Архив   Авторы  

Видеополия
Hi-techБизнес

Вступят ли телевизор и Интернет в законный брак

 

Былые дискуссии о том, победит ли Интернет традиционный телик, уже некоторое время назад сошли на нет. Блицкрига технологии IPTV, который предвкушали ее энтузиасты лет пять назад, не получилось. А Интернет начал потихоньку экспериментировать с доступом в телевизор, скорее исследуя подступы к этому бастиону, а не пытаясь взять его штурмом. Но недавно в этой тихой рыночной заводи неожиданно повеяло свежим ветерком, заговорили о новом подходе — ОТТ (Over The Top). Он смог взять лучшее из двух миров, объединив в себе вездесущность и простоту пользования Интернетом с качеством передачи видео по сетям операторов связи. Причем человеку на диване для этого ровным счетом ничего не надо делать. Все, что нужно, обеспечат поставщики контента. А они, как оказалось, воодушевились этой идеей. Такие тяжеловесы, как Sony Pictures и Warner Bros., уже заявили о своей поддержке ОТТ-видеосервисов. Аналитики Informa Telecom & Media успели подсчитать, что уже к 2013 году количество OTT-пользователей превзойдет число абонентов IPTV. И на первом международном форуме Internet TV & Video 2011 (http://internettv-forum.com), который прошел в Москве в марте, все обсуждения так или иначе сводились к OTT. В общем, акулы видеобизнеса ожидают в ближайшее время качественного рывка. А как почувствуют его рядовые пользователи?

«OТT — это не какая-то конкретная технология, а скорее термин, обозначающий принципы доставки видеоконтента через Интернет», — говорит Марат Ахметжанов, директор дирекции интернет-сайтов ВГТРК. В отличие от других технологий, с помощью которых организуется вещание в Сети, ОТТ использует шифрование сигнала, то есть доступ к контенту могут получить только определенные клиенты. Это первый ключевой момент — смотреть видео будут не все подряд, а только реальные подписчики, оплатившие услугу. Второй важнейший элемент OTT — при изменении скорости передачи поддерживается динамическая адаптация качества изображения. Это реализовано в услугах IPTV, но они предоставляются через управляемую оператором сеть, а технологии OTT умудряются делать то же самое при доставке видеосигнала через Интернет, который по определению является неуправляемым. Максимально широкий охват аудитории и онлайн-продажи — такие преимущества ОТТ отмечает заместитель генерального директора RuTube Виктория Вирта.

Еще один краеугольный камень ОТТ — возможность использовать любые абонентские устройства, а не только специальные приставки STB (Set-Top Box), которые нужны для IPTV. Значит, любимые фильмы и телепередачи можно смотреть и на домашнем телевизоре, и на компьютере, а также на всевозможных мобильных гаджетах, медиаплеерах, ТВ-приемниках с выходом в Сеть и т. п. Для зрителя видеоконтент становится вездесущим: в любое время, в любом месте и на любом устройстве. В этом скрыт огромный потенциал потребления видео. Аналитики подтверждают: рост числа имеющихся платформ приводит к росту общего времени просмотра видеоматериалов. Так, по данным NBC Universal Research, 68 процентов опрошенных жителей США отметили, что они смотрят больше ТВ-программ, если те доступны в онлайне.

До недавнего времени для ОТТ в Сети существовал серьезный технологический барьер — время скачивания видеоролика могло намного превышать продолжительность его просмотра. Это объясняется тем, что задержки при передаче информации через Интернет зависят от длины сетевого маршрута между источником информации и ее получателем. В результате потоковое видео при плохом качестве связи периодически «притормаживает» для буферизации. Нетрудно представить себе реакцию футбольного болельщика в голевой ситуации при внезапно застывшей картинке. В лучшую сторону ситуация стала меняться только с развитием широкополосного доступа и появлением сетей распределенной доставки контента CDN (Content Delivery Networks). В этих условиях видеосигнал доставляется по оптимальным маршрутам, а качество трансляции подстраивается под доступную полосу пропускания у абонента. Это очень важно для тех территорий, где с качественным телекоммуникационным покрытием не все идеально. Потому, по словам генерального директора NGENIX Константина Чумаченко, около половины просмотров популярных видеопорталов через CDN приходится сегодня на регионы.

За последние годы сформировалась большая общность людей, которые перестали регулярно смотреть телевизор (или, по крайней мере, говорят об этом). А продвинутая молодежь уже давно предпочитает ящику Интернет. Однако это вовсе не исключает того, что они с удовольствием посмотрят фильм, если для этого будут подходящие условия. Потому ни городской ритм жизни, ни высокая мобильность в общем-то вовсе не противоречат концепции ОТТ. «Дав таким людям то, что они хотят смотреть, там, где им удобно, да еще и по той цене, которая их устраивает, новые видеосервисы, вне всякого сомнения, получат лояльного пользователя совершенно новой формации», — утверждает директор по маркетингу «НТВ-Плюс» Алексей Журавлев. Да и телезрители старшего поколения, привыкшие к эфирному формату на ТВ-приемниках, с распространением интернет-телевизоров составят внушительный резерв аудитории ОТТ-сервисов. Число телевизоров, подключаемых к Сети, по оценкам DisplaySearch, к 2014 году составит 119 миллионов. К тому же заметен прогресс в части контента. Например, в пакет VIERA Connect телевизоров Panasonic вошли несколько видеосервисов, в том числе и портал ivi.ru. «ВГТРК делает специальные сайты/виджеты, которые удобно смотреть именно на таких телевизорах, — говорит заместитель директора дирекции информационных технологий ВГТРК Алексей Скворцов. — И качество картинки такого видео догонит эфирное уже очень скоро». Что же сегодня мешает полностью окунуться в видео в Интернете? Главным образом то, что лишь незначительная часть любимых фильмов и телепрограмм доступна на легальных ресурсах. Такая ситуация связана не только с высоким уровнем пиратства в Сети, но и с нынешними схемами монетизации.

Напомним, что монетизация контента осуществляется обычно либо через продажу, либо через рекламу. Пока рекламный трафик в онлайн-видео не очень велик. Но по прогнозам J'son & Partners Consulting, одним из главных драйверов роста видеорынка в России станет развитие именно онлайн-рекламы. Ожидается, что к концу 2015 года ее доля вырастет до 10—12 процентов. Эксперты утверждают, что многие рекламодатели будут даже сокращать бюджеты на телевизионную рекламу в пользу онлайн-видео. Новые модели доставки контента создают и новые формы рекламы, которая становится таргетированной и более интерактивной. При этом таргетирование может выполняться не только по традиционным социально-демографическим характеристикам, но и по более интересным параметрам, например стилю жизни. Как отмечает руководитель отдела исследования тематических телеканалов TNS Россия Мария Каменская, выгодно это всем участникам рынка. Рекламодатели могут точечно воздействовать на потенциальных потребителей, а сами зрители выигрывают в том, что получают только актуальные для них рекламные предложения, не вызывающие такого раздражения, как общие рекламные блоки.

«ОТТ-технологии существенно снизили стоимость «входного билета» на рынок видеосервисов, что не могло не сказаться на числе игроков, а те в свою очередь принесли новые идеи, сюжеты и форматы», — отмечает исполнительный директор департамента по развитию бизнеса ПО регионального отделения Huawei по России, Украине и Белоруссии Александр Беленький. ОТТ кардинально меняют и способ взаимодействия с потребителем — видео в Сети становится персонифицированным. При этом производители видеоматериалов получают уникальную возможность продавать их напрямую зрителям.

Сегмент ОТТ стремительно набирает обороты, и все больше компаний устремляются в эту нишу. Как считает директор по развитию интернет-проектов «СТС Медиа» Аскар Туганбаев, в ближайшие год-два стоит ожидать роста этого рынка за счет интернет-телевизоров и мультимедийных планшетов. Это, между прочим, означает новые вызовы для участников рынка: чем более продвинутыми станут ОТТ-технологии, тем сложнее будет поставщикам услуг бороться за своего потребителя.

Похоже, время реального симбиоза видео и Интернета действительно пришло: придется контентщикам искать и окучивать свою целевую аудиторию не на словах, а на деле. Неужели за каждого из нас все-таки начнут бороться по-настоящему и близки те времена, когда классику «умного» кино можно будет посмотреть не в три часа ночи, как сейчас, а в 10—11 часов вечера?

Кто будет собирать деньги с видеофанатов?

На видеорынке могут заработать и владельцы продукции, задача которых придумать эффективные схемы монетизации, и провайдеры, уже позиционирующие доставку «тяжелого» контента как дополнительный сервис. Поставщики пользовательских устройств также обратили внимание на этот рынок и предлагают потребителям новые возможности для доступа к контенту: например, один из трендов последнего времени — Интернет на экране телевизоров. Пользователи должны получить качественный сервис — мы видим, что в этом заинтересованы все участники рынка. Но смогут ли они заработать, пока сказать сложно, время покажет.


Николай Асташов

ме­нед­жер ин­тер­нет-про­ек­тов де­пар­та­мен­та ИТ и ав­то­ма­ти­за­ции BBK Electronics в Рос­сии

Существует три условия для быстрого и эффективного распространения модели ОТТ-видео: легкость доступа, качество изображения и простота использования. Пока все эти факторы не будут обеспечены, монетизировать ОТТ-сервисы будет непросто. Можно ожидать рывок в развитии этого рынка после того, как по приемлемой цене появятся устройства с выходом в Интернет, которые позволят «приземлять» видео из Сети на домашний кинотеатр/телевизор с хорошим качеством изображения и звука. Второе условие успешности ОТТ-модели — это возможность большого выбора видеоконтента.


Татьяна Толмачева

ди­рек­тор по стра­те­ги­чес­ко­му раз­ви­тию биз­не­са Cisco в Рос­сии

Интернет — это не только технологическая инфраструктура, он стал ключевой средой и каналом для дистрибуции цифрового видеоконтента. Почти все ТВ-каналы уже вещают в Сети, а мейджоры планируют зарабатывать там до 50 процентов своих доходов. В России за последние два года запущен ряд проектов домашних интернет-кинотеатров, работающих как по рекламной модели, так и по модели абонентской платы. Рекламное время на ТВ выкуплено до конца года, а у рекламодателей остались неизрасходованными 30 процентов бюджета. Эти деньги пойдут в Интернет.


Евгений Соломатин

ди­рек­тор по раз­ви­тию биз­не­са «Комин­фо Кон­сал­тинг»

Пиратство

Время не ждет

Одной из основных проблем видеорынка является пиратство. «Наш опыт показывает, что достаточно хороших результатов в борьбе с распространением нелегального контента можно добиться с помощью специальных сервисов, автоматически удаляющих пиратское видео в социальных сетях и на торрентах», — говорит редактор проекта GetMovies Наталья Титаренко. Но одними такими методами проблемы не решить. Интересный результат показало сравнение количества скачиваний на торрентах фильмов в низком качестве и последующих качественных копий. По наиболее популярным позициям число закачек «экранок» может в 2—3 раза превосходить аналогичный параметр для DVD-рипов. Иными словами, российский потребитель, выбирая между возможностью доступа к новому контенту и его качеством, отдает предпочтение первому. Как же не потерять зрителей, не готовых долго ждать появления новинок на легальных ресурсах? «Надо сдвигать «окна» релизов и предоставлять контент на платных сервисах как можно раньше — это необходимый шаг», — утверждает руководитель проекта «ВебШериф» Владимир Набатов.

Особое мнение

Дело в менталитете

Видеорынку в Интернете сейчас приходится непросто: фактически он только зарождается, причем в достаточно агрессивной среде. Под агрессивной средой я подразумеваю доминирование в Сети пиратского контента, который привлекает потребителей не только бесплатностью, но и скоростью получения новинок. Сейчас в секторе видео ситуация похожа на ту, что была на рынке компьютерных игр в начале 2000-х годов — вал пиратских предложений и мизерный спрос на легальную продукцию по ценам, в разы превышающим пиратские. Тогда ситуацию удалось переломить в основном за счет того, что производители смогли все-таки найти компромисс по ценам. На рынке видеоконтента пока все иначе. На данный момент на пиратских ресурсах почти все новые фильмы пользователь может получить в качестве DVD, иной раз даже раньше их выхода в продажу. А легальная видеопродукция если и попадает в Интернет, то стоимость ее оказывается неприемлемой для пользователя. Да и количество такой продукции, к сожалению, еще не очень велико.

Многие игроки выходят сейчас на видеорынок, окрыленные успехами западных компаний, думая их повторить. Но при этом они недостаточно учитывают российскую специфику бизнеса и низкий уровень технической инфраструктуры. Заметим, что одна из основных предпосылок развития видеосервисов заключается в создании сетей распространения видеоконтента CDN (Content Delivery Network). Именно они нивелируют «цифровое неравенство» регионов, позволяя медиасервисам работать не только внутри МКАД, а практически на всей территории страны. Кроме того, сами правообладатели должны правильно оценивать и понимать существующие реалии. Ведь при легкой доступности контента на пиратских ресурсах сложно заставить пользователя покупать его по цене DVD. Пока участники рынка склонны не столько к специализации и сотрудничеству, сколько к попыткам максимум всего захватить «под себя». Такой путь бесперспективен, и это одна из самых серьезных проблем. Видимо, должно пройти время, чтобы менталитет изменился.


Александр Клинцов

ге­не­раль­ный ди­рек­тор ком­па­нии «СтарБлай­зер»

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера