешествия по Всемирной паутине — браузерах. При этом, по мнению экспертов, их роль как посредников для выхода в Сеть постоянно растет. Облик браузеров меняется, они перестают быть статичными инструментами для вывода текста и изображений, а превращаются в платформы для приложений. Пользователи могут устанавливать различные виджеты — полноценные компьютерные программы. Ведь во многих случаях куда удобнее установить браузерное приложение, вместо того чтобы постоянно посещать какой-либо веб-сайт. Примером нового поколения браузеров, не располагающих к серфингу по Всемирной паутине, стал одноименный продукт компании RockMelt. Эта программа предназначена для существенного упрощения жизни пользователей за счет быстрого доступа к популярным социальным сетям и веб-сервисам, таким, как Facebook, Twitter, Digg, YouTube и службы Google. По мнению авторов RockMelt, современный веб требует от браузера значительно большего, чем простая навигация по страницам. Как полагает руководитель отдела по связям с общественностью ГК «Связной» Елена Ноготкова, хотя RockMelt интересное решение, однако вряд ли оно долго будет единственным на рынке, поскольку большинство браузеров так или иначе будут подстраиваться к новым тенденциям. К тому же социальная интеграция затрагивает не только стандартные браузеры, но и мобильные устройства, поскольку сегодня большинство производителей делают ставку на телефоны с быстрым доступом к социальным сетям.

Как же будут дальше развиваться социальные сети? Не секрет, что в последнее время они стали более открытыми, например, раздают виджеты и обмениваются контентом с другими ресурсами. По мнению Аскара Туганбаева, директора по развитию интернет-проектов «СТС Медиа», социальные сети начнут мигрировать вслед за контентом на мобильные телефоны и другие устройства, такие как телевизионные и игровые приставки, «умные» телевизоры, автомобильные системы и т. д. Технологическая социализация будет поощряться производителями и дистрибьюторами контента, маркетологами, традиционными «офлайновыми» коммерсантами (для поощрения рекомендательных сервисов, а также помощи при выборе и поддержке лояльности потребителей). Существующие крупные универсальные социальные сети получат «технологические щупальца» и станут метахранилищами пользовательских профилей, а мелкие сети исчезнут или будут поглощены.

Другой основной тенденцией станет интеграция. Внутри социальных сетей будут пытаться сделать все свое: почту, поисковик, СМИ и даже магазины. Процесс уже пошел. Правда, неочевидно, что все это удастся реализовать в полном объеме. Главное, считает Антон Попов, что придумывание новых сервисов не даст социальным сетям стать последней точкой в интернет-эволюции. Что ж, очень хочется в это верить. И особенно в то, что пользователи, общаясь в своих социальных мирках, будут помнить и о Всемирной паутине.

Смогут ли социальные сети заменить пользователям Всемирную паутину?

Универсальная среда хранения и доступа к информации, как и публичная библиотека, нужна некоторому ограниченному набору людей и специальностей — примерно 10—20 процентам активных потребителей информации по модели pull. У основной массы будущих пользователей есть только время и настроение для потребления информации и сервисов в режиме push. При этом создатели и дистрибьюторы контента, маркетинговых социальных инструментов, как и операторы сервисов, будут соревноваться за внимание пользователей — самый дорогой ресурс будущей эры социального информационного потребления.


Аскар Туганбаев

ди­рек­тор по раз­ви­тию ин­тер­нет-про­ек­тов «СТС Медиа»

Социальные сети — это часть Большого Интернета. Именно часть, а не главное «тело». Интернет образован множеством протоколов, устройств, регламентов, законов, объектов инфраструктуры. В Интернете всегда будут и петросяны, и каналы дискавери. Социальные сети интереснее рассматривать именно с точки зрения «человековедения», чем с точки зрения технологии. Делать предположения о судьбе Интернета — очень интересное занятие. Этим многие грешат. Тема сродни писателям-фантастам. Но реально предугадывают единицы — только те, кто обладает неограниченным воображением и природной интуицией.


Андрей Колесников

ди­рек­тор Ко­ор­ди­на­ци­он­но­го цен­тра на­ци­ональ­но­го до­ме­на се­ти Интер­нет

Социальные сети скорее всего будут развиваться в зависимости от того, как именно изменится общение между людьми. Подобные сети, безусловно, удовлетворяют многим потребностям современного человека, но не всем. Основной пробел подобных сетей — это отсутствие собственных информационных ресурсов, возможностей поиска данных. Социальные сети — отличный инструмент для общения, построения карьеры, налаживания связей, самопрезентации и самовыражения, но это не весь Интернет. Так что в ближайшее время социальные сети не способны полноценно заменить Всемирную паутину.


Елена Ноготкова

ру­ко­во­ди­тель от­де­ла по свя­зям с об­щес­твен­ностью ГК «Связ­ной»

Есть мнение

Инструмент развития

С социальным контентом «Яндекс» работает уже давно, индексируя русскоязычные блоги на всех основных блогохостингах и сервисах для микроблогов, в том числе LiveJournal, Twitter и LiveInternet. Последние события как в США, так и в России показывают, что социальные сети и поисковики учатся не только и не столько соперничать друг с другом, сколько сотрудничать. Так, недавно «Яндекс» договорился о сотрудничестве с Facebook. Теперь на главной странице портала можно установить виджет Facebook, а с помощью службы мгновенных сообщений «Яндекс.Онлайн» узнавать о новых уведомлениях от этой социальной сети. Кроме того, данные Facebook будут использоваться в поиске по блогам для улучшения качества зарубежного поиска, а также для поиска свежих, недавно появившихся документов. «Яндекс» также научился показывать в результатах поиска основную информацию о пользователях социальной сети «ВКонтакте», а поиск по блогам «Яндекса» может находить все открытые статусы и заметки. Это стало возможным благодаря тому, что «ВКонтакте» передает «Яндексу» те данные из профилей своих пользователей, которые доступны всем.

Контент в социальных сетях отличается от контента в традиционном вебе: среда для общения не является удобным местом для хранения больших объемов справочной информации. Поэтому не случайно социальные сети оказываются все более значимыми генераторами трафика: их пользователи активно отправляют ссылки не только на другие страницы внутри сети, но и на вполне традиционные сайты вне ее. С другой стороны, социальные сети осознали, что поисковые системы являются для них важным источником трафика, и открывают для индексирования внешними поисковиками все больший объем пользовательской информации (кроме, конечно, защищенной настройками приватности).

Таким образом, можно говорить о социальных сетях не как об угрозе для Всемирной паутины, а как об инструменте ее развития. Результат этого развития скорее всего будет интереснее и удобнее для пользователя, чем тот анонимный веб и полузакрытые сети, которые мы видим сегодня. Инструменты сетевого общения будут массово интегрироваться в традиционные сайты, а пользователь все меньше будет видеть социальные сети как отдельную сущность.


Андрей Себрант

ди­рек­тор по мар­ке­тин­гу сер­ви­сов ком­па­нии «Яндекс»

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера