Архив   Авторы  

Именем короля
Hi-techБизнес

Пять лет тому назад iPhone триумфально уселся на мультимедийный трон. Не настало ли время освободить престол?

 

Осеннее смартфонное ралли ожидаемо вышло на свой пик к дате презентации пятого айфона — анонсы большинства производителей сгруппировались вокруг 12 сентября. Правда, накал страстей был на порядок ниже, чем годом ранее, когда весь мир, кажется, жил ожиданием очередного шедевра, украшенного надкушенным яблоком. Кое-кто пророчествует, что в затылок Apple уже дышит новый лидер. Кто это может быть?

Претендентов, между прочим, несколько. Во-первых, не стоит совсем уж сбрасывать со счетов героя вчерашних дней — компанию Nokia. Впав некогда в грех гордыни, она получила сильный щелчок по носу от рынка, но, выполнив работу над ошибками, сегодня вновь рвется в бой в тандеме с поставщиком операционной системы Windows Phone. Он, конечно, несколько подвел финского партнера на старте, задерживая выпуск ОС, но кто старое помянет, тому глаз вон. Тем более что не все былые поклонники Nokia успели забыть свою первую любовь. «Если бы те модели, которые были анонсированы недавно на выставке IFA в Берлине, вышли полгода назад, положение Nokia было бы куда лучше», — уверен Юрий Антошкин, исполнительный директор Prestigio в странах Восточной Европы и СНГ. Впрочем, история не любит сослагательного наклонения. Реальным же конкурентом Apple является Samsung: линейка Galaxy позволила корейцам в 2010 году почти удвоить свою долю на рынке смартфонов. Этой весной компания обогнала Apple по количеству продаж смартфонов, а во втором квартале еще увеличила отрыв, причем по всем странам.

«Айфонная бизнес-линия критически важна для Apple, она приносит ей более половины доходов», — подчеркивает Инга Фокша, старший аналитик Arbat Capital. Но поддерживать стабильный рост доходов в узком сегменте рынка на фоне экономического кризиса крайне тяжело. Это помогает понять причины патентных войн, которые Apple ведет, кстати, не только с Samsung, но и c HTC и Motorola. Все они, заметим, производят смартфоны на базе ОС Android. «Похоже, что это наступление Apple на Google, — размышляет Алексей Калачев, руководитель отдела продаж компании «МакЦентр». — Но скандал с Samsung самый громкий, потому что это один из главных и самых активных производителей Android-устройств».

Вряд ли конечная цель Apple — миллиардный штраф, который она намерена выколотить из Samsung после очередного судебного заседания в сентябре. Эта сумма ей погоды не сделает. Да и корейскому гиганту — что слону дробина, только от Apple он получил в прошлом году 10,5 миллиарда долларов дохода, и на балансе у него более семи миллиардов свободных денежных средств. Но вот намерена ли Apple идти в этом сражении до конца, то есть до реального запрета продаж смартфонов Samsung в разных странах? Слишком уж сильна зависимость этих двух партнеров-конкурентов друг от друга: заказы Apple обеспечивают более 20 процентов операционной прибыли Samsung, а она, в свою очередь, поставляет Apple элементы DRAM- и NAND-памяти, LCD-панели, а также процессоры для всех моделей iPhone, iPad и iPod, причем быстро заменить поставщика процессоров Apple вообще не сможет, уверяют эксперты. Но компании очень нужно выиграть время, чтобы пусть даже ценой разрыва партнерских уз заставить конкурентов, как говорит Инга Фокша, «изобрести свои смартфоны заново».

Думается, Apple совершила ошибку: кумир сам признал наличие конкурентов, а ведь по законам жанра он должен царить на недосягаемой для прочих высоте. «iPhone — это ведь своего рода религия, причем для тех адептов, которые могут себе это позволить по финансовым соображениям», — замечает Виктор Луканин, вице-президент по коммерции компании «Евросеть». Теперь же все узнали, что конкуренты буквально наступают «иконе» на пятки.

Действительно, флагманские модели центровых вендоров по своей технической начинке очень похожи друг на друга. Серьезных технологических прорывов эксперты ждут разве что в области энергопотребления. «Уже сейчас мы наблюдаем, что началась «гонка миллиампер», — говорит Тарас Архипов, директор по продажам телекоммуникационной продукции LG Electronics. — В этом отношении нам и нашим коллегам-конкурентам еще предстоит много поработать, и успех этой работы будет весьма осязаемым».

Джентльменский набор функций для продвинутого смартфона сегодня включает беспроводную связь на малых расстояниях (NFC) и поддержку передачи данных на скоростях LTE. И у каждого вендора есть своя фишка: у Nokia, например, камера с запредельным разрешением, у Samsung — высокое качество экрана и процессора, у Sony — водонепроницаемость. «На преимуществах одной только аппаратной части сегодня далеко не уедешь, — резюмирует Алексей Калачев из «МакЦентра». — Главную роль играет ее сочетание с ПО». Ценители надкушенных яблок по привычке называют ОС Android сырой операционной системой, но независимые эксперты отмечают ее высокую гибкость и динамичность. По мнению Виктора Луканина, последние релизы Android и Bada (собственной ОС компании Samsung) вплотную приблизили смартфоны на их базе к айфонам по легкости и простоте использования, что и определило главным образом взлет их продаж.

Что еще обычно отличало продукты Apple? Целая вселенная приложений, созданная вокруг гаджета. Но и это уже не атрибут уникальности — облачная среда предоставления сервисов, магазин приложений есть и у тех, кто дышит Apple в затылок. «На мой взгляд, главным фактором успеха является способность устройства стать неким основным элементом конструктора, который каждый пользователь конфигурирует для себя с помощью приложений», — убежден Тарас Архипов из LG Electronics.

Есть, правда, и психологические факторы притягательности. «Для успеха мало выпустить хорошую модель, — размышляет Денис Кусков, руководитель ИАА TelecomDaily, — нужно создать вокруг нее тайну, хорошо продвигать в медиасреде, создать вокруг нее ауру лояльности и привлекательности». Вот эту особую ауру блестяще создал Стив Джобс, позиционируя iPhone как устройство для узкого круга истинных ценителей. И потому, считает Инга Фокша, айфон так и останется первым на этом рынке — в том смысле, что он его таким создал. Но для задач бизнеса Apple это все сентиментальные вздохи. Ведь второй краеугольный камень маркетинговой стратегии Джобса заключался в удержании статуса законодателя мод в мировом смартфоностроении. Теперь же сложилось так, что гаджет от Apple перешел границу «для избранных», став скорее массовым продуктом, но одновременно дает все меньше поводов для пользовательских «вау!». Все это разрушает ауру тайны и необычности. На этом фоне Samsung набирает дополнительные очки, стараясь качественнее делать то, что уже полюбилось пользователям в айфонах.

Преломить негативный тренд Apple может двумя способами: либо добиться запрета продаж девайсов конкурентов, либо заставить своих фанатов вновь трепетать от восторга. Создать такой повод ох как непросто, потому что коллеги по рынку уже идут широким фронтом, стремясь выйти за границы того мира, который когда-то очертил для них Стив Джобс.

Все производители, имеющие широкую линейку бытовой электроники, например, LG Electronics, Sony, сегодня стремятся сделать мультимедийный контент общим для различных устройств: плееров, ноутбуков, а также домашних телевизоров, которые, как показала недавняя выставка IFA, устремились в направлении нового формата 4K (с разрешением экрана, в четыре раза превышающим Full HD). «Экосистема объединенных устройств — это один из основных трендов последних лет», — подчеркивает Михаил Чернов, бизнес-менеджер Sony Xperia Smartphones, говоря, что именно смартфон Xperia сегодня стал одной из важнейших точек входа в объединенный мир электронных устройств Sony: его можно подключать к телевизору или аудиосистеме, использовать как пульт управления. А еще вендоры активно экспериментируют с гибридными устройствами.

«Смартфоны и планшеты движутся друг другу навстречу, — рассказывает Юрий Антошкин из Prestigio. — Смартфоны приобретают все больше новых функций, а размеры экрана увеличиваются. «Таблетки» тем временем приближаются к смартфонам, сокращая габариты и приобретая 3G- и LTE-модули». Наблюдается и другое движение: девайсы-трансформеры, способные превращаться то в ноутбук, то в планшет, на IFA показали Dell, HP, Samsung, ASUS, Sony. Компания ASUS на прошлой неделе начала продажи в России своей технологической «матрешки» Padfone: смартфон, помещенный в док-станцию, превращается в планшет, а если к нему добавить клавиатуру, становится нетбуком. Причем разговаривать можно при помощи стилуса — он совмещен с Bluetooth-гарнитурой. А вездесущий Samsung удивил посетителей IFA своей Galaxy Camera — камерой с SIM-картой, способной отправлять снимки на другие устройства по сетям 3G, LTE, Wi-Fi и Bluetooth и удаленно управляться со смартфона.

Какое направление главного технологического удара выберет в таких условиях Apple? Задачка для умов масштаба Стива Джобса. Ближайшее будущее покажет, есть ли они в Apple.

Кому удастся сломать айфон?

Сейчас идет такой виток технологий — у многих производителей много схожих разработок, и это дает каждому право ставить их себе в заслугу. Говорить, что Apple отступает, рано. Даже если это случится, я не вижу иного лидера. Nokia будет долго восстанавливаться. Samsung всем хорош, но он для меня как «ВАЗ»: машин продает много, но классная иномарка все равно лучше. Мало у него реально замечательных моделей, и к роли лидера он пока не готов. Другие производители очень малы.


Денис Кусков

ру­ко­во­ди­тель ИАА TelecomDaily

Конкуренция на рынке смартфонов нарастает — это факт, и Apple придется сильно потрудиться, чтобы удержать iPhone на пьедестале. Потому что у Samsung хорошие технологии, и компания за год сделала очень серьезный рывок вперед. Она впереди других компаний, но вот заместить айфон в головах людей не сможет, потому что, хотя ее флагман Galaxy S III — отличный продукт, все же он один из многих. А iPhone не просто классный смартфон, это символ премиум-класса.


Инга Фокша

стар­ший ана­ли­тик Arbat Capital

Сегодня нельзя сказать, что кто-то выпустил модель, способную стать абсолютным лидером рынка. Думаю, однозначного лидера-монополиста на рынке уже не будет. В настоящее время законодателями мод можно считать Apple и Samsung, а до недавних пор лидером была Nokia. На мой взгляд, они так и будут конкурировать между собой в дальнейшем, и на рынке будет хороший, большой выбор между флагманскими моделями этих брендов.


Юрий Антошкин

ис­пол­ни­тель­ный ди­рек­тор Prestigio в стра­нах Вос­точ­ной Евро­пы и СНГ

Икона стиля


Дождались

Анонс очередного произведения искусства Apple — iPhone 5 — революцией не стал. Да и ожидать ее не стоило, поскольку айфоны — это классика жанра. Его габариты, вес (112 г), толщина (7,6 мм — самый тонкий смартфон на настоящий момент), гармоничная соразмерность самого устройства и 4” экрана, изящные линии корпуса, превосходное качество поверхностей из стекла и алюминия — сегодня это признаки высокого стиля в смартфоностроении. Напрашивается сравнение с маленьким черным платьем Коко Шанель: стразы и пайетки ему также чужды, как и айфону № 5 — модные фишки типа NFC-связи или беспроводной зарядки. К слову, они уже есть в смартфоне Samsung Galaxy S III, который выглядит почти как брат-близнец айфона. Повторить «лекала» можно, но взыскательный взгляд различит, кем то «платьице» было пошито.

Apple продолжает шлифовать качество своих моделей: еще лучше цветопередача экрана, более производительный процессор A6, обновленная ОС iOS, обеспечивающая, в частности, вместе с «железом» улучшенные «скоростные» характеристики девайса. Компания по-прежнему не стремится понравиться всем. Скажем, длинный список стандартов сетей мобильной связи, которые поддерживает iPhone, включая LTE, на самом деле подразумевает те диапазоны частот, которые главным образом подходят для американского рынка. «Возможно, позже мы увидим версию для европейского рынка,— комментирует Алексей Громаков, директор по маркетингу российского офиса Huawei Device.— Данных о том, что iPhone 5 сможет работать в российских сетях LTE, пока нет». И надежды, что айфоны будут у нас, как в США, дотироваться операторами, тоже нет. Российские партнеры Apple хорошо знают нрав патрона — не отличающийся гибкостью подход Apple к ценообразованию в России, а также стремление устанавливать трудновыполнимые планы продаж. Так что ставка на утонченную роскошь, оценить которую способны только избранные с высокоразвитым технологическим вкусом, — результат детальных маркетинговых расчетов.

iPhone — продукт, безусловно, нишевый. Правда, ниша эта достаточно велика и стабильна. К тому же этот бизнес на премиум-товаре — высокомаржинальный. По оценке Инги Фокши, старшего аналитика Arbat Capital, операционная маржа iPhone составляет 56 процентов, а Samsung Galaxy S III — 37 процентов. Потенциал текущей бизнес-модели еще не исчерпан, что позволяет Apple потянуть время с запуском революционных продуктов, которые в конце концов все же придется выпускать на рынок и тратить деньги на их глобальное продвижение. Потому что одним «черным платьицем» длительное развитие не обеспечить.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера