Архив   Авторы  
Темур Козаев

Трехмерный диван
Hi-techБизнес

Что такое жизнь в стиле 3D и пора ли к ней готовиться

 

Еще не успели поблекнуть краски ярких анонсов трехмерных девайсов на мировых выставках потребительской электроники, как оказалось, что 3D-технологии готовы шагнуть к российским потребителям. В начале февраля Samsung Electronics и российский производитель оборудования для цифрового ТВ "Дженерал Сателайт" подписали соглашение о совместных работах, а поставщик ТВ-контента "Платформа HD" уже начал спутниковое 3D-вещание. Домашнее 3D-телевидение в России скоро станет массовым?

Не простой телевизор

Основания для ожиданий успеха достаточно, ведь 3D - это не только модное слово, но и доходное дело. А на территории нашей страны, по оценкам аналитиков iKS Consulting, к концу 2009 года проживало 19,5 миллиона абонентов платного телевидения, которые заплатили за услуги 26,2 миллиона рублей. Из них около 80 тысяч подписаны на ТВ-каналы высокой четкости (HD TV) - это аудитория, готовая "голосовать рублем" за самые передовые телевизионные технологии. Фактически HD-телевизор есть в каждой третьей московской семье, отмечает управляющий директор "АКАДО-Столица" Денис Лобанов. По сути, он превращается в 3D-устройство путем добавления функции декодера стереокартинки. Потому, рассказывает представитель корпорации "Дженерал Сателайт" Сергей Орлов, тем, кто уже подписан на услуги "Платформы HD" и пользуется цифровой приставкой HD 9300, достаточно обновить ПО приставки прямо через спутник. У кого-то дома уже может оказаться 3D-телевизор Samsung: на заводе в России год как производится целых четыре модели, и, по словам старшего менеджера отдела маркетинга Samsung Electronics Владимира Дурбажева, продается в среднем по две тысячи ящиков в месяц.

Если же всерьез говорить о привлечении новых абонентов, нужно вести разговор о покупке нового приемника. Это выльется, по оценкам Сергея Орлова, в 28-45 тысяч рублей, еще 6 тысяч - за стереоочки, остальное (ресивер, подключение, годичная подписка на HD-пакет) обойдется в 15-17 тысяч рублей.

Не самая запредельная стоимость передовой услуги. Однако шаг в сторону других торговых марок и моделей подобен прогулке в джунглях с -неизвестным результатом. "HD-телевизоры наши люди покупать любят, в Москве их уже миллион, - говорит Денис Лобанов. - Но приобретают их в основном как большой телевизор. И могут столкнуться с проблемами. Ведь возможных вариантов реализации 3D-картинки сегодня множество, причем каждый - со своими особенностями. Скажем, наклейка Full HD означает не то же самое, что HD-ready, и сильно отличается от HD-compatible, а 720p отличается от 1080i не только разрешением экрана, но и типом экранной развертки. Но эти параметры принципиально важны для получения качественного 3D-изображения. Например, телевизоры HD-compatible обычно намного дешевле HD-ready, но достигается это за счет меньшего разрешения экрана телевизора. Правда, ситуация меняется буквально на глазах: производители телевизоров вносят усовершенствования чуть ли не ежемесячно. Но что смотреть?

А есть ли контент?

Большинство ведущих киностудий вплотную занялось производством 3D-видео. В центре внимания продюсеров - главные ценности масскультуры: боевики, -романтические саги, -мультики и -мюзиклы. -Корпорация Sony объявила о создании целой индустрии конвертации старых фильмов в 3D-версии. Для этих целей в Индии создается специальная компания. На кону - доля уже активно формирующегося рынка продаж 3D-контента, который, по оценкам экспертов, к 2013 году достигнет 15,5 миллиарда долларов. То, что эта работа вполне выполнима, подтверждает такой факт. Если использовать специальное ПО Philips, позволяющее конвертировать обычный видеоряд в трехмерный, то команда из десяти человек за два дня одолеет полнометражный фильм. Профессиональное ПО дорогое, но есть возможность аренды.

Правда, фильмами, пусть даже собирающими в кинозалах мегакассу, 3D-активность точно не ограничится. Все-таки увлекательный фильм - разовое событие. А непрерывный спрос должен постоянно подогреваться потоками свежего контента. Даже если, как уверяет Николай Гюббенет, генеральный директор компании "Платформа HD", оператор не будет взимать дополнительной платы за 3D-канал.

Что приковывает внимание миллионов телезрителей к экранам? Спорт и горячие репортажи из центра событий. Потому приглашением в паб на экспериментальную 3D-трансляцию футбольного матча "Арсенал" - "Манчестер Юнайтед" в конце января вряд ли кто-то пренебрег. Картинка, по словам очевидцев, впечатляла.

Хотя оказалось, что искусство 3D-оператора подразумевает некоторые особые "трехмерные" навыки. Так, ракурс по линии центра футбольного поля оказался неудачным - картинка выглядела несколько плоской, даже движения игроков и мяча вдоль боковой линии не добавили новой глубины изображения. Но в целом техника подтвердила право на массовое применение, ведь одно дело - достичь объемного эффекта в студии, и совсем другое - с помощью репортажной переносной аппаратуры. К слову сказать, для съемки стремительных спортивных состязаний созданы особые камеры, снимающие кадры с удвоенной частотой 240 кадров в секунду!

Своя специфика - у 3D-трансляций "живого" объемного звука. Спутниковые технологии успешно прошли проверку еще в прошлом году. Так, английский оператор платного телевидения Sky вещал концерт группы Keane в реальном времени в формате 3D, а во Франции состоялась трансляция оперного спектакля с объемным звуком и объемным видеоизображением из оперного театра города Ренн.

3D для народа

Логично, что успешные опыты с "живыми" и студийными вариантами 3D-контента недавно завершились созданием 3D-Blu-ray-проигрывателей и соответствующих дисков. Вовремя подоспела ассоциация Blu-ray Disc - она объявила о завершении работы над спецификацией, определяющей требования к записи и воспроизведению трехмерного контента. И вот уже посыпались анонсы производителей. По оценкам специалистов, пара Blu-ray3D-плеер и очки будут стоить около 70 долларов. Можно считать, золотой ключик от массового рынка домашнего 3D-телевидения у нас в кармане: контент, средства его воспроизведения и тиражирования. Кстати, это еще не все. Технологии домашнего 3D-телевидения, базирующиеся на компьютерных технологиях, просто на блюдечке подают контент интернет-провайдерам. Не зря же крупнейший телекоммуникационный оператор Испании Telefonica включился в проект 3D-телевидения на паях со спутниковым оператором Hispasat! Помимо еще одного канала доставки 3D-контента потребителям - по сетям IPTV, ожидается обратный процесс: активный обмен 3D-контентом, подготовленным самими пользователями. И бытовые камеры для съемки домашнего 3D-видео на рынке уже появились, да и трехмерные приложения в Интернете тоже найдутся: Google Earth "в объеме", десятки онлайновых игр. Кстати, всевозможные приложения для домашней конвертации видео в формат 3D тоже есть. И по ценам и сложности они вполне доступны рядовым технически подкованным пользователям.

Так что критическая масса персональных цифровых видеотехнологий может очень скоро обернуться гораздо более быстрым приходом домашнего 3D-телевидения, чем это кажется сейчас. Правда, бурный рост спроса должны подтолкнуть инвестиции. Кстати, мощным двигателем может стать 3D-реклама. Представляете? Энергичные мужчины и женщины, выбравшие правильные жизненные ориентиры, то есть стирающие исключительно правильным порошком и ежедневно кушающие правильные йогурты, действительно придут к вам. Причем шагнут с экрана прямо к вашему дивану. Возможно, утренней овсянке вы после этого и не измените, но интерес к 3D у вас точно появится.

Что мешает 3D-телевидению прийти в наши дома?

Как ни странно, но у операторов минимум сложностей для предоставления услуг 3D-телевидения. А вот готовы ли абоненты ради 3D менять провайдера, телевизор, привычки в потреблении телевизионного контента, например, всей семьей сидеть в специальных очках перед телевизором? Вторая проблема - это контент, так как его стоимость сильно связана с количеством зрителей, желающих его посмотреть. Контент должен постоянно обновляться, и смотреть его должно быть удобно в компании.


Денис Лобанов

уп­рав­ля­ющий ди­рек­тор «АКАДО-Сто­ли­ца»

У нас рынок HD TV еще далек от насыщения, а на уровне 3D конкурентные битвы за абонента еще и не начинались. Они будут идти и на поле контента, выбор которого в 3D еще более сужается по сравнению с HD, и на поле доступа к услуге. Цены на HD-телевизоры снижаются, но ресиверы, необходимые для подключения, пока дороги. В целом 3D - это нишевый продукт. Но ниша эта может быть достаточно большой, а потому имеет смысл продвигать этот продукт не по люксовым, а по доступным ценам.


Максим Савватин

ана­ли­тик iKS Consulting

Без сомнения, в ближайшее время появятся общедоступные телеканалы 3D, наполненные спортивными трансляциями, фильмами, концертами. Стремительный рост 3D сейчас сдерживает только одно - очки. Тот, кто решит эту проблему, заработает два "эшелона" денег, потому что 3D тут же придет и в рекламу. Помните, как в фильме "Назад в будущее" героя кусала акула из рекламного щита? Думаю, пройдет не больше пяти лет, и мы увидим это воочию на наших улицах.


Петр Любимов

те­ле­ве­ду­щий

Задача

Над чем бьются умы вендоров

Напрямую перенести проекционные 3D-технологии из кинозалов на экран домашнего ТВ либо слишком дорого, либо вообще невозможно. В ход пошли различные методы экранной развертки, начиная с классики - чересстрочного вывода кадров стереопары (i): один кадр использует четные строки, а другой - нечетные. Понятно, что при этом разрешение изображения по вертикали снижается в два раза, поэтому даже на аппаратуре Full HD число воспроизводимых точек по вертикали составляло всего 540. Но для большого экрана, необходимого для эффекта 3D, нужно как минимум 1080 точек по вертикали. Другой путь - увеличить в два раза частоту показа кадра и показывать кадры для правого и левого глаза по очереди, но во весь экран. Этот метод называется прогрессивной разверткой (p). Но вот другая незадача - то, что хорошо работает в кинозале, то есть в отраженном свете и на большом расстоянии до экрана, дома (в условиях излучаемого телевизором света) вызывает мерцание и стробоскопический эффект. Иными словами, даже если телевизор поддерживает удвоенную частоту развертки (100 Гц), это может дать только более плавную картинку. А чтобы устранить другие побочные эффекты, телевизор должен уметь воспроизводить 120 разных (!) кадров в секунду, причем с полновесным разрешением 1920х1080 точек каждый. Из этого вытекает большая проблема - для обеспечения такой частоты изображения нужны весьма впечатляющие характеристики отклика одного пиксела телевизионной матрицы, ведь они должны очень четко отрабатывать воспроизведение изображения разных кадров из стереопары. Для обычного 2D-изображения это не очень критично, но в объемном режиме перекрывающиеся кадры станут причиной нечетких границ объектов, особенно на дальних планах. Поэтому специалисты говорят, что для Full HD 3D лучше приспособлены плазменные панели, там время отклика ячейки очень невелико, однако и спад свечения ячейки несколько затянут. Для ЖК-панелей критичным является время отклика пиксела (не более 3 мс), и не все модели телевизоров способны его выдержать. Следующая проблема - передача цифрового потока, несущегося со скоростью 120 кадров в секунду, от устройства воспроизведения (приставки, плеера и т. д.) к телевизору. Привычный интерфейс HDMI версии 1.3 не может с этим справляться. Поэтому в Full HD 3D-телевизорах необходимо использовать HDMI 1.4 или сдвоенный DVI. Двухканальную систему считывания информации с диска должен иметь и плеер.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера