Архив   Авторы  

Хромированные
Hi-techБизнес

Зачем нетбуки уходят в облака

 

На ежегодной конференции Google I/O в Сан-Франциско (10-11 мая) компании Acer и Samsung Electronics представили две модели мобильных ПК на облачной платформе Google Chrome OS — хромбуков (chromebooks). Их розничные продажи через сервис Amazon, а также сеть магазинов Best Buy должны начаться в середине июня этого года. Выпустить облачные нетбуки намерены и другие компании первого эшелона, в том числе ASUSTeK Computer и Sony. Насколько успешным окажется дебют нового класса устройств, покажет время. Ведь хромбуки еще должны найти своего покупателя. А пока по-пробуем разобраться, чем же могут заинтересовать пользователей подобные девайсы.

О том, что Cеть — это компьютер, с конца прошлого века можно было узнать из девиза компании Sun Microsystems (ныне входит в корпорацию Oracle). Сегодня слова в этом слогане можно смело поменять местами. Доступ в Сеть нужен в любое время, в любом месте и с любого устройства. И не важно, что это — ПК, ноутбук, планшет, нетбук или любой иной гаджет. По мнению эксперта аналитической группы SmartMarketing Светланы Завьяловой, вендоры активно ищут «идеальный форм-фактор» — устройство, которое может стать неким стандартом для доступа в Интернет. Поначалу большие надежды связывались с нетбуками, и вот почему. Эти мобильные компьютеры, предназначенные для работы в Сети, с маленьким экраном и невысокой производительностью, отличаются компактными размерами, небольшим весом, низким энергопотреблением и, самое главное, невысокой ценой. «Нетбуки позволили быть онлайн и работать с документами вдали от дома или офиса, не обременяя своими размерами и весом, чем и завоевали огромную популярность», — отмечает руководитель отдела по связям с общественностью ГК «Связной» Елена Ноготкова. Обычно нетбуки приобретаются как дополнение к существующему ПК и вполне справляются с задачами второго компьютера. Ведь по мощности их можно сравнить разве что с настольным ПК десятилетней давности.

С появлением планшетов iPad шумная эйфория вокруг нетбуков быстро пошла на убыль и сменилась даже легким разочарованием. Сегодня аналитики рисуют совсем не радужные перспективы для этих мобильных девайсов. Так, по оценке DisplaySearch, объем поставок нетбуков на мировой рынок в 2011 году ожидается на уровне 25,4 миллиона штук, почти на 20 процентов меньше по сравнению с прошлым годом. По данным компании Microsoft, в первом квартале этого года поставки устройств на мировой рынок упали на 40 процентов. А вот по мнению технологического консультанта по клиентским системам Fujitsu Technology Solutions в России Андрея Перкина, на данный момент ажиотаж вокруг нетбуков хотя и спал, но продажи остаются на достаточно стабильном уровне. Параллельно растет их производительность и функциональность: сейчас нетбуки позволяют воспроизводить полноформатное видео высокой четкости и даже играть в не слишком сложные 3D-игры. Однако время автономной работы этих компьютеров назвать рекордным сегодня уже трудно. По сравнению с другими мобильными ПК у нетбуков осталось, пожалуй, одно неоспоримое преимущество — низкая цена.

Примерно за полгода до объявления iPad компания Google выпустила операционную систему Chrome OS, появление которой обязано проекту Chromium. Еще во время ее анонса в июле 2009 года было заявлено, что новая ОС на ядре Linux, внешне представляющая собой веб-браузер для доступа к облачным сервисам, избавит пользователей от вирусов и предложит невероятно короткое время загрузки компьютера. Дело в том, что все взаимодействие пользователя идет только через браузер, а вместо локальных приложений задействуются веб-приложения из Сети. Причем значительная их часть разработана и поддерживается самой компанией Google. На основных характеристиках Chrome OS акцентирует внимание инженер Google в России Никита Костылев — мгновенная загрузка, стабильное подключение к Сети (по Wi-Fi или 3G), встроенные системы безопасности, автоматическое обновление, а также возможность хранения документов в облаке. «Будущее облачных технологий — в сокращении количества «железа», которое нужно носить с собой», — уверен руководитель направления ноутбуков Samsung Electronics Аркадий Граф. В идеале требуются только экран и клавиатура. В результате — меньше энергопотребление, легче устройство, а значит, и стоимость ниже. Первые устройства на базе Chrome OS должны были появиться во второй половине 2010 года, но новая платформа неожиданно превратилась в «долгострой». Лишь в декабре прошлого года Google представила прототип — Cr48. И вот наконец долгожданный анонс коммерческих моделей. Что же они собой представляют?

На первый взгляд хромбуки выполнены без особых излишеств и напоминают большие смартфоны с клавиатурами для веб-серфинга. У Samsung Series 5 Chromebook диагональ экрана ЖК-дисплея — 12,1 дюйма (1280x800), у Acer Chromebook — 11,6 дюйма (1368x768). Обе модели оснащены широкими сенсорными панелями управления (тачпадами), а также модулями Wi-Fi и 3G (опционально). Базируются хромбуки на двухъядерных процессорах Intel Atom N570 (1,66 ГГц). В стандартную конфигурацию включены также 2 Гб памяти, 16-гигабайт-ный твердотельный накопитель (SSD), два USB-порта, веб-камера, слот карт-ридера (SD, SDHC, SDXC, MMC) и порт HDMI (miniVGA). Для Acer Chromebook время автономной работы составляет не менее 6 часов, а для модели от Samsung — 8,5 часа. Скорость загрузки действительно впечатляет: примерно через 8 секунд после старта доступны все веб-сервисы. Работать с базовыми приложениями — почтой Gmail, офисным пакетом Google Docs и Google Calendar — в офлайне можно будет уже этим летом.

Андрей Перкин особо -отмечает простоту работы с облачными устройствами. Действительно, пользователю, имеющему навыки работы в Интернете, не придется разбираться с новым интерфейсом. Ведь здесь нет никакого виртуального рабочего стола, как в традиционных операционных системах. Браузер запускается при загрузке компьютера и исчезает при его выключении. На клавиатуре хромбуков вместо функциональных (F1 — F12) располагаются клавиши навигации браузера (вперед, назад, полный экран, перезагрузка), а Caps Lock заменена на клавишу быстрого поиска.

Нельзя забывать и о преимуществах облачного хранения данных, когда даже кража компьютера не ведет к потере конфиденциальной информации. Безопасность хромбуков обеспечивается посредством многоуровневой защиты. «В Chrome OS применяется режим безопасной загрузки, а также шифрования данных», — отмечает Никита Костылев. Кроме того, каждый сайт открывается в отдельной вкладке, находящейся в изолированной защищенной программной среде. Еще одним залогом безопасности системы является постоянное обновление Chrome OS.

Интересно, что хромбуки будут распространяться не только в ритейле. Компании и образовательные учреждения с числом пользователей от десяти могут приобрести новинки, оформив трехгодичную подписку. Заказчик получает сами компьютеры, гарантию, регулярные автоматические обновления, средства группового администрирования и телефонную поддержку. Стоимость такой аренды для коммерческих организаций — 28 долларов в месяц на одного сотрудника, а для учебных заведений — 20 долларов.

Итак, быстрый старт, удобная работа с веб-приложениями и улучшенная безопасность. Но желания тотчас пополнить свой компьютерный арсенал еще одной мобильной новинкой не возникает: в «железе» ничего особенного, время автономной работы не впечатляет, а самое главное — цены оставляют желать лучшего. Так, за Acer Chromebook (Wi-Fi) на Amazon уже просят 349 долларов, а за Samsung Series 5 Chromebook (3G) и вовсе 499 долларов. За такую сумму можно приобрести полнофункциональный ноутбук, а то и вообще iPad. Возможно, ситуация изменится, когда свои модели хромбуков объявят другие фирмы-производители. Ведь, по предварительным оценкам, диапазон цен для новых устройств не превышал 200-250 долларов. Невысокая стоимость надежного и простого в обращении девайса наверняка могла бы привлечь внимание отечественных пользователей. А пока Россия не вошла даже в число стран, где в ближайшее время будут продаваться хромбуки.

Есть ли шансы у облачных нетбуков?

Россия — это один из самых быстрорас-тущих интернет-рынков с огромным -потенциалом распространения широкополосного доступа в регионах. По последним данным ComScore, наша страна занимает второе место по количеству интернет-пользователей в Европе. Рост аудитории, развитие инфраструктуры, государственный интерес к данной отрасли, желание пользователей больше находиться в Сети — все это говорит о том, что у облачных устройств в России могут быть неплохие шансы.


Никита Костылев

ин­же­нер Google в Рос­сии

Несколько лет назад у разработчиков возникла идея представить нетбуки на базе Linux, которые смогли бы, обеспечив легкий доступ к Сети, сделать невостребованными девайсы на базе Windows. Однако исследования рынка показали, что пользователи наряду с веб-приложениями предпочитают привычные локальные приложения, обладающие богатым функционалом. В итоге более чем 90 процентов нетбуков поставляются именно с ОС Windows.


Владимир Габриэль

ру­ко­во­ди­тель эк­спер­тной груп­пы Microsoft в Рос­сии

Выход нетбуков на Chrome OS вряд ли серьезно всколыхнет мировой рынок, не говоря уже о российском. У них слишком большая зависимость от внешней инфраструктуры. Облачный компьютер выглядит инновационным и обладает рядом интересных особенностей, при этом он может быть дешевле обычного нетбука. Но стоят ли все эти преимущества полной потери работо-способности при отсутствующем подключении к Сети?


Андрей Перкин

тех­но­ло­ги­чес­кий кон­суль­тант по кли­ент­ским сис­те­мам Fujitsu Technology Solutions в Рос­сии

Авторитетно

По любому сценарию

Не секрет, что мобильные компьютеры уже несколько лет продаются активнее, чем настольные ПК. Например, у нас получается следующее соотношение: в четвертом квартале прошлого года мобильные компьютеры составляли 59 процентов от всех проданных ПК Lenovo. Что же касается нетбуков, то они привлекают покупателей как низкой ценой, так и широкими возможностями. С одной стороны, вы получаете мобильный компьютер по минимальной цене — около 10 тысяч рублей или даже меньше (для моделей Lenovo IdeaPad в России). С другой — такое устройство позволяет запускать те же программы, включая даже некоторые игры, что и полноценный ноутбук или настольный ПК. Благодаря моделям со встроенными модулями WiMAX и 3G можно быть на связи с друзьями и коллегами постоянно: в любое время, в любом месте. Но нетбуки — это прежде всего устройства для общения и развлечений, в то время как для рабочих задач предлагаются не менее компактные, но все же более производительные модели компьютеров.

Переход к облачным технологиям уже де-факто состоялся: все больше пользователей используют такие сервисы для деловой переписки и общения, развлечения и работы. Можно сказать, что есть спрос на "легкую" операционную систему с поддержкой современных веб-сервисов. При этом ОС Google Chrome — не единственное решение. Например, Lenovo выпускает и продает (в том числе и в России) ноутбуки и нетбуки с операционной системой MeeGo. Основные преимущества таких решений — быстрая загрузка и выключение, максимально высокая производительность даже на компактных устройствах. Тем не менее задачи, для которых требуется мощный ноутбук или даже настольная рабочая станция, все равно остаются. Все производители аппаратного обеспечения, и Lenovo, разумеется, не исключение, заинтересованы в том, чтобы предложить идеально сбалансированные устройства для всех пользовательских сценариев.


Бай Юйли

ге­не­раль­ный ди­рек­тор Lenovo в Рос­сии и стра­нах СНГ

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера