Архив   Авторы  

Кипит наш разум коллективный
Hi-techБизнес

Способна ли Сеть облагородить инстинкты толпы?

 

В преддверии президентских выборов застоявшиеся в стойле «лошадки» демократических перемен бьют копытами и рвутся на волю. Ее пообещал премьер Владимир Путин в своей программной статье «Демократия и качество государства». Автор обрисовал заоблачные перспективы, способные вывести нашу страну на уровень e-democracy. Действительно, почему бы и нам не замахнуться на электронную нашу демократию?

Такие амбиции вовсе не беспочвенны, ибо все технологические инструменты для этого давно придуманы. Ведущие IT-вендоры уже несколько лет продвигают идею так называемого краудсорсинга (от англ. crowd — «толпа», source — «черпать», «получать») — источника свежих неординарных идей для развития бизнеса и одновременно допинга для повышения мотивации сотрудников. Подходящие технические платформы не просто есть в наличии, они широко используются. Пример — Wikipedia.

«Но стоимость техники — это копейки в сравнении с задействованными человеческими ресурсами, которые заняты в настройке и обслуживании системы», — считает Андрей Колесников, директор Координационного центра национального домена сети Интернет. Помимо персонала техподдержки, аналитиков и методологов там еще появляются люди новых профессий. Знаете ли вы, например, кто такие фасилитаторы? Если нет, значит, вы пока страшно далеки от виртуального народа. Это менеджеры онлайн-сообществ, которые организовывают работу краудсорсеров.

Ксения Рыжкова, представитель компании «Ашманов и партнеры», считает, что для стартапа электронной демократизации потребуется выполнить множество работ, незаметных для посторонних глаз. Скажем, народное законотворчество чревато огромными потоками неструктурированной информации, то есть созданной в свободной форме. То, что этот поток будет хлестать, как водопад, очевидно. «Насущной и очень сложной является задача анализа этой неструктурированной информации,  отмечает Павел Плотников, директор по маркетингу «ЭЛАР».  Потребуются мощные «движки», которые умеют находить, связывать между собой и анализировать данные».

В общем-то аналитический инструментарий подобного рода уже используется в мировой практике, скажем, в бизнесе, журналистике, силовых ведомствах и т. д. Но для краудсорсинговых проектов федерального масштаба будут нужны специалисты, способные разработать поисковые тезаурусы и другие словари. И это далеко не тривиальная задача, ведь по большому счету речь идет о серьезной научной задаче: люди разного социального статуса, образования, осведомленности о тех или иных вопросах должны одинаково понимать суть заявленных тем. Обеспечить подобное единство всем гражданам в федеральной сети будет крайне сложно. Посмотрите с этой точки зрения на длинные ленты обсуждений на интернет-форумах  одна и та же информация там воспринимается и трактуется пользователями подчас в абсолютно противоположном ключе.

Еще более сложные вопросы возникают при анализе технических деталей механизма e-democracy. Казалось бы, что может быть проще, ведь федеральный краудсорсинг  это всего лишь электронный вариант новгородского вече? Так-то оно так, вот только даже с простейшим вариантом электронного референдума без спецтезаурусов и фалиситаторов все оказывается не очень просто. Ведь голосовать имеют право граждане РФ, достигшие 18 лет. Но как идентифицировать совершеннолетних граждан конкретной страны на просторах глобальной интернет-деревни?

Простой механизм паролей вряд ли подходит для этого. И регистрация по паспорту тоже не будет работать, считает Ксения Рыжкова: «В этом случае у пользователей может возникнуть недоверие к проекту». «К сожалению, просто и надежно гарантировать, что пользователь является гражданином РФ, не получится, — уверен Сергей Голованов, ведущий антивирусный эксперт «Лаборатории Касперского». — Сегодня не существует такого метода авторизации, который ранее уже не был бы скомпрометирован злоумышленниками с помощью технических средств и социальной инженерии». Действительно, чего только не перепробовали банки в стремлении прекратить виртуальное воровство денег со счетов клиентов: электронные ключи, сертификаты, одноразовые пароли, SMS-авторизацию, специальные устройства, но все они лишь на какое-то время способны задержать злоумышленников.

Может быть, достаточно электронной цифровой подписи (ЭЦП)? Благо ее сегодня может получить любой, кто желает подключиться к порталу госуслуг. Ан нет, уверен Николай Федотов, главный аналитик InfoWatch: «У ЭЦП никаких шансов. Она имеет целый ряд таких серьезных особенностей, что даже в развитых западных странах применяется только при взаимодействиях юрлиц, но почти никогда в массовых виртуальных коммуникациях типа покупок товаров, авиабилетов — в сегменте физлиц ее недостатки сильно перевешивают достоинства». Разве что комбинация SMS-авторизации, устройства ЭЦП и дополнительного одноразового пароля, записанного на бумажке, сможет определенным образом минимизировать риск компрометации цифрового голоса, размышляет Сергей Голованов. Правда, пользователи точно посчитают эту комбинацию неудобной.

Есть еще одно но. Компании по продвижению товаров и услуг создали в Интернете проморынок, на котором неплохо зарабатывают как отдельные блогеры, так и фирмы, специализирующиеся на интернет-маркетинге. И нет гарантии, что вместо электронной демократии мы не получим промодемократию. И потом, чем щедро проплаченный блогер лучше человека с коробкой из-под ксерокса?

Побороть эту напасть можно, считают специалисты. Нужно только понимать специфику возможных моделей монетизации разных федеральных проектов.

Скажем, для референдумов с простейшими вариантами ответов и максимальным охватом населения характерна традиционная для нынешних соцсетей рекламная модель продажи «площадей», на которых «живут» голоса пользователей. «Чаще всего имеются сторонние интересы: спонсорство (не всегда благотворительное) или массовая реклама», — полагает Борис Славин, директор по исследованиям и инновациям компании «АйТи». Но если обеспечить участие в процессе максимального количества заинтересованных сторон, это создаст баланс интересов, и такая площадка станет отличным средством общественного контроля за какими-либо явлениями.

А вот массовое законотворчество — это другая материя. По большому счету к ней приставка crowd вовсе не подходит, потому что над серьезными законами должны работать профессионалы, а не простые любопытствующие. И мотив для этого — не желание человека из толпы вставить лыко в строку, а исполнение конкретных обязательств по участию в данном процессе. И не за доброе слово от штатного фасилитатора, а за конкретный гонорар — так, как это принято, скажем, в венчурных фондах, профессионально занимающихся фильтрацией авторских идей. И участие не анонимное, а открытое.

Более того, считает Борис Славин, обязательным элементом такой «посткраудсорсинговой» системы будет механизм рейтингования экспертов — не «лайки» блогеров, а аттестация со стороны профессионального сообщества. Она должна давать эксперту больший или меньший вес, то есть количество голосов при вынесении решений. В таких условиях экспертная площадка не будет заинтересована в привлечении «рекламных» денег спонсоров-лоббистов. Ведь за проданные голоса придется расплачиваться профессиональной репутацией — коллеги по цеху точно узнают обо всем первыми.

Мне лично вариант посткрауд-проектов очень импонирует: если на электронную демократию будут выделяться бюджетные деньги, часть их перепадет отечественной профессуре, перебивающейся сегодня с хлеба на воду не только буквально, но и в плане интеллектуальной самореализации. Однако и без массового «крауда» нельзя — чистота голоса равно важна как для толпы, так и для избранных профи.

Где таятся подводные камни на пути к электронной демократии?

Главная проблема — зрелость социума. Представьте, что у каждого гражданина — инструмент прямого волеизъявления. У меня нет уверенности, что этот инструмент будет использован только во благо, а не для установления тотального народного беспредела в лучших революционных традициях матроса Железняка. Вторая проблема — соблюдение принципа простой системы для сбора и учета мнений и построение сложных систем сдержек и противовесов.


Андрей Колесников

ди­рек­тор Ко­ор­ди­на­ци­он­но­го цен­тра на­ци­ональ­но­го до­ме­на се­ти Интер­нет

Все предусмотреть заранее невозможно. Надо сделать первый блин комом. Потом второй, третий. С каждым разом будет получаться все лучше. Я бы предложил осуществить первый проект из области цифровой демократии на каком-нибудь не очень ценном объекте управления, чтоб не жалко было. Например, учинить постоянно действующее голосование по выдаче спецсигналов для автомобилей. Когда года через два все дыры найдут, можно будет переходить к серьезным проектам.


Николай Федотов

глав­ный ана­ли­тик InfoWatch

Необходимо обеспечить релевантность той аудитории, с которой будет работать проект, ведь сегодня отечественное интернет-сообщество вовсе не является адекватным отражением российского социума. Кроме того, при народном законотворчестве эксперты не смогут справиться с огромными объемами неструктурированной информации, поступающими к ним. Обработка и анализ комментариев должны быть автоматизированы, в том числе и для гарантии независимости и объективности процессов.


Павел Плотников

ди­рек­тор по мар­ке­тин­гу «ЭЛАР»

Мошенничество

Украсть за 60 секунд

В современном Интернете виртуальная активность граждан оказывается под прицелом мошенников всех мастей. И даже личная электронная цифровая подпись (ЭЦП), надежно запрятанная от доступа посторонних лиц в персональном сейфе, не станет в этом случае панацеей. У виртуальных коммуникаций есть специфические болевые точки, хорошо известные хакерам. Они, например, уже сегодня могут получать доступ к чужому банковскому счету, преодолевая защиту с помощью электронной подписи. Как это делается, рассказывает Сергей Голованов, ведущий антивирусный эксперт «Лаборатории Касперского»: «Представьте себе, что какой-то компьютер в Сети заразился какой-либо вредоносной программой. Злоумышленники видят, что он используется для доступа к счетам, и загружают на него дополнительную вредоносную программу. Эта программа анализирует активность пользователя на его компьютере и сообщает «хозяевам», когда пользователь вводит пароли, а когда использует ЭЦП и сколько денег у него на счете. В тот момент, когда пользователь в очередной раз прибегает к ЭЦП и вводит пароль, воры дают команду вредоносной программе заблокировать клавиатуру и вывести на экран сообщение о системной ошибке. Пока пользователь в сердцах беспорядочно тычет пальцами в разные кнопки, злоумышленники подключаются к «зависшему» компьютеру, в который уже введены все пароли и авторизована ЭЦП, и быстренько скачивают деньги с банковского счета. А вредоносная программа все это время «стоит на стреме», показывая пользователю состояние счета до момента хищения. Это все дело нескольких секунд, включая самоуничтожение вредоносной программы после завершения операции». Ничто не мешает злоумышленникам применить аналогичный алгоритм действий для получения несанкционированного доступа к электронному голосованию с использованием ЭЦП. Люди даже не будут знать, что их голоса украли, потому что факт такого хищения зафиксировать будет невозможно.

Тренд

Сорсингуй или проиграешь!

Мы стремительно вступаем в эпоху информационного взрыва. Мир столкнулся с ситуацией, когда количество информации даже в узкой области знаний превышает возможности одного человека ее обрабатывать. Это совершенно новая реальность, грядет эра коллективного потребления информации и создания новых знаний. Если символ индустриализации мировой экономики инсорсинг, то есть разделение труда специалистов разного профиля, то наступление постиндустриальной эры знаменует собой переход к аутсорсингу, то есть формированию партнерских отношений между компаниями. Впрочем, российский бизнес еще очень далек от реального партнерства, многие компании не изжили стереотип индустриализма: партнеров воспринимают как ядовитую среду. А в двери уже стучится следующая, информационная эпоха, и вестник ее пришествия — технологии краудсорсинга, использующие уникальные возможности по доступу населения к информации и работе с ней. Не учитывать эти процессы уже нельзя. Однако надо видеть и ограничения краудсорсинга. Массовость, анонимность и бесплатность труда существенно снижают профессиональный уровень крауд-проектов. Даже в таком крайне успешном и полезном крауд-проекте, как Wikipedia, присутствия настоящих профессионалов явно не хватает, проект выигрывает лишь за счет охвата тем и актуальности изменений. А что уж говорить о социальных сетях, в которых если и есть профессора, то в качестве политических трибунов, не более. Но уже проступают черты еще одной технологии — ноосорсинга, — которая предполагает использование ресурсов не толпы (crowd), а интеллектуальной мощи организованного экспертного сообщества, коллективного разума (noos). Торжество этой технологии будет, по-видимому, последним этапом эволюции человечества на пути к обществу знаний.

Профессиональные сообщества смогут коллективно перерабатывать объемы информации, во много раз превышающие возможности одного, пусть самого талантливого специалиста. Таких глобальных экспертных сетей пока еще нет, но отдельные их элементы уже появляются: системы поиска экспертов, алгоритмы определения информационных разрывов, площадки сетевого брейнсторминга, инструменты самомодерации и рейтингования и т. п. Нас ждут очень интересные времена.


Борис Славин

ди­рек­тор по ис­сле­до­ва­ни­ям и ин­но­ва­ци­ям «АйТи»

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера