Архив   Авторы  
Темур Козаев

Рука качающего
Hi-techБизнес

Власть объявила торрент-пиратам полномасштабную войну. «Итоги» прогулялись по местам будущих сражений

 

На совещании Владимира Путина с деятелями российской киноиндустрии, которое состоялось в последних числах мая, вопрос результативности отрасли был поставлен предельно жестко: в условиях, когда вливания бюджетных средств в отечественное кино исчисляются миллиардами, что мешает мэтрам создавать хорошее кино, раскручивая этим маховик коммерческого успеха отрасли? Ответ деятелей кино оказался удивительно единодушным: причина всех бед — интернет-пираты, отнимающие у правообладателей огромные деньги. Те самые средства, которые могли быть пущены на кинопроизводство. По нашей информации, ВВП проблемой проникся, а потому власть намерена объявить пиратам полномасштабную войну. «Итоги» прогулялись по местам будущих сражений.

Как считать

На нужды развития российского кино из бюджета страны в нынешнем году выделено 6,612 миллиарда рублей. Согласно данным аналитиков filmpro.ru, только за первые месяцы года упущенная прибыль от нелегальных просмотров Top-10 самых кассовых фильмов превысила три миллиарда. Как получаются такие цифры?

Юристы, специализирующиеся на делах по возмещению ущерба, нанесенного интернет-пиратами, рассказывают, что механизм расчета достаточно прост: значение счетчика посещений зловредного сайта умножается на стоимость билета в кинотеатр. Понятно, что такая оценка весьма относительна: далеко не всякий юзер, «качнувший» фильм с торрент-трекера, со стопроцентной вероятностью отправился бы в кинотеатр, ежели бы пиратский ресурс не работал вовсе. Однако есть еще один механизм формирования упущенной прибыли — пиратские сайты перехватывают часть рекламного бюджета. В прошлом году аналитики зафиксировали передел рынка нелегальных скачиваний кинофильмов — торрент-трекеры резко рванули вперед, увеличив свою долю с пяти процентов в 2010 году до 62 процентов по итогам 2012 года. Главные причины — доступность широкополосного доступа в Интернет по всей стране и бурное развитие сектора бытовой электроники. Последний фактор сыграл злую шутку: если пару лет назад на торрентах водились лишь «тряпочные» копии фильмов с ужасным качеством, то сегодня, как говорят эксперты, на недорогую камеру, приобретенную в ближайшем магазинчике электроники, можно отснять в кинозале вполне приличную копию с приемлемым качеством звука. Доля такой продукции в пиратском ассортименте сегодня заметна — она обычно помечается как «отличное качество». Собственно, доступность «качественного товара» и привела к резкому росту трафика на нелегальных сайтах, а также к увеличению их количества. Это объясняет, почему именно торренты оказались главным раздражителем боссов от киноиндустрии. Точные финансовые и юридические оценки еще впереди, но тенденция очевидна: торрент-трекеры в самое ближайшее время окажутся вне закона.

Casus belli

Утверждать, что киноиндустрия до этого момента никак не боролась с пиратами, в корне неверно. По итогам 2012 года рекордные кассовые сборы в районе 1,2—1,6 миллиарда рублей получили, например, модная молодежная франшиза «Сумерки. Сага. Рассвет: Часть 2», всенародно любимые мультики «Мадагаскар 3» и «Ледниковый период 4», а также «Люди в черном 3». Билеты на «Сумерки» не поленились купить 6,2 миллиона человек, а скачали из Сети 120 тысяч, то есть 1,9 процента от общего объема зрительного зала. «Мадагаскар» в кинотеатрах посмотрели 7,4 миллиона человек, услугами пиратов при этом воспользовались 360 тысяч (4,5 процента). «Ледниковый период» стал самой посещаемой картиной в кинозалах — 7,7 миллиона против 490 тысяч скачиваний в торрент-трекерах (6,4 процента). «Люди в черном» привлекли в кинотеатры 4,6 миллиона зрителей, в Сети — 740 тысяч (16,1 процента). Доля пиратских просмотров в общем объеме зрительского интереса не поражает воображение. И вот почему.

Появление пиратских копий в Интернете удавалось успешно блокировать на один-два месяца после премьеры в кинотеатрах. На торрентах они появлялись уже после того, как назначенный правообладателем период премьерной блокировки завершался. Иными словами, на самое лакомое в финансовом отношении время пираты оказывались выключенными из игры. «У нас ведь всего две основные поисковые системы да десяток крупнейших хостингов, надо уметь работать с ними. А законодательная база, необходимая для нейтрализации пиратской активности, есть, — поясняет Сергей Копылов, начальник юридического отдела Координационного центра национального домена сети Интернет. — Если правообладатель извещает хостинг-провайдера или владельца соцсети о наличии на его ресурсе пиратского контента, а тот его не удаляет, то этот хостер несет ответственность наряду с пиратом. Штраф от 10 тысяч до 5 миллионов рублей за каждый факт доказанного размещения нелегального контента. Никаких доказательств ущерба не нужно».

Как правило, в кинокомпаниях этим занимается специальный отдел — его сотрудники весь рабочий день удаляют ссылки на фильмы своих коллекций, число которых в период максимального зрительского интереса исчисляется тысячами. «В большинстве случаев, когда хостер ресурса является российским, проблем с устранением контрафакта не существует, — резюмирует Анатолий Земцов, ведущий эксперт направления Antiparacy компании Group-IB. —А вот когда используются абузоустойчивые хостинги в иных странах, не желающие идти на контакт с правообладателями, именно тут возникают сложности».

Рассказывает Игорь Лебедев, президент группы компаний «Кармен»: «У нашего отдела по предотвращению интернет-пиратства недавно появился свой корпоративный праздник — 18 апреля. В этот день, начав работу с традиционного захода на главный русскоязычный пиратский ресурс мира, непобедимый украинский сайт my-hit, который в течение нескольких лет стоически выдерживал самые яростные атаки правообладателей всего СНГ, наши интернет-бойцы вдруг обнаружили, что ресурс заблокирован прокуратурой города Киева. Вот уже месяц на сайте висит обещание возобновить вещание в прежнем формате, но пока прокуратура города Киева не сдает позиции». Но активность торрентов круто меняет сложившуюся линию фронта борьбы с пиратами: с тысячами пиратских сайтов уже не договориться, нужно трансформировать саму стратегию борьбы.

Вот почему на совещании у Путина происходило то, что называется мозговым штурмом, — генерация как можно большего количества идей. Тут вам и уголовное наказание за создание экранных копий фильмов. И принудительный вывод легальных ресурсов в верхние строчки поисковой выдачи, и блокировка ссылок на пиратские ресурсы. И включение фильмов в реестр сайтов, вредных для детской психики, или создание подобного реестра специально для объектов интеллектуальной собственности. А еще законопроект об ответственности лиц, участвующих в пиратской деятельности. Все эти новации вызвали бурную реакцию сетевой общественности.

Оружейная комната

Идея реестра выглядит привлекательной, потому что на первый взгляд открывает перспективы блокировки нелегальных просмотров в автоматизированном режиме. Но на деле все оказывается не так просто. «Хостер не знает о содержимом файлов, которые хранятся на его площадке, — поясняет Сергей Копылов. — Ему предлагается непрерывно мониторить содержимое своих хранилищ и постоянно сравнивать с образцами, которые размещены в этом реестре». Сделать это в автоматическом режиме и в масштабах крупных хранилищ практически невозможно. К тому же список объектов интеллектуальной собственности не ограничивается фильмами. «По нынешним законам авторским правом у нас охраняется любое произведение, не только высокохудожественное, — рассказывает Сергей Копылов.  — Запись в блоге, фото любимой киски, отсканированный рисунок малыша — все это уже интеллектуальная собственность. И автор может внести ее в реестр защищаемой интеллектуальной собственности». Поскольку все сейчас друга у друга что-то копируют и перепечатывают, каждый такой случай можно превратить в судебное дело о нарушении авторских прав. Широкая общественность об этих возможностях еще не наслышана, но говорят, что подобно патентным троллям уже действуют антипиратские тролли, зарабатывающие на исках о нарушениях авторских прав.

Что касается предложенного Минкультурой законопроекта об ответственности пиратов, то он, как отмечают эксперты, требует кропотливой доработки. И в идеале «допекать» закон нужно не только вместе с крупными правообладателями, но и совместно с интернет-индустрией.

«Сегодня нет никакой возможности отличить легальный ресурс от нелегального. Даже «Яндекс» не берет на себя задачу их различать, — говорит Сергей Корнихин, генеральный продюсер онлайн-кинотеатра ivi.ru. — Поэтому мы выступаем за внедрение российского аналога DMCA (Digital Millennium Copyright Act), дающего, в частности, возможность сообщать поисковику о нелегальных сайтах и обязывающего поисковики блокировать индексацию пиратских ресурсов». DMCA регулирует исключительно вопросы ограничения ответственности в рамках рассмотрения частных исков правообладателей о возмещении убытков и выплате компенсации, возражают юристы в Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), и плохо стыкуется с предлагаемой законопроектом административной ответственностью за нарушения процедуры. К тому же этот закон был принят еще в XX веке и требует «рестайлинга». «Не совсем уверен, что американский или европейский опыт можно без ущерба перенести в рамки российского права, — сомневается Анатолий Земцов. — И какой опыт взять за образец? ACTA? DMCA? Опыт спорен и привел в свое время даже к демонстрациям протеста в Европе».

Понятно, что вариант законопроекта, созданный без участия интернетчиков, вызвал шквал критики. Дескать, за счет одних полноправных участников рынка (интернет-компаний) пытаются решать коммерческие проблемы других (правообладателей), комментируют в компании «Яндекс». «Все поступившие предложения учитывают интересы только одной категории лиц, а именно обладателей прав на произведения искусства, — говорит Михаил Якушев, председатель комиссии РАЭК по правовым вопросам. — Мнение самих авторов этих произведений, экспертного сообщества, а также гражданского общества во внимание, как я понимаю, не принималось». Однако и Минкультуры понять можно — до сих пор любое межведомственное законотворчество растягивалось на многие годы. По сути, после публичного объявления войны сетевым пиратам у регулятора осталось всего две стратегии: стремительный ведомственный блицкриг или тягомотное достижение консенсуса с отраслью связи. Министр Мединский, чувствуя поддержку сверху, выбрал первую стратегию. Дескать, сначала ввяжемся в бой, а там поглядим. Хотя понятно, что уже скоро ответный удар нанесут отраслевые лоббисты — и в Думе, и в Минкомсвязи. Так что Мединскому находить консенсус рано или поздно придется. Главное, чтобы поиск компромисса не превратился в бесконечный сериал.

Ну, за легализацию!

Культовая «Легенда № 17» в легальном кинотеатре ivi.ru была недоступна для просмотра до конца прошлой недели. Теперь фильм можно посмотреть в платном режиме, а бесплатные сеансы в обмен на просмотр рекламы появятся только в конце августа. «Когда человек вбивает в поисковую строку название фильма, который еще идет в кинотеатрах (а это основная масса запросов), то поисковик выдает ему в первую очередь список пиратских ресурсов, — поясняет Сергей Корнихин, — потому что у легальных кинотеатров такого контента, скорее всего, на этот момент нет». Таковы договоренности с правообладателем, поясняют в компании. А вот «Елену», у которой премьерный период истек еще в прошлом году, на легальных сайтах тоже не найти. Эксперты поясняют: права на трансляцию фильма продаются на определенный период. Например, голливудские студии предпочитают всего несколько месяцев, наши могут дать разрешение на год. Как договоришься. Иными словами, доступность кино далеко не на 100 процентов зависит от самого ресурса: то «Доктор Хаус» может оказаться запредельно дорогим для приобретения прав, то с нашим продюсером не удастся договориться о покупке следующего временного слота.

Но что делать, если на легальных ресурсах кино не оказалось, а до ближайшего кинотеатра несколько сотен километров? На том же совещании Станислав Говорухин сказал, что половина населения страны находится в таких условиях. Коллеги режиссера подтвердили: да, невыгодно строить кинозалы в населенных пунктах численностью менее 200 или даже 300 тысяч жителей. А посмотреть кино хочется. Широкополосный Интернет со всей своей рекламой кино шагает по нашим регионам, и пираты заполняют неудовлетворенный спрос в регионах своим предложением.

Вопрос можно поставить и иначе: так ли уж необходима в нашу виртуальную эпоху временная отсрочка на запуск в интернет-прокат горячей новинки? Даже в Москве, напичканной суперкинозалами в шаговой доступности, далеко не каждому повезет попасть на премьеру. Кто-то банально не может вырваться в кино из-за напряженного рабочего графика, а дома с удовольствием посмотрел бы на экране домашнего кинотеатра хороший фильм — денег на такое удовольствие не жалко. Иными словами, медаль «За борьбу с пиратством» имеет вторую сторону — это переориентация пользователей пиратских сетей не только на офлайновые кинотеатры, но и легальные интернет-залы, которые бы делились выручкой с правообладателем.

По последним данным comScore, по критерию объемов просмотра видео российский рынок — четвертый в мире после США, Японии и Китая. «По нашим оценкам, в области онлайн-просмотра кино легальный рынок занимает около 20 процентов», — отмечает Сергей Корнихин. При этом, замечает Егор Яковлев, генеральный директор Tvigle Media, рекламная модель показа реально приносит правообладателям деньги уже сейчас. Потенциал роста легального сегмента, по оценкам эксперта, — десятки раз.

Иными словами, цели поставлены, союзники известны, конкурентная среда понятна. Вот только решить проблему пиратства хорошо бы по всем фронтам. От «Веселого Роджера» страдает ведь не только киноиндустрия, но и другие производители качественного контента. В первую очередь российские издательства. Не секрет, что количество нелегально скачанных книг и журнальных статей зашкаливает, а убытки издателей исчисляются цифрами с многими нулями. Как жаль, что лоббистский потенциал последних куда меньше, чем у маститых деятелей кинокультуры.

Мнения

От чего зависит полная победа над виртуальными кинопиратами?

Игорь Лебедев, президент ГК «Кармен»

Все соцопросы говорят о том, что наш человек не считает справедливым оплату права пользования чужой интеллектуальной собственностью. В этой ситуации выход, на мой взгляд, один: необходимо вообще исключить для пользователя возможность выбора между легальным и нелегальным контентом. То есть на законодательном и исполнительном уровнях мы должны действовать в десять раз жестче Европы и Америки. И именно эта жесткость может спасти наше кино.

Сергей Плуготаренко, директор Российской Ассоциации электронных коммуникаций

Все усилия правообладателей, естественным и понятным желанием которых является заработок с помощью Интернета, и законотворцев должны быть направлены не на выработку новых ограничений и искусственных правил поведения в Сети, функционирования контент- и сервис-провайдеров, включая видеохостинги и поисковые системы, а на помощь Рунету в перетягивании потребителей нелегального контента в армию легальных пользователей. Но это требует усилий, причем комплексных.

Михаил Якушев, председатель комиссии РАЭК по правовым вопросам

Необходим правильный баланс между общественными интересами, связанными с обеспечением максимально широкого доступа к произведениям отечественного и мирового искусства, а также науки, и коммерческими интересами правообладателей, заинтересованных в приумножении своих прибылей. Пока мы видим, что коммерческая составляющая является основным мотиватором в принятии решений, а иные предложения остаются на периферии внимания нынешних российских регуляторов.

Откуда россияне черпают нелегальный контент?

2010 год

Файлохранилища 81%

Онлайн-просмотры 14%

Торренты 5%

2012 год

Онлайн-просмотры 38%

Торрент-трекеры 62%

Источник: filmpro.ru, 2013 г .

В фокусе

Шутки в сторону

Вопрос сегодня не в том, чтобы оздоровить рынок интернет-прав для отечественного кино, а в том, чтобы создать его заново. Его сегодня попросту нет. Доля легального контента снизилась настолько, что если и дальше не будет адекватной законодательной инициативы, очень скоро доля пиратского контента достигнет ста процентов. Почему мы оказались в такой ситуации, несмотря на то, что еще в 2007 году все было очень неплохо и мы могли снимать фильмы вообще без государственной поддержки?

Именно в 2007 году начался взрывообразный рост широкополосного Интернета — до ста процентов в год. Сегодня уровень его проникновения составляет 73 процента. Мы видим, что реальность радикально изменилась, а правовая база на эти изменения никак не среагировала.

Одна отрасль — телекоммуникации — переживает стремительный подъем за счет развития национальной культуры. Музыка, книги — эти сегменты легального контента при смерти, кино еще немного держится за счет кинопроката. Но в отсутствие механизмов самовоспроизводства рынка соответствующие рыночные отношения уходят, и остается только господдержка. Что бы мы ни делали сейчас, вывести кинорынок на рентабельный уровень не удастся. Он ведь только называется рынком, а на самом деле фактически уже выведен из сферы бизнес-отношений.

Те самые пираты, о которых в последние дни много говорят, это лишь верхушка айсберга. Они живут в основном за счет рекламы. Но есть магистральные операторы — они зарабатывают миллиарды, прокачивая по своим сетям пиратский трафик. И есть поисковики, которые указывают пользователям, где лежит нелегальный контент. Здоровый кругооборот денег прерван. Этот рыночный вакуум, по моему убеждению, был создан искусственно для решения одной задачи — всемерного развития одной-единственной отрасли телекоммуникаций. Сегодня страна ею гордится. Но для нас это обернулось принудительным отчуждением нашего продукта — фильмы, книги и музыку воруют. Причем это воровство фактически узаконенное. Вот почему прорыв сегодня возможен только в законодательной сфере.


Анатолий Максимов

про­дю­сер

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера