Архив   Авторы  

Взять и отменить
Hi-techБизнес

Не ударит ли отмена национального роуминга по карману потребителя?

 

Прошлая неделя была отмечена знаком отмены национального роуминга у российских операторов мобильной связи. Вернее, предложением такой отмены, что, тем не менее, сразу вызвало общественное ликование — еще один удар по мобильному рабству! И вот уже Госдума с завидной расторопностью печет соответствующий законопроект. Революции ныне в моде: это ведь так просто — одним росчерком пера избавиться от тяжелого наследия старого мобильного мира. Однако простые формулировки типа «взять и отменить» бывают только в популистских лозунгах, а на деле все оказывается гораздо сложнее.

А что сложного? «Большая тройка» — не из бедных. Более того, по некоторым оценкам, рентабельность их бизнеса достигает 80 процентов! По другим меньше, но в любом случае не менее 40 процентов. Вполне себе логичный выбор ритуальной жертвы в интересах народных масс. К тому же, по оценкам Дениса Кускова, руководителя аналитического агентства TelecomDaily, доля нацроуминга в выручке операторов составляет не более 3—4 процентов, так что прилюдно «раскулачиваемые» операторы-мироеды не должны сильно пострадать. Правда, возникает вопрос: а стоит ли результат масштабов поднятого шума? Можно привести примеры гораздо более чувствительных для граждан перекосов в тарифной политике: услуги ЖКХ, авиабилеты на внутренних рейсах. «Насущной необходимости менять что-либо в отношении нацроуминга нет. Как не было в 2006 году, когда эта идея впервые активно прорабатывалась тогдашним профильным министерством, — комментирует Виталий Слизень, член совета директоров INOVENTICA. — Вопрос не в том, чтобы какие-то виды платежей взять и отменить, а в том, с какой целью это делается». Вот, скажем, решили в Прибалтике отменить плату в общественном транспорте. Но не для того чтобы сделать приятное гражданам. Просто государственные мужи подсчитали: это экономически выгодно. Другой пример — США, сравнимые с РФ по территории и населению. Там нет нацроуминга, все звонки в любой город страны происходят по одному тарифу. «Это было сделано для упрощения межоператорских расчетов, — поясняет Андрей Скородумов, исполнительный директор Инфокоммуникационного союза. — С США мы сравнимы только по территории, а по развитию экономики, инфраструктуры связи и мобильности населения — очень большая разница».

Действительно, вся Америка исчерчена автодорогами, вдоль которых прокладываются короба для единой для всех операторов магистрали связи еще на этапе создания трасс. Множество операторов связи конкурируют за потребителей. А население там очень мобильное: слетать или съездить на выходные к друзьям на другое побережье — обычное дело. Вот американский регулятор и рассудил, что будет проще и дешевле не контролировать взаиморасчеты всей этой разношерстной операторской братии, а создать условия для саморегулирования. На первом этапе реформы нацроуминга постановили: межоператорские тарифы должны быть не менее чем на 20 процентов меньше, чем пользовательские, а позже и вовсе убрали межоператорскую составляющую, оставив один тариф звонков по всей стране. О таком положении дел даже технически продвинутая Европа может только мечтать.

«Роуминга нет ни в одной стране Европы, но между ними он по-прежнему существует, так как в странах действуют локальные операторы, которые поддерживают и развивают свою национальную телекоммуникационную инфраструктуру, — рассказывает Павел Паплински, директор департамента стратегии и маркетинга Orange Business Services в России и СНГ. — Перемещаясь из одной страны в другую, абонент должен оплачивать услуги обоих операторов — своего домашнего и местного. Общеевропейские регуляторы прикладывают усилия, чтобы сделать роуминг доступнее для жителей объединенной Европы, но вопрос о его отмене пока не стоит». Европейский регулятор в отличие от американского предпочитает принудительное снижение цен на услуги операторов связи в роуминге. Интересно, что в последние годы большая часть европейских провайдеров связи рапортует о замедлении роста или даже падении прибыльности, замечает Мамука Мархулия, директор по корпоративным вопросам и правовой поддержке Tele2 Россия, в то время как у американских — наблюдается рост финансовых показателей.

А у нас ситуация с инфраструктурой не идет ни в какое сравнение с Европой и США. По данным Инфокоммуникационного союза, Россия кардинально отстает от развитых стран по объемам оптических магистральных каналов: в Китае их проложено 3,7 миллиона, в США — 2,8 миллиона, а у нас, извините, всего 600 тысяч километров. До 30 процентов федеральных автотрасс — вне зоны действия мобильных телефонов, говорят в TelecomDaily. Нам еще строить и строить. И потому плата за нацроуминг — это своеобразный налог на строительство новых каналов связи, что-то вроде мобильного межгорода. Кстати, термин «межгород» употребил и глава Минкомсвязи Николай Никифоров, объясняя позицию российского регулятора в данном вопросе. С его слов получается, что нацроуминг надо отменить, а вот плату за межгород оставить. Но ведь речь идет об одном и том же? Иными словами, словосочетание «внутрисетевой роуминг» выведут из употребления, а вместо него будут говорить «междугородняя связь»? Но будут ли эти словесные упражнения сопровождаться реальным обнулением роуминга? Возможно. Вот только «пипл», чье расположение пытаются завоевать политики, может в результате сильно разочароваться. Поскольку в ответ операторы просто повысят тарифы на местные звонки, размазав отнятые доходы по всей абонентской базе. И получится, что за более низкие тарифы для пяти процентов мобильного российского населения будут платить все, даже пенсионеры, не имеющие средств выехать куда-либо за пределы родного города.

Дело в том, что экономика национального роуминга гораздо сложнее, чем ее представляют горячие депутатские головы. «Сегодня в РФ имеется дифференциация тарифной политики в зависимости от уровня развития экономики в том или ином регионе, — поясняет Александр Голышко, руководитель рабочей группы при Минкомсвязи и АДЭ по разработке концепции будущего регулирования отрасли. — Внутрисетевой роуминг позволяет поддерживать низкие тарифы на вызовы в домашнем дотационном регионе, а их у нас гораздо больше, чем доноров». К тому же для мобильного межгорода порой приходится арендовать каналы связи у коллег по цеху. Отношения эти строятся по принципу «как договоришься» и усугубляются, как рассказывает Юрий Домбровский, президент Ассоциации региональных операторов связи, запретом напрямую передавать звонок в сеть соседнего региона — только через посредника.

Таких странностей накопилось множество. Частично они объясняются тем, что существующая структура присоединений операторов друг к другу была когда-то разработана с очевидной целью — собирать платежи в пользу «Ростелекома», который был главным в стране по строительству новых линий связи. Так что если уж какие революции и назрели, то в первую очередь это модернизация непрозрачной структуры того самого межгорода, о котором говорит отраслевой министр. «Идея отменить нацроуминг сама по себе хороша, — уверен Элдар Разроев, независимый эксперт в сфере сотового бизнеса. — Но без общей комплексной перестройки всей схемы транзита трафика и взаимных расчетов операторов и абонентов она теряет смысл». Если Николай Никифоров имел в виду эту комплексную задачу, то честь ему и хвала. Вот только заявленный срок ее исполнения — июль нынешнего года — навевает сомнения, как бы стремление устроить революцию в отрасли не обернулось видимостью реформ и пшиком для потребителей. Ведь «операторы-мироеды» найдут способ отыграться на наших с вами кошельках.

Вы проголосовали бы за отмену национального роуминга?

Если речь идет о том, чтобы просто отменить национальный роуминг, то я против. А вот если речь идет о соответствии цен на услуги связи уровню развития телекоммуникационной инфраструктуры в стране, то изменения давно назрели. Пора ввести разумный механизм возмещения операторских затрат, причем прозрачный. Ведь до сих пор никто, кроме самих операторов, не может точно сказать, насколько критичны для их бизнеса доходы от национального роуминга.


Виталий Слизень

член со­ве­та ди­рек­то­ров INOVENTICA

Внутрисетевой роуминг в больших странах — это необходимость, вызванная затратами операторов. Отмена роуминга может повлечь увеличение базовых тарифов для всех абонентов. В итоге от отмены роуминга выиграют только те 3—5 процентов пользователей, которые совершают поездки за пределы своего региона. Постепенное снижение цен на него возможно, поскольку цены на роуминг подчиняются тем же рыночным механизмам, что и базовые тарифы.


Мамука Мархулия

ди­рек­тор по кор­по­ра­тив­ным воп­ро­сам и пра­во­вой под­дер­жке Tele2 Рос­сия

Если под нацроумингом подразумевать междугороднюю связь, то отказаться от него можно будет, лишь когда появится развитая инфраструктура связи по всей территории страны. А до тех пор операторы должны видеть экономический смысл дальнейшего строительства магистралей. Без доходов от «межгорода» на какие средства их строить? Уравниловка тарифов по стране неизбежно приведет к росту цен на местную связь и, возможно, к падению качества услуг.


Андрей Скородумов

ис­пол­ни­тель­ный ди­рек­тор Инфо­ком­му­ни­ка­ци­он­но­го со­юза

Сценарии

Без шума и пыли

Ликвидация внутрисетевого роуминга, считает Александр Голышко, руководитель рабочей группы при Минкомсвязи и АДЭ по разработке концепции будущего регулирования отрасли, — дело будущего: «Махать шашкой я бы не стал, а вот с применением кнута, но и пряника вполне возможно за три-четыре года поэтапно, по регионам, ликвидировать нацроуминг в федеральном масштабе». Аналогичные процессы стирания различий в тарифах будут постепенно происходить и со всеми другими видами ИКТ-услуг по мере того, как они все больше будут мигрировать на IP-технологии. Интернет ведь не знает границ городов, областей и стран. В целом сеть будущего должна быть однородной, то есть любой сервис должен предоставляться по одним принципам и механизмам ценообразования. А схемы внутреннего перекрестного субсидирования региональных сетей, которые сейчас оборачиваются проблемами для потребителей, станут внутренней рабочей задачей инфраструктурного оператора. Совсем недавно стало известно, что крупнейшие операторы связи ЕС собираются создать единую общую инфокоммуникационную сеть — это может быть выгодно всем: как операторам, так и пользователям. Наверное, нынешние усилия регулятора должны учитывать и такую перспективу развития.

Миноритарии

Уход за дойной коровой

Я, конечно, поддерживаю стремление к снижению затрат граждан на сотовую связь и роуминг, но обратите внимание: предложенный законопроект не учитывает самого факта наличия в РФ региональных сотовых операторов. Он изначально составлен в предположении, что в стране работают только три федеральных оператора, полностью ее накрывающих своими сетями, и их путешествующие абоненты всегда получают связь от одного из трех поставщиков услуг. А как же быть с почти 40 миллионами абонентов региональных операторов сотовой связи, чьи сети ограничены только своим регионом? За обслуживание своих абонентов, гостящих, например, в Москве, региональные операторы платят сегодня тройке столичных операторов. При запрете переносить эти расходы на абонентов-роумеров оплачивать их путешествия придется всем остальным. Но в чем провинились те малоплатящие абоненты региональных операторов, у которых средний разовый платеж составляет 20 рублей? Похоже, только тем, что их операторам не разрешают строить сети в Москве?

Думаю, усилиями нашей ассоциации у нас развивается конкуренция, благодаря которой цены на рынке сотовой связи неуклонно снижались все предыдущие годы. Сравните, например, с многократно возросшими тарифами естественных монополий и ЖКХ. Цены на сотовую связь в России — одни из самых низких в мире, у нас она дешевле фиксированной телефонии. При этом очевидно, что пропуск трафика по российским просторам отнюдь не бесплатен: на постройку и эксплуатацию межрегиональных компонентов своих сетей сотовые операторы тратят значительные средства. Я уверен, что необходимо сохранение платы за междугороднюю связь. Отмена платы похоронит междугороднюю связь России.

В целом я считаю неверным взгляд на сотовый бизнес как на дойную корову и вытекающие из этого взгляда всяческие «социально полезные» его обременения, стремление жестче его регулировать. Сотовая связь — это само по себе огромное социальное благо для населения. Не следует забывать, что сотовые операторы фактически телефонизируют сейчас сельскую местность, охватывая населенные пункты, куда проводная телефония не придет никогда, и предлагая при этом самые низкие тарифы. Фактически деньгами сотовых операторов пополняется резерв универсального обслуживания, за счет которого государство намерено в ближайшие годы обеспечить каждое домовладение РФ широкополосным доступом в Интернет.


Юрий Домбровский

пре­зи­дент Millicom/Tele2 Рос­сия

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера