Архив   Авторы  

Казань брал...
Hi-techБизнес

Есть ли в «татарстанском чуде» нечто такое, что стоило бы тиражировать на всю Россию?

 

Появление в кресле главы минкомсвязи РФ выходца из информационно продвинутого Татарстана сподвигла айтишных «пикейных жилетов» на глубокое умозаключение: опыт передового региона теперь будет воспроизведен в федеральном масштабе. «Итоги» озадачились простым вопросом: а есть ли в Республике Татарстан на самом деле что-то такое, что следовало бы тиражировать на всю Россию?

Из жизни документов

Надо сказать, Татарстан, которому в свое время Ельцин предложил взять столько суверенитета, сколько тот сможет унести, всегда отличался высоким уровнем самостийности, в том числе и в плане IT. Это, в частности, позволило республике еще в 2008 году стать первым из российских субъектов Федерации полностью «оцифрованным»: высокоскоростные линии оптико-волоконной связи проложены во все населенные пункты. Уровень проникновения Интернета в Татарстане — 62 процента, причем широкополосного — около 50 процентов. Остальной России до такого цифрового благоденствия далековато: по последним данным, проникновение ШПД только-только перевалило за 10 процентов. Оператор «Таттелеком», замечает аналитик «Инвесткафе» Илья Раченков, похож на свой федеральный аналог — «Ростелеком»: оба выступают в роли своеобразного агента государства. Однако госдоля в «Таттелекоме» в отличие от «Ростелекома» весьма высока — почти 90 процентов, что обеспечивает большую его управляемость со стороны государства. Иными словами, в Татарстане есть отличный базис для функционирования информационной надстройки, которая начала создаваться еще в 2005 году в рамках программы «Электронный Татарстан».

Ключевой элемент этой надстройки — система электронного документооборота, в которой ныне работает все региональное правительство. «Благодаря поддержке высшего руководства республики создана неплохая работающая система, — поясняет Наталья Храмцовская, ведущий эксперт по управлению документацией компании ЭОС. — Для этого потребовалось принять ряд нормативных документов на самом высоком уровне — президентские указы и распоряжения кабмина республики». Правда, эта работа еще далека от завершения — только предстоит реализовать, например, процедуры хранения документов до установленных законом сроков и последующее их уничтожение или передачу на архивное хранение. Но и в существующем варианте эта система вряд ли пригодна для массового тиражирования, считает Наталья Храмцовская: «Опыт Татарстана подходит далеко не всем. В частности, он не подойдет тем регионам, в которых уже создана мощная ведомственная информационная инфраструктура. Снести ее, чтобы заменить на единую систему, будет и дорого, и сложно».

Кроме того, единая система электронного документооборота, конечно, упрощает межведомственное взаимодействие, однако никоим образом не может его заменить. Вопрос межведомственного обмена не только документами, но и данными, которыми оперируют информационные системы разных ведомств, в нашей стране стоит предельно остро: с 1 июля ни одно ведомство не должно требовать от граждан справок, которые оно само может получить по каналам системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Судя по всему, страна в целом к такому сценарию действий не готова. Но на днях правительство РТ объявило о готовности своего регионального сегмента СМЭВ. В таком случае действительно можно будет говорить о «татарстанском информчуде». Только настоящим чудом это станет лишь в том случае, если гражданам станут доступны юридически значимые услуги, которые реально экономят их время и снижают коррупциогенный фактор. Речь идет о получении загранпаспорта, справки из БТИ или регистрационной палаты и т. п. — там, где до сих пор занимают очереди с рассвета, пишут списки очередников и устраивают переклички по ночам. А чем реально могут воспользоваться жители республики уже сегодня?

Коммерция, однако

Электронные госуслуги в Татарстане процентов на семьдесят представлены различными платежами в госбюджет: штрафы, пошлины, оплата детских садиков и т. п. Как, впрочем, и по всей стране. У экспертов в сфере госуправления такие приоритеты вызывают удивление. «Не дело государства быть финансовым оператором, для этого существует банковская система», — полагает Марина Хохлова, генеральный директор компании «Цефей». К тому же этот государственный оператор при оплате государственных же услуг кредитными картами или наличными через информаты берет комиссионные — 2,5 и 3 процента соответственно. По идее это должно удивлять не только граждан, но и налоговые службы.

«Конечно, владельцы платежных систем устанавливают свои правила игры, — комментирует Тимур Аитов, исполнительный директор Ассоциации российских банков. — Можно их принимать, но можно и компенсировать платежи в их пользу, освобождая граждан от выплаты дополнительных процентов. Для этого необходимы более глубокая проработка структуры услуги и, возможно, поправки в законодательстве». А ведь еще в прошлом году в нашей стране Законом «О национальной платежной системе» вполне законный статус получили электронные деньги и прочие интернет-платежи. Имеет смысл задействовать и эти средства платежей, благо там комиссионные на порядок ниже — менее полпроцента? В общем, в части комфортности предоставления большей части электронных госуслуг Татарстан не поражает эксклюзивными наработками. Есть еще группа сервисов — электронные очереди. Тут тоже ситуация «не тиражируемая».

Кто последний?

Дело даже не в том, что далеко не ко всем врачам не во все поликлиники и даже не во всех городах Татарстана можно записаться через Интернет. Проблема в том, что встать в очередь не может быть самоцелью. Вряд ли пациента с сильным кашлем очень обрадует информация о том, что, к примеру, к лору ему не попасть ни сегодня, ни завтра, ни послезавтра. Главное предназначение электронной очереди — мониторинг очереди живой с целью разгрузки последней, уже с помощью административных мер — организации дополнительного врачебного кабинета, трудоустройства еще одного врача. Вот если бы под электронную очередь была бы реорганизована структура лечебного учреждения, это народ точно бы оценил. Только лавры наверняка достались бы медикам, а не информатизаторам… Опять проблема межведомственного рассогласования, причем не на информационном, а административном уровне — айтишники устраивают электронные очереди, которые никто не собирается разгружать в реале. Может, медики вообще не готовы к таким мероприятиям?

Похожая ситуация в образовании: ноутбуки и ПК, предоставленные десяткам тысяч учителей (по данным правительства РТ, почти все педагоги республики компьютеризированы), нужны не сами по себе, а для того, чтобы школьные наставники пользовались современными методами обучения с помощью компьютерной техники. Вот только раздачей педагогам портативных ПК пока все и закончилось — специальные обучающие пособия, ориентированные на ПК, нужно еще разрабатывать. Это, впрочем, тоже не чисто региональная проблема — идея федерального банка электронных обучающих ресурсов по разным предметам, выдвигаемая еще со времен старта «Электронной России», так и осталась на бумаге. Электронный дневник — симпатичная фишка, вот только к качественному повышению уровня образования она имеет мало отношения.

e-бюрократия

Эксперты говорят, что в Татарстане пока не смогли системно решить проблему фрагментарной информатизации и занимаются по старинке автоматизацией «бумажных» бюрократических процедур. Это, кстати, наглядно демонстрирует официальный сайт Республики Татарстан. Скажем, на одной из страниц министерства образования и науки РТ висит список распределенных 25,6 тысячи ноутбуков и ПК, но нет никаких сведений о судьбе еще 12 с лишним тысяч. А именно о таких цифрах компьютеризации школ отрапортовало правительство на другой странице. Жизнь республиканского бюджета завершилась там вообще еще в 2011 году — именно тогда был опубликован последний документ с поправками к действующему бюджету. Есть на этом сайте раздел «Народный контроль»: население жалуется на свои проблемы, очень часто — на ямы на дорогах. Регламента по ответам на обращения граждан правительство, судя по всему, не нарушает. Вот только большинство жалоб сопровождается пометкой «Мотивированный отказ» со ссылкой на отсутствие денег и невозможность в связи с этим включить конкретную яму в план капремонта.

Складывается ощущение, что казанские власти живут в каком-то ином мире, в котором нет «рассерженных горожан». Ведь то, как представлена на правительственных сайтах информация о деятельности власти, — это просто находка для Навального и компании.

«Мы все — и Татарстан, и вся Россия — в плане информатизации находимся в самом начале пути, — комментирует экс-министр информатизации и связи РТ Фарит Фазылзянов. — Опыт Татарстана показывает, что можно совершить мощный рывок в создании инфраструктуры информационного общества. Но внедрять современные информационные системы, необходимые гражданам и бизнесу, — задача на порядок более сложная и трудоемкая».

Иными словами, IT-проблемы в Татарстане системные и застаревшие — такие же, как и во всей России. Но при этом то немногое, что было достигнуто в регионе, было очень грамотно и своевременно пропиарено. Тиражировать «татарстанское чудо» в федеральном масштабе вряд ли получится по самым разным причинам. Но сказанное вовсе не означает, что молодой айтишник из Татарстана Никифоров не справится с ролью федерального министра. Не боги электронные горшки обжигают...

Стоит ли тиражировать опыт Татарстана на федеральном уровне?

По сути, e-Татарстан представляет собой набор сайтов с разными структурами данных, не связанных между собой, — разрозненные кусочки из сферы медицины, образования и т. п. Это говорит о том, что электронного межведомственного взаимодействия и единой сбалансированной системы госуправления в электронном виде у республики нет. Тиражировать на уровень РФ этот набор сайтов нельзя, чтобы не усиливать еще более лоскутную фрагментированную информатизацию страны.


Марина Хохлова

ге­не­раль­ный ди­рек­тор ком­па­нии «Цефей»

Проекты в Татарстане не задумывались как тиражируемые, они выполнялись для своих конкретных условий, и считать их пилотными проектами для всей страны нельзя. Если же задумываться об информатизации всей России, начинать надо не с одного электронного города или региона, а с постановки задачи на федеральном уровне. То есть для начала оценить цифровое неравенство регионов и выбрать типовой регион, кстати, не такой богатый, как Татарстан.


Тимур Аитов

ви­це-пре­зи­дент Наци­ональ­но­го пла­теж­но­го со­ве­та

Условия федеральной среды (в частности, наличие мощных в информационном отношении ведомств-лидеров, чей уровень намного превышает «средний по правительству», имеющих развитую инфраструктуру, кадры, сложившуюся нормативно-правовую базу и т. д.) настолько сильно отличаются от условий Татарстана, что заимствовать какие-то крупные решения невозможно. К тому же сама республика в ближайшее время столкнется с проблемой обновления используемых IT.


Наталья Храмцовская

ве­ду­щий эк­сперт по уп­рав­ле­нию до­ку­мен­та­ци­ей ком­па­нии «ЭОС»

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера