Архив   Авторы  

Легализуй это!
Hi-techБизнес

В Минкомсвязи изобрели новое оружие против цифровых пиратов

 

Полная и окончательная победа над цифровыми пиратами в масштабе всей РФ стоит всего 35,4 миллиона рублей. Такое ощущение вызывает информация о создании прототипа государственной национальной платформы цифрового контента, выполненного за эти деньги по заказу Минкомсвязи России командой специалистов компании «МУЗ.РУ». Неужели удастся?

Весь остальной мир не додумался до такой идеи только потому, что лобби их правообладателей действует по принципу «виновны все, кроме правообладателей», считает Сергей Сичкар, генеральный директор «МУЗ.РУ», а вот наши президент страны и профильный министр — теперь уже бывшие — исходили из того, что эффективнее изначально не допускать правонарушений и наказывать только тех, кто злостно нарушает правила легального оборота контента. Каким образом? Все правообладатели добровольно отдают свои файлы — они становятся при этом эталоном — на хранение в это единое хранилище, там они регистрируются и помечаются специальной меткой watermark. Она дает возможность следить за их дальнейшим распространением — этим также занимается сама платформа, фиксируя и сообщая владельцу прав, кто и в каком объеме этот фильм или альбом скачал. Ежели кто попадется на хранении файлов без такой метки, значит, его можно смело тащить в суд как цифрового пирата.

Сама по себе идея одного проверенного источника легального контента хороша. Вот только работать она будет лишь в том случае, когда все нынешние распространители цифровых произведений дружно решат черпать музыку и фильмы для своих потребителей только из этого источника. А они, как оказывается, к такому повороту событий не готовы. «Смысла передавать контент в госхранилище мы не видим, — говорит Дмитрий Ключников, представитель агрегатора цифровой музыки ИММО. — Кроме того, согласно действующим сегодня договорам с правообладателями передача контента на серверы третьих лиц исключена. Хранение допускается исключительно на наших серверных мощностях». «Зарубежные правообладатели уже давно выстроили свои отношения с порталами легального видео, которые сейчас набирают обороты. Думаю, что работать напрямую гораздо проще», — считает Юрий Сапронов, генеральный директор «Всемирных Русский Студий». Егора Яковлева, генерального директора компании Tvigle Media, удивляет, почему хранилище должно быть государственным, если объекты хранения подпадают под определение частной собственности: «Пока мы очень сдержанны в оценке этой идеи, которая не учитывает сложившихся реалий работы с зарубежными правообладателями, предоставляющими наиболее востребованный контент, а они крайне настороженно относятся к российскому рынку, эффективно защищающему на сегодня только пиратов». Однако на нынешнюю ситуацию с пиратством появление госплатформы никак не повлияет.

«Хранилище будет работоспособно только в том случае, если параллельно будет принято законодательство, предусматривающее серьезную (не символическую!) ответственность за нарушение авторских прав, отраженных в реестре. В противном случае что помешает пиратам продолжать распространять контент незаконно? — спрашивает Сергей Корнихин, генеральный продюсер интернет-кинотеатра ivi.ru. — Сам по себе реестр проблемы пиратства не решит, обеспечив по сути даже не защиту, а только ее видимость». И для Юрия Сапронова привлекательность госхранилища также напрямую зависит от его антипиратских возможностей — оно должно взять на себя все риски по возможной утечке контента через нелегальные каналы, дать гарантии невозможности такого развития событий и установить компенсации. Добиться этого вряд ли удастся, полагает Давид Дишдишян, исполнительный директор кинокомпании DT production: «Каждая площадка хранит и отдает пользователю файлы в разных форматах с разным качеством. Значит, необходимо принять единый стандарт качества или хранить несколько вариантов контента. Для этого потребуются фантастические ресурсы: физические емкости хранения, пропускная способность каналов связи, особенно в условиях перехода к HD, финансирование». Его в первую очередь беспокоит вопрос надежности хранения данных на одной государственной площадке. Действительно, ЦОД или распределенное облако, буквально набитое деньгами — востребованным контентом эталонного качества и с антипиратской «справкой», — не может не попасть на прицел к хакерам. С безопасностью данных в облаках и так проблем непочатый край, а в данном случае нет уверенности, что у государства будут достаточные деньги на такую разработку.

При всем при этом новое хранилище фактически не предлагает интернет-порталам нового функционала. Удаленное управление контентом со стороны правообладателя, детальная отчетность о скачиваниях есть и на существующих площадках. К тому же на них уже работают автоматизированные биллинговые системы, помогающие оперативно производить взаиморасчеты продавца с поставщиками, а также системы поддержки актуальности прав и выявления спорных ситуаций — этим госплощадка заниматься не собирается. Однако избежать проблем с управлением авторскими правами ей все равно не удастся, уверен Сергей Корнихин: «Что помешает первому встречному объявить себя автором фильма «Касабланка»? Или — зачем мелочиться — пьес Шекспира? Каким образом составители реестра будут проверять претензии тех или иных заявителей? Даже огромный штат сверхкомпетентных юристов (который у реестра вряд ли будет) не смог бы избежать огромного объема накладок. Потому что если в случаях с «Касабланкой» или Шекспиром еще можно робко надеяться на победу здравого смысла, то как быть с миллионами менее известных произведений, подлинные авторы которых не поспешат заявить в реестр о своих правах? Масштаб потенциальных злоупотреблений тут поражает воображение, в то время как эффективный механизм их предотвращения сложно представить». Получается, что на данном этапе проку от этой затеи никакого? Не совсем так.

«Идея реестра заключается в том, что это добровольный уведомительный механизм, позволяющий донести до интернет-посредников, пользователей, третьих лиц сведения о правообладателях на соответствующий контент», — поясняет Павел Катков, руководитель рабочей группы по международному сотрудничеству в сфере защиты интеллектуальной собственности в цифровой среде комитета ТПП РФ по интеллектуальной собственности. Понятие информационного посредника, напомним, появилось в проекте последних поправок к IV части ГК РФ, и осведомленность является одним из ключевых критериев его ответственности. Поясняет Сергей Сичкар: «Предположим, что творение автора, которое не зарегистрировано на госплатформе, пользователь загружает в социальную сеть. Социальная сеть добросовестно запрашивает реестр, кому принадлежит контент, и получает ответ, что такое произведение среди зарегистрированных не значится. Если автор подаст в суд на соцсеть, то она его и выиграет, поскольку предприняла все разумные и достаточные усилия, чтобы обеспечить недопущение нарушения авторских и смежных прав». Получается, что в нынешнем виде во взаимодействии с госплощадкой контента будут, скорее всего, заинтересованы не крупные порталы с легальной аудио- и видеопродукцией, а отдельные авторы.

Например, создатель какого-нибудь мотивчика, растиражированного Сетью, сможет подзаработать, если вовремя отнесет свое творение в госреестр. Соцсеть накажут, если она будет закрывать глаза на пиратство своих подписчиков. Но должна ли быть главной задачей государства забота о кошельках правообладателей? Проблема доступности цифровой культуры, к сожалению, в данной госинициативе никак не просматривается. А без нее из благой контентной идеи вырастет лишь цифровое культурное неравенство.

Что может разрушить хранилище контента как идею?

Еще до создания реестра должны быть проработаны законодательные механизмы. Пока же непонятно, должен ли весь контент пройти некую госсертификацию, чтобы получить статус легального? Станет ли госхранилище единственным посредником между производителем и потребителем? Как будут регламентироваться потоки, пополняющие реестр, и кто будет контролировать этот процесс? В зависимости от ответов можно будет говорить об эффективности предлагаемых мер.


Юрий Сапронов

ге­не­раль­ный ди­рек­тор «Все­мир­ных Рус­ских Сту­дий»

Самой большой проблемой проекта станет игнорирование интересов значительных участников рынка — крупные игроки не пойдут на сотрудничество с госреестром, если это не будет им выгодно. Участники рынка не обрадуются такой площадке, если появление госреестра поломает устоявшиеся бизнес-модели. Нарушение баланса интересов участников бизнес-цепочки не приведет к снижению объемов пиратства, и инициатива власти может оказаться пустой.


Дмитрий Ключников

ди­рек­тор по свя­зям с об­щес­твен­ностью ИММО

Механизм легального распространения контента заработает, если одновременно с его внедрением государство обеспечит эффективное правоприменение в Интернете, в первую очередь в сфере борьбы с пиратством. Россия, к сожалению, продолжает входить в черный список стран с наиболее высоким уровнем интернет-пиратства. И пока ситуация остается такой, внедрение легальных механизмов в нашей стране не будет иметь достойной перспективы.


Павел Катков

пред­се­да­тель Сове­та РГАИС по проб­ле­мам пра­во­вой ох­ра­ны ин­тел­лек­ту­аль­ной собс­твен­нос­ти в се­ти Интер­нет

Система распространения

Контент со справкой

С контента, зарегистрированного в госхранилище, снимается уникальный «слепок» (fingerprint) — он позволяет распознавать аналогичный контент, который прошел мимо платформы: например, скопирован с DVD, куплен в зарубежном интернет-магазине или снят злоумышленником на камеру в кинотеатре. А при отгрузке контента дистрибьютору он еще раз помечается цифровой меткой (watermark), которая позволяет отслеживать каналы распространения контента. Запросто удалить эту метку невозможно — для этого придется исковеркать содержимое файла. Правда, вы не сможете оперативно найти все интернет-ресурсы, на которых присутствует помеченный вами файл, говорит Дмитрий Ключников, представитель агрегатора цифровой музыки ИММО. Наличие цифровой метки в файле не приведет к снижению себестоимости контента, считает эксперт, скорее, наоборот, возникнет необходимость содержать структуру, которая будет следить за этими метками.

Результативность

Сделай что-нибудь!

Полагаю, задуманный Минкомсвязью реестр контента не будет востребован в виде хранилища и единой платформы распространения контента. Также не будет он востребован и в виде биржи, на которой можно купить/продать права на фильмы: подобные проекты уже появлялись неоднократно и достаточно быстро закрывались. Дело в том, что ценообразование на рынке прав не только достаточно своеобразно. Это еще и целая культура: встречи, фестивали, премьеры, тусовки и т. д. Нельзя сделать робота, который будет продавать права на фильмы. Кино — это искусство, которое нельзя автоматизировать подобно автоматизации продаж готовых DVD-дисков — с отпуском со склада по конкретной цене. И рассуждать о том, что подобный реестр внесет коррективы в деятельность пиратов, абсурдно, особенно учитывая, что большинство контрафакта, скачиваемого российскими пользователями, физически размещается ими на серверах, расположенных в других странах и вообще не попадающих под юрисдикцию РФ.

Поэтому мы, хотя и являемся одними из самых крупных правообладателей в области кино, не видим стимула пользоваться таким хранилищем — правообладателям, судя по всему, это пока ничего не даст. Другое дело, если инициатива поможет рынку в целом — такое начинание мы в принципе готовы поддержать. При правильном подходе подобный реестр может изменить ситуацию с серыми сайтами , которые прикрываются тем, что нелицензионный контент размещают пользователи. Можно увидеть и другие потенциальные возможности тем или иным способом улучшить самочувствие игроков легального рынка контента. Однако каждая из них помимо создания реестра требует десятков поправок в действующее законодательство. Без них ничего работать не будет. Думаю, выражу общее мнение, если скажу: пусть будет выбрана одна из всех потенциальных возможностей приблизить нас хотя бы на один шаг к цивилизованному рынку, мы ее поддержим. Но она должна быть законодательно проработана.


Владислав Дядченко

ис­пол­ни­тель­ный ди­рек­тор Ассо­ци­ации DVD Изда­те­лей

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера