Архив   Авторы  
Темур Козаев

Уравнение с одним неизвестным
Hi-techБизнес

Почему на просторном мобильном рынке операторам приходится толкаться локтями?

 

Как и в природе, на рынке связи началась бурная весна: сменилось руководство «Ростелекома», банк ВТБ выкупил у шведских владельцев российский бизнес Tele2, крупнейшего регионального сотового дискаунтера, а компания «Основа Телеком» объявила о строительстве сети LTE в четырех десятках городов РФ. Неужели отрасль нашла рецепт излечения от застойных явлений в области мобильного широкополосного доступа (ШПД) в Интернет без хирургического вмешательства, то есть расчистки радиочастотного спектра?

Сложение и вычитание

Операцию по выживанию шведов из Tele2 Россия эксперты назвали тектоническим сдвигом в отечественном телекоммуникационном пространстве. Не много ли чести кумиру небогатых провинциалов, которому не дали возможности построить даже сеть 3G, не говоря уж о 4G? «Частоты в диапазоне 1800 МГц по всей лицензионной территории позволяют провести модернизацию до LTE только за счет апгрейда базовых станций, — отмечает Юрий Домбровский, президент Ассоциации региональных операторов связи, — причем это будет самая массовая в мире технология LTE, то есть с самым дешевым оборудованием». Претендентов на этот кусок сразу обнаружилось много, включая «большую тройку». Правда, в истинных намерениях «троечников» эксперты мало сомневаются: это будет не столько покупкой сети и абонентов, сколько устранением с рынка конкурента и снижением ценового прессинга, ранее исходившего от Tele2.

Юрий Домбровский уверен, что замысел архитекторов сделки Tele2/ВТБ заключается в объединении с мобильными активами «Ростелекома»: соединив эффективнейшую «сотовую машину» Tele2 с лучшим в России букетом лицензий и частот, принадлежащих сегодня «Ростелекому», можно вырастить одну из самых крупных и успешных компаний мобильной связи страны. А вот Виталий Слизень, член совета директоров компании INOVENTICA, не сомневается, что Tele2 продолжит жизнь автономным активом, возможно, под другим именем, усиливая конкуренцию: у «Ростелекома» ведь помимо батальона мобильных региональщиков есть еще «Скай Линк», работающий в нижнем диапазоне частот 450 МГц. Но, как отмечает Александр Крупнов, президент Инфокоммуникационного союза, есть и третий путь, который сегодня обретает популярность на Западе: операторы, обескровленные частотными аукционами, сделкам M&A теперь предпочитают создание совместных предприятий. Например, Orange и Vodafone будут совместно строить в Испании высокоскоростную сеть доступа в Интернет, а для связи с абонентами они договорились использовать сеть испанской компании Telefonica.

При использовании такого механизма в нашей стране бывшая Tele2 Россия вполне может остаться независимой госкомпанией, а часть ее ресурсов (после объявления принципа технологической нейтральности, что давно носится в воздухе) пригодится нуждающимся в поддержке. Так, «Ростелекому», выходящему из клинча менеджмента, будут крайне полезны эффективный маркетинг машины сотового бизнеса и виртуозное умение шведов экономить на затратах. И темной лошадке «Основе Телеком» помощь Tele2 также будет весьма уместной.

Что в основе?

Как рассказывает Алексей Ким, гендиректор компании «АйКомИнвест», которой принадлежат 75 процентов акций «Основы Телеком», до конца следующего года сети LTE будут построены в 165 городах, причем не в виде формального присутствия одной базовой станции, а в форме сплошного покрытия всей городской агломерации. На эти цели инвестор планирует потратить до трех миллиардов долларов. И одновременно на этой же инфраструктуре создать еще одну сеть в интересах второго владельца «Основы Телеком» (оставшиеся 25 процентов ее капитала принадлежат Минобороны России), тоже за свои деньги. Заявка настолько амбициозная, что, по мнению ряда экспертов, вряд ли практически выполнимая. Тем более что есть прецеденты — примерно в том же стиле, только без «обременения» силовой составляющей, несколько лет назад заявила о своих дерзких планах Yota.

Сходство прослеживается по многим деталям двух инвестпроектов: строительство сети LTE с нуля, ставка на услуги широкополосного Интернета (для передачи голоса сегодня пока нужна вторая сеть 2G), федеральный масштаб, быстрый захват рынка и даже административный ресурс. Мало кто на рынке сомневается в его наличии у «Основы Телеком» — федеральную полосу достаточно чистых частот не каждый сможет получить без конкурса. Правда, за несколько лет гонора у Yota заметно поубавилось: строительство осложняется скандалами с региональными компаниями, оказавшимися в том же частотном диапазоне, выбор LTE-терминалов совсем небогат, а деньги инвестора иссякают быстрее, чем хотелось. Призванная для поправки финансового и технологического здоровья «большая тройка» повернула дело так, что очертания гордой и независимой птицы Yota стали практически неразличимы на фоне «МегаФона». Но владельцы «Основы» работу над ошибками Yota, безусловно, провели. Например, придумали нетривиальный вариант наполнения рынка LTE-устройствами.

Диапазон частот 2,3—2,4 ГГц, выделенный «Основе», выбрали для развития сетей LTE Китай, Индия и некоторые другие страны. И это отличает бойкого новичка от конкурентов по LTE — под их очищенные частоты производители не спешат разрабатывать модели терминалов, рынок сбыта ведь невелик. Совсем другое дело, когда будущая абонентская база «Основы» сразу оказывается кусочком восьмисотмиллионной China Telecom. По расчетам маркетологов «АйКомИнвест», общий объем российско-азиатского рынка сбыта обещает невысокую стоимость и большое разнообразие LTE-устройств.

«Основа» отказалась от весьма трудоемкой и затратной части строительства магистральных каналов, соединяющих города. «На рынке есть немало операторов помимо «Ростелекома» и ТТК, например регионального масштаба, у которых можно брать ресурсы магистральной сети в аренду, — поясняет Алексей Ким. — Мы провели расчеты и выяснили: стоимость аренды этих ресурсов в настоящее время такова, что строить свою магистраль нам не нужно. Вполне можно арендовать». Правда, Александр Крупнов сомневается, что вопрос магистральной сети легко решить с помощью недорогой аренды свободных региональных емкостей: «Какое качество будет у таких арендованных участков? У «Ростелекома» есть старые участки сети, в частности международные каналы с выходом на Японию, Южную Корею, Данию, которые не способны поддерживать передачу трафика данных LTE, очень критичного к задержкам при передаче по каналу связи». К тому же заявленных трех миллиардов в любом случае не хватит даже на строительство базовых станций по городам и весям. «В течение первых нескольких лет строительства 3G-сетей участники «большой тройки» выложили по 10—15 миллиардов долларов»,— напоминает Александр Крупнов. В общем, куда ни кинь, всюду клин. Но совместное предприятие с Tele2 Россия разрешает множество проблем.

Сила альянса

Tele2 дает «Основе» голос, неплохое региональное LTE-покрытие (технейтральность, напомним, — дело ближайшего времени), а также имидж привлекательного актива, способного привлечь инвестиции. Но не делайте поспешных выводов о том, что «Основа» — это новый отраслевой фаворит, которому создаются оранжерейные условия. Комбинация «Ростелеком» + Tele2 выглядит не менее впечатляюще. А вот вместе «Ростелеком» и «Основа», дополненные ресурсами Tele2, образуют качественно новый расклад сил.

Из двух федеральных активов с разными полосами частот, находящихся под управлением государства, составляются два контура сети для спецпотребителей — только «Основа» создает свою часть впервые, а «Ростелекому» эта функция присуща с начала времен. Два контура резервируют друг друга, обеспечивая повышенную надежность. Причем один заточен на китайский вариант LTE, а второй — на европейский (1800 МГц). Более того, этот вариант выглядит самым предпочтительным. Как рассказывают источники, знакомые с российскими требованиями к сетям связи двойного назначения, физическое разделение гражданских и военных каналов обязательно. Тогда, кстати, становится понятной причина обращения Сергея Шойгу к руководству страны, всколыхнувшее не так давно рынок. В нем содержалось предложение отозвать у «Основы Телеком» право единственного поставщика услуг беспроводного ШПД в диапазоне 2,3—2,4 ГГц для нужд Министерства обороны. «Основа» получила такое право ровно через три месяца после скандального решения ГКРЧ по разделу LTE-частот.

Вполне вероятно, что наблюдаемый ныне большой передел телекомрынка вовсе не сводится к вопросу, кому достанется Tele2 Россия. Разыгрывается многоходовая комбинация, соединяющая в конце концов «Ростелеком» и «Основу Телеком» в формате современной широкополосной сети для абонентов в погонах. А что от всего этого получают граждане? Не останутся ли их интересы на обочине прогресса?

Каждому свое

«АйКомИнвест» обещает гражданам новые сервисные «пряники»: скорость уровня 52 Мбит/с, а также новые необычные услуги, например класса M2M (machine-to-machine): охранная сигнализация, видеонаблюдение, датчики утечки воды, газа и прочее, «умная» бытовая и автомобильная электроника со своими IP-адресами, которой можно управлять со смартфона. Здесь есть свободная рыночная ниша. Хотя сервисы M2M предлагают все ныне действующие сотовики, они концентрируются главным образом на тех из них, которые не требуют широкой полосы пропускания: транспортные приложения, включая навигацию, управление функциями безопасного дома и т. д. — все, что основано на передаче телематических данных. А вот для так называемых M2M-услуг потребительской электроники, скажем, для управления перекачкой тяжелых мультимедийных файлов между домашней, автомобильной и персональной электроникой, требуются широкие каналы LTE. В этой части «Основа» рассчитывает на помощь китайских товарищей. «China Mobile разработала спецификацию и раздала ее всем производителям, чтобы все устройства были совместимы друг с другом и с сетью оператора, — рассказывает Алексей Ким. — Сейчас в ней около 300 типов устройств». Замысел китайцев понятен: навязать формирующемуся рынку свои стандарты связи «умных» устройств друг с другом и с сетью оператора, а также подсадить на них производителей «умных» автомобилей, телевизоров, плееров. А затем предлагать своим абонентам новые услуги по невысоким ценам, как этого требует их национальная стратегия в сфере связи. Вот только списать все у китайцев вряд ли удастся.

Знак неравенства

С одной стороны, по уровню проникновения мобильного доступа в Интернет Россия выглядит на мировой арене очень неплохо. Но с другой стороны, большая часть владельцев мобильников (от 60 до 70 процентов по разным источникам) выходит в Интернет с обычных сотовых телефонов, и голос пока явно доминирует на российских просторах. Склонить эти 60 или 70 процентов к приобретению LTE-девайса и навороченных контентных услуг — дело практически безнадежное, потому что в большинстве случаев скудость потребностей объясняется скромностью соответствующей строки семейного бюджета. Впрочем, как рассказали в «АйКомИнвест», компания и не собирается заниматься этими категориями населения. «Если говорить об отдаленных и малонаселенных территориях, то, думаю, создание инфраструктуры связи в таких местах — это в том числе государева задача, — говорит Алексей Ким. — Есть, например, фонд универсальной услуги, созданный для того, чтобы приводить связь в труднодоступные малонаселенные места. Почему бы не пустить эти средства на развитие инфраструктуры мобильного ШПД?» Мысль не новая. Загвоздка только в том, как трактуют операторы понятие «убыточная территория».

Удивительно, но в некоторые регионы, вовсе не самые бедные, Интернет сегодня приводят только магистральные операторы. Вот на прошлой неделе мэр Якутска пожаловался Дмитрию Медведеву на то, что цена интернет-доступа в городе на порядок выше, чем в соседних регионах, — 1100 рублей ежемесячно приходится отдавать обычному жителю «алмазной» столицы России за канал со скоростью 1 Мбит/c.

Интернет-услуги оказывают там только «Ростелеком» и ТТК. А где же остальные коммерческие операторы, которые, по идее, должны бороться за право предложить свои инновационные услуги «алмазодобытчикам» Якутии? Вполне вероятно, что они давно бы с помощью услуг M2M превратили свои жилища в «умные» дома. Если бы кто-то им эти услуги предложил.

Высокие тарифы на Интернет в таких краях не объяснить одной лишь операторской жадностью. Просто строить сети там очень дорого. Высокая капиталоемкость новых технологий, длительная окупаемость и низкая маржа — вот три кита, на которых стоит сегодняшняя высокоскоростная мобильная связь, отмечает Александр Крупнов. И эти три кита наотрез отказываются проживать в Якутии, а также на Дальнем Востоке, где, по оценкам «Яндекса», стоимость доступа в 12 раз выше, чем в Санкт-Петербурге. Список можно продолжать...

Получается, что российское цифровое неравенство — весьма сложная конструкция, далекая от механического противопоставления города и умирающей деревни. И цифровое неравенство общества формируется не только по линии расслоения доходов, но и на границе доходности для сети коммерческих операторов. Причем для устранения неравенства второго типа есть известное лекарство — госдотации. Ни одна развитая страна не смогла обойтись без казенных вливаний на этапе превращения рынка мобильного ШПД в общедоступный. Но вот что важно: эти средства не закапываются в землю в виде кабелей, идущих к умирающим деревням, а направляются на стимулирование коммерческих компаний к осваиванию телекоммуникационных неудобий. «Отраслевой регулятор должен обеспечить коммерческим операторам возможность развития на неудобных территориях за счет гарантий госзаказа», — уверен Виталий Слизень. С этой точки зрения Минобороны свой госзаказ обеспечило: «Основа Телеком» взялась за работу с гражданами по своей специфической программе. Теперь дело за Минкомсвязью — организовать аналогичную работу своих гражданских операторов. Иначе высокомаржинальные с точки зрения операторов территории станут еще богаче сервисами, а малопривлекательным светит разве что телефон службы спасения 112.

Прогноз

Вы верите в рывок компании «Основа Телеком» на массовом рынке?

Виталий Слизень, член совета директоров компании INOVENTICA

Да, «Основа Телеком» может вырваться в лидеры в сфере услуг мобильного ШПД. Например, компания «ЭР-Телеком» сделала это на рынке фиксированного ШПД. Главным аргументом за становится наличие расчищенных частот, а с этим у «Основы» все в порядке. Другое дело, что пока компания не показала, что у нее есть уникальные сервисы, за которыми граждане выстроятся в очередь, и тогда лидерские позиции могут быть заняты только в отдельных регионах. Вообще сами по себе новые сервисы не являются залогом стабильного лидерства, его составляют команда, финансирование, время.

Александр Крупнов, президент Инфокоммуникационного союза

У «Основы Телеком», на мой взгляд, нет реальных возможностей для рывка в федеральные лидеры. Думаю, ее судьба — стать узконишевым оператором. Но это не ее вина. Главная проблема в том, что усилиями операторов в нашей стране мобильные технологии уже готовы обеспечить всевозможные услуги для населения, но нет инфраструктуры у соответствующих предприятий — в ЖКХ, медицине, образовании и т. д. Нет даже концепции применения ШПД-услуг в этих сферах жизни. Да и в связи с низким качеством жизни доступность всяческих «умных» услуг типа M2M у нас тоже крайне низка.

M&A

Уходящая натура

Юрий Домбровский, один из создателей российского бизнеса Tele2, президент Millicom/Tele2 Россия, до 2011 года председатель консультативного совета Tele2, президент Ассоциации региональных операторов связи

Ровно два десятилетия назад мне посчастливилось встретиться с Яном Стенбеком, выдающимся шведским предпринимателем, визионером, о котором написано немало книг. Меня поразила его уверенность: Россия станет великой мобильной державой. Поверить в то, что «трубки», стоившие тогда по пять тысяч долларов, завоюют нищую страну, было невозможно. Но 15 лет спустя так и случилось. И Ян Стенбек внес в этот результат свой вклад и свои деньги: еще в 1991 году он через контролируемую им компанию «Милликом» становится акционером «Московской сотовой связи», а в последующие годы «дочки» «Милликома» появляются по всей стране.

В 2001-м Стенбек решает «перепродать Россию»: от «Милликома», работающего на развивающихся рынках, созданному им же европейскому оператору Tele2. Помню свои ощущения, когда в декабре 2001 года ваш покорный слуга, руководивший тогда «Милликом-Россия», приехал в Стокгольм на переговоры с президентом Tele2 Ларсом Ярнхаймером. Меня отвели в маленькую переговорную комнату, куда вскоре и пришел Ярнхаймер. Я, честно говоря, обиделся: не удостоил чести принять меня в своем кабинете! Но каков же был мой шок, когда вскоре я обнаружил, что собственного кабинета у него и не было. Президент сидел в огромной открытой комнате вместе с сотней сотрудников Tele2.

Эти два человека — Стенбек и Ярнхаймер — развили поразительную корпоративную культуру: экономь на всем и предоставь самые дешевые услуги своим клиентам. Лозунг No prestige («Нет чванству») висит на стенах всех офисов Tele2. Никаких бизнес-классов и дорогих отелей. Тотальная экономия на рекламе и маркетинге мастерски возмещается креативом. В Омске перед запуском сети Tele2 в день школьных выпускных вечеров на улице появляются «беременные» школьницы с плакатиками «У меня не было денег позвонить маме». В Питере вокруг одного из павильонов на телекоммуникационной выставке ходит небольшая процессия с гробом «Хороним дорогую мобильную связь».

Самым трудным в новой жизни Tele2 будет сохранить творческий дух и корпоративную культуру шведской машины контроля и отчетности.


Юрий Домбровский

пре­зи­дент Millicom/Tele2 Рос­сия

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера