Архив   Авторы  
Темур Козаев

Разговорчики в строю
Hi-techБизнес

Конфликт поколений грозит сломом всех бизнес-моделей на рынке связи

 

Сотовым операторам -покой только снится. На выставках, подобных Mobile World Congress, который недавно отшумел в Барселоне, поверхностный взгляд отмечает обилие новых мобильных гаджетов и обещания вывести на рынок все более скоростные сети связи. Кажется, что у сотовых операторов всего-то и проблем - получить удобные частоты, недорогие лицензии и разрешения на строительство. Но это только парадный фасад, за которым льются невидимые миру операторские слезы. И поводов для этого немало.

Быстрее быстрого

Сеть является самым узким местом мобильных операторов, ведь именно за расширением сети, которое дает им возможность предлагать более "трафикоемкие" услуги, следует увеличение объемов трафика. Вот почему так привлекательна для операторов технология LTE, которая может довести скорость в канале от базовой станции до терминала мобильного пользователя до 150 Мбит/с, что дает возможность смотреть мобильное телевидение в реальном времени, причем с запасом. "Операторы понимают, что LTE - это перспективная технология, а 3G - это вчерашний день", - подчеркивает Виталий Солонин, ведущий консультант J'son & Partners Consulting. И намереваются уже весной начать тестирование услуг 4G в опытных зонах LTE. "Емкость канала - это как холодильник, - шутит Андрей Свириденко, председатель правления группы компаний SPIRIT. - Какой вместительный ни купи, емкость быстро кончается, тем более что видео идет в массы семимильными шагами. Так что основная проблема конкурентных операторов связи сегодня не в том, чем заполнить сети, а в том, что емкость сети при развитии видео очень быстро заканчивается".

Однако строительство -сетей LTE - дело недешевое. Стоимость строительства сети LTE напрямую зависит от количества базовых станций, причем их конкретное количество определяется радиочастотой - чем выше частота, тем больше нужно базовых станций. А стоимость последних зависит от объемов производства. Иными словами, стоимость сети LTE во многом зависит от частоты (этот вопрос в России пока не решен) и зоны разрешенного покрытия. Также пока не известно, на каких условиях необходимый частотный спектр будет отдан рынку. Например, в США это обошлось операторам почти в 10 миллиардов долларов, в Европе - сущест-венно дешевле.

Кроме того, операторам требуется значительное расширение опорных сетей. Виталий Лепехин, старший менеджер отдела решений для опорных сетей Huawei Russia, поясняет: "Если говорить о магистральных сетях, то операторы, построившие сети 10 Гбит/c, стремятся придумать дополнительные услуги и заполнить ими вновь построенные сети. Но остаются проблемы в -подсистеме доступа к базовым станциям, связанные главным образом с дороговизной оптических интерфейсов". К тому же если миграцию опорных сетей операторов связи от 2G к 3G удавалось проводить плавно, то в основу сетей LTE положена иная системная архитектура, что предполагает приобретение новых сетевых элементов.

Единственный механизм заработка операторов - увеличение объема и спектра предлагаемых услуг. Но, по мнению Виталия Солонина, существенный рост трафика видео и мобильного ТВ ожидается только по мере распространения сетей 4G. Только через три года, полагает эксперт, видео займет в России более половины всего мобильного трафика.

Сегодня операторы не ожидают резкого роста видеотрафика для просмотра на мобильном телефоне. Для них интереснее использование мобильной сети для скачивания "тяжелого" контента через беспроводные модемы на компьютеры. Правда, отмечает Павел Ройтберг, директор департамента по развитию продуктов и услуг "МТС Россия", в перспективе оба направления будут развиваться в равной степени. Причем благодаря развитию сетей нового поколения скорость передачи в мобильных сетях будет не ниже, чем в фиксированных. Значит, и время загрузки контента, вплоть до потокового HD-видео, будет примерно одинаковым в фиксированных и мобильных сетях.

Получается, что главное достижение LTE - это фактическое равенство возможностей, предоставляемых фиксированной и мобильной связью? И можно говорить о вытеснении фиксированной связи мобильной? Нет, этот тезис справедлив лишь в частных случаях, говорит Виталий Солонин, скажем, LTE может вытеснить популярный ныне доступ по технологии ADSL, но вот оптика до компьютера - вне конкуренции.

Речь идет не о замене, а о сосуществовании, даже слиянии фиксированной и мобильной связи.

По протоколу

LTE в отличие от предыдущих поколений мобильной связи - это стандарт, основанный полностью на IP-протоколе (All IP). Причем IP становится не просто основой всеобщей унификации телекоммуникационных решений. Он меняет сложившиеся представления об операторских услугах: голос в сети LTE является всего лишь одним из видов передаваемых данных, в то время как в GSM-сетях передача данных позиционируется как дополнение к голосовым услугам. До недавних пор эта разница абонентам не была заметна (переход на IP на уровне операторских сетей - уже свершившийся факт), но несколько лет назад IP‑коммуникации пошли на захват пользовательского уровня. И, пройдя через несколько скандалов, победили.

И вот уже на конгрессе в Барселоне контракт со Skype подписал оператор Verizon Wireless.

А в ЕС в конце прошлого года были приняты новые правила для телеком-индустрии на базе прин-ципа сетевой нейтральности, то есть защищающие права любых провайдеров на доступ к сети.

Иными словами, VoIP-индустрия сделала заявку на достойное место на рынке традиционных телекомов. Именно с этих позиций стоит рассматривать ситуацию с данными сервисами в России, понимая, кстати, что у нас пока нет нормативно-правовой базы, учитывающей специфику технологий на базе All-IP.

"Еще пять лет назад появилась техническая возможность общаться, используя интернет-телефонию, удобно, дешево, с хорошим качеством, да еще интегрировать голос прямо в веб-сайты, в программы и приложения, для получения нового качества коммуникаций, - говорит Андрей Свириденко. - Против традиционных операторов связи сегодня играют не только Skype, но и Microsoft, Google, Adobe, Oracle, ICQ, AOL, Yahoo… А также корпорация Intel, инвестирующая миллиарды долларов в технологию WiMax. И производители сотовых трубок, которые встраивают в телефоны VoIP на базе сетей Wi-Fi, 3G и WiMax". Сопротивляться техническому прогрессу бесполезно. Но что остается на долю операторской братии?

Труби, труба

По сути, проблемы с внедрением VoIP у операторов сводятся к тому, куда "упаковать" цену дешевеющего сервиса. Пока это непросто, ведь в сетях российских операторов голос доминирует: например, в компании МТС доля доходов от неголосовых услуг в российской сети составляет приблизительно 17 процентов (для сравнения: у европейских операторов этот показатель в среднем составляет 25 процентов).

Однако в перспективе голос может вообще стать бесплатной опцией к другим операторским услугам. Для этого необходима инфраструктура широкополосного доступа, способная выдержать нагрузку всей одновременно говорящей абонентской базы, и абонентская плата по принципу "все включено", при которой совершенно не важно, что именно и по каким каналам передается: по телефонным или IP-сетям. (Ну и рекламные модели голосовых услуг связи, с которыми уже экспериментируют некоторые компании.)

Здесь возникает еще один существенный вопрос. До сих пор миры интернет-сервисов и услуг мобильной связи соприкасались лишь в части конкуренции за то, каким способом услуга будет доставлена абоненту: через -компьютер или мобильный телефон. Сами же услуги формируются в своих мирах, независимо друг от друга. По сути, можно назвать единственный сервис - MMS - в качестве примера реально интегрированной услуги: сама она формируется в мире передачи данных, а доставляется на номер мобильного телефона. Настоящая независимость услуг от каналов их доставки - вот та проблема, которую сейчас решает весь традиционный телекоммуникационный мир.

Одно из решений - концепция ENUM (Telephone Number Mapping), принятая ITU. Речь идет о том, что человек получает телефонный номер в специальном международном формате E.164. Этому номеру можно однозначно поставить в соответствие доменное имя в специализированном домене сети Интернет. Минкомсвязи РФ пока изучает этот вопрос, а в Европе популярность ENUM растет.

Смотрите, как интересно получается: западный мир, вошедший в фазу мобильных коммуникаций с телефонами, "залоченными" под конкретного оператора, постепенно сбрасывает узы тесной связи услуг с конкретным оператором.

Потому альянс 24 мобильных операторов вокруг открытой интернет-платформы доставки сервисов, о котором было объявлено в Барселоне, - это действительно знаковое событие. Но не по той причине, о которой трубили СМИ: дескать, это лишь альянс против слишком усилившейся компании Apple. Кстати, величайший респект пиарщикам Apple, которые заставили видеть во всех телеком-событиях связь со своей компанией!

Но в данном случае речь идет о другом - о консолидации поставщиков сервисов вокруг единых платформ (понятно, почему они должны быть открытыми - любой новый участник может легко к ним подключаться). Понятно также, почему к этому альянсу сразу присоединились производители телефонов: они должны быть уверены, что владельцы устройств смогут без проблем пользоваться услугами, появляющимися в сервисном "облаке". Что же остается в такой ситуации на долю традиционных мобильных операторов?

Для того чтобы безбедно существовать в мире, где придется делиться доходами с демпингующими поставщиками IP-сервисов, необходимо великое множество услуг. Ни один оператор, каким бы мощным они ни был, это не потянет. Потому услуги обязательно будут перетекать в новые сервисные структуры.

Эти агрегаторы станут работать с множеством операторов разнообразных сетей, как мобильных, так и фиксированных, по всему миру, используя сервисные платформы, подобные той, о которой заявлено в Барселоне. Они, кстати, всегда будут заинтересованы не только в глобальном, но и в локальном контенте, а потому бизнесу местных поставщиков контента, учитывающего локальную специфику, ничто не угрожает. И, наконец, эти агрегаторы будут предлагать только качественные сервисы, поскольку это их основной бизнес. Да и ценообразование услуг станет для абонентов гораздо более прозрачным, чем теперь: они точно будут знать, сколько стоит конкретная услуга, а сколько - его доставка через оператора.

А вот для последних критически важно, что в этом процессе они утратят контроль за деятельностью сообщества контент-провайдеров. И останутся "на трубе". Плохо это или хорошо - вопрос спорный. Их бизнес станет проще - гонять трафик, подключая к себе все больше внешних сервисных платформ, чтобы таким образом выделяться на фоне конкурентов.

Кстати, и переход на концепцию NGN, как полагают некоторые эксперты, не обязателен - в свете описанных тенденций это просто не нужно. Для пользователей так вообще замечательно! Больше не надо становиться абонентом конкретного оператора для того, чтобы получить определенную услугу. И фиксированно-мобильная конвергенция осуществится, причем не ограниченная рамками одного оператора. И острота проблемы переносимости телефонного номера несколько снимется…

Да, есть определенная доля мудрости в позиции наших операторов и регулятора: понаблюдать со стороны и поднабраться чужого опыта в деле непростого продвижения прогрессивных технологий - 3G, NGN, FMC. Главное - вовремя перейти к активным действиям, чтобы разумная осторожность не переросла в недальновидную нерасторопность.

Может ли высокоскоростная мобильная связь заменить фиксированную?

Это неясно и в долгосрочной перспективе. Сегодня говорить о смерти фиксированной связи рано, так как будущее за слиянием технологий, а потому противопоставлять концепции фиксированных и мобильных сетей неоправданно. В будущем нас ждут комбинированные сети, объединяющие фиксированно-мобильный функционал, в которые будет внедрено большое количество услуг. Поэтому на конгрессе в Барселоне было объявлено много решений, подходящих для обоих типов сетей.


Виктор Солодков

ре­ги­ональ­ный ди­рек­тор Juniper Networks в СНГ

Запуск сетей 3G стал стимулом для резкого роста трафика за счет "тяжелого" мультимедийного контента: 3G-абоненты мобильного Интернета пользуются теми же услугами и сервисами, что и абоненты фиксированного, - например, активно скачивают фильмы. В регионах, где недостаточно развиты проводные сети и/или тарифы проводного Интернета неоправданно высоки, именно мобильный ШПД уже стал для многих пользователей основным.


Павел Ройтберг

ди­рек­тор по раз­ви­тию ин­тер­нет-сер­ви­сов МТС

Да, скорость мобильного ШПД сравнима с фиксированным. Но говорить о бизнес-равенстве можно будет тогда, когда стоимость развертывания мобильных и фиксированных сетей станет соизмерима. А пока инфраструктура мобильного оператора значительно дороже. Значит, мобильным операторам приходится устанавливать более высокие тарифы, ограничивать трафик пользователей и при этом получать гораздо меньшую прибыль за сопоставимые услуги.


Виталий Лепехин

стар­ший ме­нед­жер от­де­ла ре­ше­ний для опор­ных се­тей Huawei Russia

Цена вопроса

Слон в посудной лавке

Примерно так можно описать появление IP-телефонии в мобильных сетях. Вспомните прошлогоднюю историю с компанией Apple, которая заблокировала установку приложения Google Voice на телефоны iPhone 3G, работающие в сотовой сети AT&T. Или отечественный курьез - идею запретить использование Skype. В чем причина "битья посуды"? Просто в прошлом году операторы связи заметили, что в условиях общего снижения темпов роста международных телефонных звонков доля трафика, проходящего через Skype, продолжала стремительно расти. Количество звонков, совершаемых между Skype-пользователями, увеличилось в 2008 году на 51 процент, а в 2009-м, по оценке аналитиков TeleGeography, выросло еще на 63 процента и достигло 54 миллиардов минут (через традиционных операторов дальней связи люди наговорили 406 миллиардов минут). "Skype - крупнейший провайдер международных коммуникаций в мире", - констатировал аналитик TeleGeography Стефан Бекерт. Значит, конкурент. Причем не только в части дальней связи. IP-телефония подняла руку на одну из святынь операторского бизнеса - доходы от роуминга. Значит, воли ему не давать, то есть запретить. Однако американский суд не усмотрел существенных отличий IP-телефонии от других видов коммуникаций и тем самым дал ей зеленый свет.

Рынок

На дальних рубежах

После того как в декабре 2008 года сотовые операторы получили право пропуска трафика дальней связи по своим мг/мн-сетям, которые они к тому времени построили, абоненты начали переходить на мобильную дальнюю связь. При этом, считают аналитики iKS Consulting, фиксированная и мобильная связи оказались в неравных конкурентных условиях. Так, если клиент фиксированной сети заключит договор с сотовым оператором на оказание услуг дальней связи - а он сейчас имеет право сделать такой выбор, - то оператор фиксированной связи обязан направлять его трафик в сотовую сеть. Однако сотовые операторы такими обязательствами не обременены. Аналитики считают, что наступило время переосмысления понятия "дальняя связь", которое должно в равной степени учитывать права и обязанности не только традиционных поставщиков фиксированной мг/мн-связи, но и сотовых, а также операторов VoIP-телефонии и "софтовых" компаний типа Skype или российской SIPNET. Тем более что в целом влияние IP-коммуникаций становится все более заметным. Как сообщают аналитики iKS Consulting со ссылкой на исследование МГТС, в конце 2009 года в виде IP-коммуникаций проходило 20-25 процентов всего дальнего трафика, генерируемого населением Москвы.

Наболело

Догонялки

Массовый переход на IP-коммуникации уже принял необратимый характер, и VoIP в мире фактически стал уже коммуникацией сегодняшнего, а не завтрашнего дня. По данным аналитиков, мировой VoIP-рынок в ближайшие годы будет стремительно расти за счет появления новых привлекательных сервисов и его объем в 2010 году может превысить 13,5 миллиарда долларов. А к 2013 году он составит 32,3 миллиарда долларов. Российские же операторы связи, в том числе мобильной, находятся в позиции догоняющих. Они, может быть, и хотели бы предоставлять дешевые услуги голосовой связи, используя IP-протокол на телефонах абонентов, однако российский Закон "О связи" это пока запрещает. По заказу Минкомсвязи РФ рабочая группа Ассоциации документальной электросвязи готовит поправки к законодательству, в то время как услуги видеосвязи и интернет-телефонии на ПК законом вообще не регулируются. Получается, что российские операторы связи, как государственные, так и частные, находятся в худших рыночных условиях, чем иностранные интернет-операторы нового типа, такие, как Skype, Google, Microsoft и другие, что, мягко говоря, неразумно.

К тому же российские операторы не являются технологичными: они самостоятельно не занимаются разработкой стандартов связи, а внедряют уже существующие, давно разработанные западными компаниями. Таким образом, существует опасность угрозы не только для информационной безопасности и технологической независимости нашей страны, но даже для качества оказываемых услуг. Необходимо, во-первых, принять сбалансированный набор требований к мультимедийной коммуникационной системе для IP-сетей, поддерживаемой базовым ПО российского производства. Можно даже ставить задачи по разработке отечественных стандартов широкополосной голосовой и видеосвязи. Во-вторых, разработать модель взаимодействия IP-сетей и сетей традиционных операторов связи. Например, в виде единого национального VoIP-коммутатора, основная функция которого заключается в сопряжении разнородных сетей (телефонных, фиксированных и сотовых, Интернета) при обмене пакетными данными между их абонентами. Подобная модель ранее уже показала свою дееспособность: аналогичную функцию выполняла компания МТТ на этапе становления российского рынка сотовой связи.


Андрей Свириденко

пред­се­да­тель прав­ле­ния груп­пы ком­па­ний SPIRIT

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера