Архив   Авторы  
Финалисты в «Битве стартапов». Кирилл Рожковский, Виталий Дубинин, Анатолий Ларин, Сергей Коновалов

На старт. Up!
Hi-techБизнес

Вполне возможно, что в пространстве RIW вращалось несколько гениев. Почему их не разглядели?

 

Одной из центральных тем на очередной интернет-неделе (Russian Internet Week, RIW) стали российские стартапы. Оно и понятно: где, как не в этом онлайновом мире, таком молодом и сметающем все стереотипы в человеческих коммуникациях, искать питательную среду для воплощения творческих замыслов молодых предпринимателей? На RIW 2011 им посвятили целую «Аллею инноваций» и провели настоящую «Битву стартапов», организаторами которых выступили РАЭК, журналы «Итоги» и «Интернет в Цифрах», академия проектов Farminers, а также веб-ресурс Nomobile.

Правда, тех, кто рассчитывал встретить на прогулке по «Аллее» русскоязычного Билла Гейтса или Стива Джобса, ждало разочарование: личностей такого бизнес-масштаба там не было. Но расстраиваться по этому поводу не стоит. Ведь и сам Интернет, и онлайновое предпринимательство в России дело молодое, им всего около двадцати, а американской Silicon Valley, вскормившей нынешних высокотехнологичных кумиров, давно перевалило за полтинник. В каком состоянии пребывали Билл Гейтс и Стив Джобс лет эдак 20 или 30 назад? В состоянии бурного технологического роста и мировой экспансии. Фигуры такого уровня у нас сегодня есть: Сергей Белоусов (Parallels), Давид Ян (ABBYY), Аркадий Волож («Яндекс»). А за ними уже идет следующее поколение российских интернет-инноваторов — те, кого мы встретили на RIW.

Мечта инвестора

Мировая наука об инвестициях придумала классификацию: улучшающие инновации (те, которые делают существующие продукты и услуги удобнее или приятнее) и разрушающие — в смысле революционной замены одного поколения технологий на принципиально новые. Проекты второго типа, между прочим, у нас также встречаются. В частности, Михаил Цыганков, управляющий директор Фонда посевного финансирования Microsoft в России, упоминает проект PiratePay, отмечая, что он способен перевернуть сегодняшние представления о пиринговых сетях как оплотах цифрового пиратства просто потому, что у правообладателей появляется возможность очень легко распространять по ним легальный контент. Люди готовы платить за контент, уверен эксперт, весь вопрос в удобстве взаимодействия с Сетью.

«Мечта любого инвестфонда — поддержать революционную идею типа Skype, которая перевернет весь мир коммуникаций, но это редкость», — отмечает Цыганков. Однако на стадии первых версий сервиса крайне трудно разглядеть идею, которая вырастет в новый Facebook, рассказывает Татьяна Цветкова, директор по развитию бизнеса Fast Lane Ventures: «Все громкие бизнес-модели, например, Groupon или Facebook, начинали совсем не такими, какими мы видим их сейчас. Они прошли несколько циклов развития, постоянно улучшая продукт». Впрочем, не только редкие разрушительные инновации, от вида которых у инвесторов загораются глаза, определяют погоду на инновационном рынке.

Даже икона современного хайтека Стив Джобс, по большому счету, не относится к данной категории: его достижения носят по большей части улучшающий характер для базовой технологии традиционного интерфейса человека и машины. Да и его воздействие на бизнес в своем сегменте достаточно ограниченно: согласно данным аналитиков IDC, всего лишь около 5 процентов всех мобильных телефонов, купленных в мире в первом полугодии 2011 года, произведено компанией Apple. Правда, по своим доходам и капитализации она в числе глобальных лидеров. И вот здесь зарыта главная собака успешной инновационной деятельности — потенциальная доходность! Вот почему инвесторов не сильно расстраивает малочисленность русскоязычных Стивов Джобсов: они умеют зарабатывать на большом количестве улучшающих инноваций, которые революционными никак не назовешь.

Анализ покажет

Именно такими, по оценкам экспертов, занимавшихся анализом стартап-проектов на RIW, оказались финалисты конкурсов. «Технологических прорывов я не увидел, — говорит Дмитрий Чихачев, управляющий партнер Runa Capital, — но этому есть объяснение. Технологически сложное ПО рождается не в виде озарения молодых мозгов, а как следствие опыта. Но в нашей стране немного мест, где можно получить такой опыт. Вузы не готовят специалистов по организации бизнеса на базе технологически сложного программного продукта. Остается только работа в крупной серьезной компании. Но у нас стартапами сегодня увлекается в основном молодежь, такового опыта не имеющая. И понятия «серийный предприниматель», обычного для Запада, — оно описывает человека, который уже запустил в коммерческое плавание 2—3 стартапа, — у нас вообще нет».

Получается, что молодость наших интернет-стартаперов — это не обязательный элемент, а всего лишь временный признак молодости самой предпринимательской культуры. Но общий ее уровень и темпы роста, по оценкам экспертов, выглядят очень неплохо. Потому что в улучшающих инновациях для инвесторов критически важны, во-первых, количество — их должно быть много — и, во-вторых, очевидные рыночные перспективы. «Инвестор оперирует системными категориями: потенциал идеи, качество команды, масштабируемость сервиса, возможность выхода на зарубежные рынки, долгосрочное конкурентное преимущество, возможность быстрого роста базы пользователей», — поясняет Татьяна Цветкова.

Интернет-среда при этом создает новые возможности: потенциальными клиентами могут быть все интернет-пользователи планеты. «Мы всегда оцениваем новый проект с точки зрения его способности вырасти в транснациональный бизнес», — замечает Любовь Симонова, эксперт инвестфонда Almaz Capital Partners. В этой связи она отмечает среди участников «Аллеи инноваций» проект ResumeUp: «Это не революционная идея, но мы видим очень хорошую рыночную нишу: услуги по удобному восприятию большого потока резюме весьма востребованы в разных странах. А то, что он реализован в жанре инфографики, снимает языковые барьеры».

«Аллейный» проект «Налогия» того же класса: узконишевый, но с потенциально широкой аудиторией. Он предназначен для помощи обычным людям при составлении налоговой декларации. А вот Дмитрию Чистову, главному аналитику РАЭК, особо приглянулся с виду вроде бы простенький проект «Будист.Ру»: он уверен, что множество людей согласится платить небольшие суммы за то, чтобы получить возможность разбудить незнакомого человека своим оригинальным звонком… Понятно также, почему среди четырех финалистов «Битвы стартапов» — два проекта из области игр: это ведь та великая сила, которая приводит в движение миллиардные денежные потоки. Однако если вы полагаете, что придумать и запустить проект такого класса просто, сильно ошибаетесь.

Старт с пролонгацией

«К сожалению, 90 процентов стартапов, которые я видела, переоценивают либо потенциал рынка, либо важность решаемой проблемы или удовлетворяемой потребности человека», — сетует Татьяна Цветкова. Массовая аудитория — это ведь очень тонкая материя. Массовый пользователь по природе своей консервативен: он гораздо более придирчиво относится к новой услуге, чем его сосед инноватор, который готов простить разработчику много бизнес-недочетов ради новых ощущений. К тому же, напоминает Дмитрий Чихачев, у Интернета есть собственный подводный риф: люди, привыкшие к бесплатным интернет-услугам, с трудом переходят на коммерческие рельсы.

Но даже если придумана хорошая идея и найдены методы заработка, праздновать победу рано. Свой проект еще надо уметь грамотно представить инвестору. «А вот с навыками самопрезентации у наших стартаперов туговато, и они не считают нужным специально этому учиться, — сокрушается Любовь Симонова. — Ведь стартап-проект побеждает в конкурсах примерно так же, как фотомодель на кастинге: участвует в новых и новых просмотрах, анализирует реакцию экспертов, совершенствует проект — и так до тех пор, пока не «зацепит» инвестора». Оказывается, победа в конкурсе — это не быстрая награда за креативную идею, а ежедневная будничная работа профессионального конкурсанта. Совсем не случайно на RIW среди финалистов конкурса оказались проекты с целой конкурсной историей.

И это обычная жизнь стартапа, говорят эксперты, по-другому никак. Любовь Симонова рассказывает, что она частенько разыгрывает с начинающими молодыми бизнесменами следующий психологический этюд: «Посмотрите на себя в зеркало и спросите, готовы ли увидеть там вместо нынешнего пышущего здоровьем и энергией лица изможденное существо с запавшими от хронического недосыпания глазами, у которого нет друзей и любимых, потому что все 24 часа в сутки он отдает своему стартап-проекту? Если готовы, занимайтесь инновационным предпринимательством дальше». И вот что по-настоящему радует профессиональных инвесторов: таких людей становится у нас все больше. И они взрослеют в прямом и переносном смысле вместе со своими проектами и рынком стартап-проектов.

Так что вполне возможно, что в пространстве RIW вы несколько раз прошли мимо будущего Марка Цукерберга. Только не разглядели его.

Если RIW — это зеркало Рунета, как отразились в нем стартапы?

Среди полутора сотен заявок, отправленных на конкурс RIW, были представлены далеко не все бизнес-модели, развиваемые сейчас в России. Например, активно появляются новые компании в сфере электронной коммерции и туризма (5 из 10 приходящих к нам проектов — из этой области). Много стартапов решают проблемы бизнеса: поиск бизнес-партнеров, новые методы управления бизнес-процессами, недорогая платформа для организации интернет-магазина.


Татьяна Цветкова

ди­рек­тор по раз­ви­тию биз­не­са Fast Lane Ventures

Финалисты конкурсов, с точки зрения бизнеса, выглядят вполне разумно — они понимают, как идея поможет зарабатывать деньги. Супертехнологий я не увидел, но это всего лишь означает необходимость усиленно думать о том, как победить на высококонкурентном рынке. А в таких условиях успех всего предприятия на 60, если не все 80 процентов определяется командой. Потому отрадно отметить, что наши команды интернет-стартапов с каждым годом становятся все сильнее.


Дмитрий Чихачев

уп­рав­ля­ющий пар­тнер Runa Capital

Очевидно, что у нас есть люди, и их немало, которые готовы работать круглосуточно, вкладывая максимум своих способностей в становление собственного дела. По большому счету, не так много времени прошло после распада Советского Союза, но уже появилось целое поколение, которое готово распорядиться всеми новыми возможностями: учиться в разных странах мира, строить собственный высокотехнологичный бизнес, успешно проходя непростой путь от идеи до работоспособного проекта.


Любовь Симонова

эк­сперт Almaz Capital Partners

Результат

Финалисты в «Битве стартапов»

Кирилл Рожковский — проект-победитель Omyconf! Система деловых контактов для профессиональных мероприятий. Помогает собирать данные обо всех участниках и коллегах, обмениваться информацией, а также проводить интерактивные презентации с участием присутствующих в зале. Пригодится тем, кто часто посещает пресс-конференции, семинары, форумы и выставки.

Виталий Дубинин — проект AdWired. Система, ориентированная на взаимодействие рекламодателей с разработчиками рекламы в мобильных сетях. Помогает им встретиться напрямую или выступает в качестве посредника. Таргетированная и очень интерактивная.

Анатолий Ларин — проект GeoPoly. Социальная геолокационная игра, которая позволяет понарошку покупать настоящие здания, улучшать их, повышать стоимость аренды и виртуально богатеть.

Сергей Коновалов — проект Carsnap. Racing. Еще одна игра — участники в реальном времени и пространстве совершают заезды на скорость, а специальное приложение на мобильных устройствах выступает в роли организатора, рефери и зрителя. Выигрывает тот игрок, которому удается оторваться от преследователя на 100 метров. Отслеживание маршрута и отрыв фиксируются GPS-датчиками, а результаты транслируются в соцсети.

Перспективы

Питание для инноваций

Безусловно, инновационный облик страны определяется далеко не только наличием личностей, соразмерных Биллу Гейтсу или Стиву Джобсу. Инновационная экономика держится на системе, инфраструктуре, которая, по сути, работает над одной-единственной и очень важной задачей — сделать так, чтобы талантливый человек и капитал встретились, подарив миру новые технологии, продукты, сервисы. Для этого необходимы вузы, технологические центры и комфортный инвестиционный климат.

Для того чтобы небольшой стартап за несколько лет превратился в «эпохальную» компанию стоимостью несколько сотен миллионов долларов, необходимо определенное стечение обстоятельств, удачное совпадение времени и места действия. Посмотрите на то, что сегодня происходит: на различных конкурсах можно увидеть массу проектов. Большинство из них не предлагает ничего принципиально нового. Подавляющее большинство не дотянет и до второго дня рождения компании. Но если на каждую тысячу проектов будет приходиться один поисковик Яндекс или переводчик Lingvo, значит, остальные 999 появились и исчезли не зря. Каждый успешный проект прорастает из накопленного инновационного опыта всего рынка, сотен и тысяч провальных идей и попыток. Это нормально. Так и идет развитие человеческой цивилизации.

Иоганн Гутенберг в XV веке со своим методом печати с помощью подвижных литер не придумал ничего нового, просто удачно объединил уже известные технологии. Генри Форд сделал то же самое, ведь до него были десятки вариантов чего-то, похожего на автомобиль. И нам, членам экспертного совета конкурса стартапов RIW, было бы крайне приятно лет через пять сказать, что некая успешная интернет-компания начинала свой бизнес с нашего конкурса. Это вполне возможно, потому что нашей индустрии стартапов не хватает одного: предпринимательского опыта и менталитета, что и объясняет нынешний перекос — великолепные технологические решения не всегда становятся успешным бизнесом. С этих позиций время работает на нас, то есть на инновационную инфраструктуру.


Дмитрий Чистов

глав­ный ре­дак­тор жур­на­ла «Интер­нет в Циф­рах», глав­ный ана­ли­тик РАЭК

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера