Архив   Авторы  

Бесчеловечный торг
Hi-techБизнес

Высокие технологии проверят на прочность «низкие истины» отечественной торговли

 

Посетителей форума RUSNANOTECH ожидали разные сюрпризы. Например, макет привычного торгового зала супермаркета «Перекресток». Но не совсем обычный — в нем знакомые фигуры кассиров и сотрудников, подсчитывающих наличное количество баночек с майонезом и шпротами, заменили технологии. По науке они называются радиочастотными метками (Radio Frequency Identification, RFID). Заменят ли в ближайшее время радиотехнологии продавцов в наших супермаркетах?

Отличия RFID-меток от привычных штрихкодов на упаковках огромны: чип дает доступ к разнообразной информации, включая сведения о производителе, сроке годности, хоть о калорийности и содержании сахара. Один считыватель может охватить одновременно до 200 предметов, лежащих в корзине в любом порядке, — прямая видимость метки ему не требуется. Причем эта метка начинает работать с момента поступления товара на склад магазина: автоматически зафиксирует все перемещения продуктов вплоть до выхода посетителей с сумками из торгового зала. Еще и тревогу поднимет, если баночка шпрот вдруг спрячется в кармане пальто недобросовестного покупателя. А для оплаты ему, кстати, достаточно мобильного телефона с платежным NFC-чипом. В общем, набрал человек тележку провизии, и, пока толкал ее к выходу, один чип посчитал сумму покупки, а второй облегчил его мобильный кошелек.

Торговые сети, уже использующие эти технологии, — Wal-Mart, Metro,Tesco — довольны: убытки от воровства снизились на 10—15 процентов, а продажи выросли, поскольку ходовой товар всегда есть на полках. Наклеиваются RFID-метки точно так же, как и штрихкоды, только кассиру надо заменить лазерный сканер на радиосканер. Это недорого.

Правда, IT-систему магазина придется несколько модернизировать. Но при этом можно предложить покупателям новые возможности: например, предварительный заказ, участие в акциях и т. п. «RFID-метки можно встраивать в карты лояльности, — размышляет Владислав Тропко, инвестиционный менеджер «РОСНАНО». — В этом случае системы «умного магазина» будут узнавать покупателя прямо на входе и сообщать о скидках на любимый товар».

Вот только не спешат торговые центры планеты включаться в технологическую гонку. Даже пионер этого движения Wal-Mart пользуется «радиофикацией» весьма ограниченно. Во-первых, есть чисто технические проблемы. Скажем, на кассе необходимо изолировать товары одного покупателя от других, которые, например, расположены рядом на полках. На демонстрационном стенде RUSNANOTECH для этих целей устанавливался специальный экранирующий тоннель, поясняет Михаил Миньковский, вице-президент «СИТРОНИКС», а вот решения этой задачи на открытом пространстве пока не существует. Во-вторых, сами метки пока дороги — около 3—5 рублей за штуку. «По мере распространения технологии RFID производство будет расти, а цены — постоянно снижаться», — уверен Владислав Тропко. Но для этого, сходятся во мнении все эксперты, метки должны устанавливать на продукцию сами производители товаров в своих цехах. Но вот незадача: самая массовая продукция — продукты питания — пока не очень подходит для этих целей. Скажем, дешевые метки плохо работают на металлических поверхностях, а также на мясе и напитках. Технически и экономически оправданными оказываются сегодня продажи более дорогой продукции. Скажем, Wal-Mart экспериментирует с RFID на джинсах и белье. Но перспективных областей не так много — чем дороже товар, тем более необходимы консультации с живым продавцом, а выигрыш за счет оперативного пополнения витрин меньше.

Однако X5 Retail Group обещает открыть для покупателей тестовый радио-«Перекресток» уже в следующем году. Посмотрим, что нам продадут новые технологии.

Что ограничивает возможности радиочастотных магазинов?

На данный момент RFID-метки корректно работают не на всех товарах и видах упаковок. Кроме того, есть проблема взаимовлияния близко расположенных меток. Нужно также помнить, что антикражные ворота должны быть удалены от продуктовых полок не менее чем на 10 метров, иначе они будут реагировать на товары на витрине. Поэтому антикражное решение нельзя использовать в маленьких торговых точках. Однако технология развивается, и в будущем мы справимся с этими трудностями.


Михаил Миньковский

ви­це-пре­зи­дент по но­вым тех­но­ло­ги­ям «СИТРОНИКС», ди­рек­тор цен­тра но­вых тех­но­ло­гий «Энвижн Груп»

C моей точки зрения, из-за высокой стоимости технологии российский рынок пока еще не готов к активному использованию RFID-меток. Применение данной технологии экономически оправдано прежде всего на складах, работающих с дорогим товаром, когда удельный вес стоимости метки незначителен. К тому же существует риск неверного считывания информации.


Алексей Рыбалка

ме­нед­жер по ра­бо­те с кор­по­ра­тив­ны­ми кли­ен­та­ми «КОРУС Кон­сал­тинг»

Магазину, как и любому бизнесу, надо думать о прибыли, включая эффективность используемых технологий. На нынешнем этапе RFID более эффективна там, где товары имеют более высокую стоимость. То есть выбор между продуктовым супермаркетом и магазином бытовой электроники будет сделан в пользу последнего, поскольку стоимость метки относительно большинства товаров здесь незначительна по сравнению с куском колбасы и стоимостью метки для него.


Александр Федин

ге­не­раль­ный ди­рек­тор ком­па­нии «АйТи. Смарт сис­те­мы»

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера